Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 11 апреля 2024 г.
Сергей Маврин: «Я – философ наоборот»
Один из столпов русского хэви-метал – о судьбоносных городах, «кипеловском» кино и изобретении Пушкиной

 

Мой собеседник из тех, кого назвать «живой легендой» можно не по шаблону. Легендарен Сергей Константинович Маврин как часть супергруппы «Ария» (и вышедших из нее коллективов). Среди визитных карточек русского хэви-метал – песни, музыку для которых писал он. «Город, стоящий у солнца», «Вольная птица», созданные в соавторстве «Пророк», «Герой асфальта» и другие рок-хиты – давно заслуженная возможность почивать на лаврах. Но притягивает к артисту не славное прошлое, а заразительная творческая продуктивность в настоящем, в 61 год. Не собираясь «почивать» и не теряя сценической формы, он завершил проект «Маврин» со стажем в четверть века и тут же начал еще один – MavrBand. Гитарист-виртуоз, обладатель собственной манеры в технике touch style работает с огромным запасом музыкального материала. А также показывает, расширяя круг ценителей, новые и новые инструментальные соло-программы, экспериментирует, что называется, в моменте. С такой программой под названием «Странное танго» он выступил 31 марта и в рязанском «Старом парке». Сам попросил публику задавать вопросы, а затем ответил и на наши – в интервью.


Сергей Маврин. Фото: Андрей Кутарев

Рекорды и день сурка

– Рязань – один из самых посещаемых вами городов, вы неоднократно были здесь именно с инструментальным сет-листом. А