Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 28 марта 2024 г.
Экономит копейки, потратит миллиард?
В рязанскую «Новую» обратилась бывшая сотрудница крупной строительной компании, рассказавшая о внутренней кухне экс-работодателя

 

В последнее время о стройке на территории бывшего шпалопропиточного завода Рязани новости приходили редко. Под конец зимы группа компаний (ГК) «Зеленый сад» тихо приступила к работам и первым делом взялась, по словам ее представителей, снимать зараженный грунт, пообещав позднее утилизировать токсичную землю. Добавим – за огромные деньги. А в марте в редакцию «Новой» обратилась бывшая сотрудница «Зеленого сада». Ее рассказ не о строительстве микрорайона около Борок, но он содержит немало интересных фактов и параллелей.


Между школой в Строителе и шламонакопителем всего километр. Фото: соцсети

Напомним, на участке, где более века располагалось опасное производство, хотят построить комплекс из 8-этажек. «Новая» писала о проблеме и в 2022-м, и в 2023 году. Вокруг этой площадки сложилась скандальная ситуация, поскольку ни девелопер, ни власти, пустившие его сюда, не обращают внимания на два момента. Первый: участок заражен креозотом – крайне ядовитым канцерогеном, которым здесь более века обрабатывали шпалы («Не дайте создать онкологическую бомбу!»). Второй: отравленная земля входит в зону охраняемого ландшафта Рязанского кремля («Кремль в воздухе»).

Круговорот золотых спецовок

Девушка, чье имя мы изменим в целях ее же безопасности, проработала в «Зеленом саде» меньше трех месяцев. В конце прошлого года Татьяну и шесть таких же операторов взяли в помощники прорабам – заносить данные в компьютерные программы, чтобы снять нагрузку с технарей, у которых и без делопроизводства на стройках забот хватает. Новые сотрудницы только втянулись в работу, но в начале марта их всех поставили перед фактом: увольняйтесь, пишите заявление по собственному желанию. Причины не объяснили. Далее приведем рассказ самой Татьяны.

– Перед увольнением попросили сдать спецодежду. Тут вопросов нет… Но за ту одежду вычли деньги из зарплаты при расчете! Либо вы забирайте спецовку назад, либо оставьте куртки-брюки тем, кого увольняете, вычтя их стоимость. А тут и то и другое! – рассказала Татьяна. – Ту одежду я вернула на склад в целости и сохранности, но при расчете с меня за нее вычли из зарплаты 15 тысяч. Это наглость несусветная.

В ГК «Зеленый сад», по словам Татьяны, есть соответствующий приказ, согласно которому, если сотрудник не отработал три месяца, то и спецовку сдать на склад он обязан, и деньги за нее с человека вычтут как «возмещение убытков за приобретение спецодежды».

– Но, во-первых, уволили нас всех не по собственной инициативе, а по прихоти работодателя, во-вторых, вещи мне выдали б/у – от полученной куртки, например, пахло мужской туалетной водой. То есть она была ношенная и даже нестиранная, – рассказала Татьяна.

Фото накладной с указанием стоимости той спецовки есть в распоряжении редакции. Там все недешево, ведь это не одна каска: зимняя куртка за 8 тысяч, теплые штаны за 5 тысяч плюс мелочи. Если выдавать тот комплект нескольким сотрудникам, а потом их скоропалительно увольнять, можно получить заметную выгоду. Так в «Зеленом саде» зарабатывают на рядовых сотрудниках? Еще и не так.


С ядовитым грунтом пока работает сам «Зеленый сад», хотя на это нужна отдельная лицензия. Активисты уже написали заявление в полицию. Фото: соцсети

Где-то течет, где-то дует, где-то воняет

– У другой девушки случилась накладка: при приеме на работу, а нанимали нас одновременно, ей ошибочно выдали другую спецовку. Она почти сразу ее вернула, получив потом нужный комплект. Но при увольнении у нее вычли стоимость обоих наборов – все вместе 23 тысячи рублей, – рассказала Татьяна.

Большая часть ее зарплаты, по словам нашей собеседницы, была «черной». Тут доказать что-то сложно, а вот с несправедливыми вычетами девушка намерена бороться – будет обращаться в трудовую инспекцию. К слову, у начальства она пыталась получить ответы на свои вопросы, но на нее просто не обратили внимания.

Сейчас Татьяна уже благополучно работает в другой компании. Мы же, разумеется, не могли не воспользоваться таким случаем и расспросили ее о порядках на стройках «Зеленого сада». Всегда интересен взгляд изнутри.

Дело в том, что девушка ходила по недавно сданной многоэтажке вместе с прорабом. Это такой внутренний стройнадзор для устранения недостатков. Конкретный объект называть не будем, чтобы не выдать нашу собеседницу. Но принцип, похоже, в компании один.

– Я была в шоке от того, в каком виде сдаются квартиры – все сикось-накось. Где-то течет, где-то дует, где-то воняет, простите, г..ном. Условия на объектах для рабочих ужасные, даже воды нет, и некоторые рабочие… Да, прямо здесь это делают. Вот мы и ходили, высматривали недочеты, параллельно принюхиваясь, где убирать надо, – вспоминает Татьяна. – Минимум половину квартир покупатели сразу не принимают. Претензии по окнам, например, бесконечные: при мне бригада из 14 человек, что устраняла недостатки по окнам, работала бесперебойно. Когда я увольнялась, им работы оставалось еще минимум на два месяца. И это на одном доме.

Наценка за ядовитость

Почему мы так много внимания уделили внутренним делам «Зеленого сада»? Потому что буквально в те дни, когда к нам обратилась эта девушка, представители компании обнародовали невероятные объемы ядовитого грунта, который они якобы вот-вот вывезут с территории шпалозавода и утилизируют – по их словам – за счет компании. Тот объем 108 тысяч кубометров. В пересчете на грузовики это примерно 10-14 тысяч (!) КамАЗов, в зависимости от загрузки.

По информации того же застройщика, на этом участке грунт 4-5 класса опасности. Градозащитники через лабораторию выяснили, что здесь есть и канцерогенный бензопирен 1 класса опасности – в материалах, опубликованных от имени «Зеленого сада», об этом ничего не говорится.

А сколько тут грунта 4 или 5 класса опасности будет определять… сам застройщик. Вернее, нанятая им лаборатория. Грунт 5 класса опасности можно использовать для укладки под дорожное полотно. Что касается 4 класса, то утилизация одного КамАЗа с такой землей обойдется в 35 тысяч рублей.

Определять количество тех грузовиков будет, повторим, сам «Зеленый сад», мы для наглядности привели цену для одной машины. А ведь выкопав 1-3 метра земли с ядом, сверху нужно будет насыпать 3-6 метров свежего грунта или песка, поскольку эту территорию во время паводка регулярно подтапливает. Общая площадь участка 10 гектаров. Расходы на работу с наследством шпалозавода выглядят астрономическими.

По информации «Новой», в частных разговорах один из руководителей ГК «Зеленый сад» сказал, что вся эта работа – выкопать загрязненный грунт, утилизировать его, насыпать новый – обойдется в один миллиард рублей.

Тут уже можно браться за калькулятор. По информации, озвученной застройщиком весной 2022 года, общая площадь построенных здесь квартир составит 82 тыс. кв. метров. Если разделить тот миллиард на все метры, то покупателю, например, 50-метровой двушки очистка почвы обойдется в 600 тысяч рублей – такой будет прибавка к без того высокой цене этой недвижимости.

Уверенности в том, что «Зеленый сад» утилизирует все по закону и за такую стоимость – нет. Но даже если компания будет предельно законопослушной, куда денут самую ядовитую землю?

Никто не проверит

Этим вопросом задались и члены регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Они сделали запрос в рязанское УМВД – попросили проверить законность обращения с отходами при строительстве на территории шпалозавода.

– Полиция провела проверку. В ответе нам сказано, что грунт 4 класса опасности отвезут на два километра северо-восточнее деревни Реткино. Судя по кадастровой карте, это муниципальный шламонакопитель около поселка Строитель. Больше здесь везти некуда: кругом посадки, гаражи, сады, – рассказал «Новой» председатель рязанского отделения ВООПИиК Андрей Петруцкий. – Этот шламонакопитель в одном километре от школы. Все лучшее у нас для обогащения олигархов, а не для детей. Но думаю, что здесь ничего и не будет, для галочки привезут два грузовика, снимут видео и всё.

Проверить слова застройщика о его предельно честном исполнении правил работы с отходами некому. Та же мэрия сама выдала разрешение на строительство в загрязненном квартале. Кстати, это разрешение члены ВООПИиК и сейчас намерены оспаривать в суде.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Зона онкологического бедствия

 

Наши страницы в соцсетях

Наталья Поддубная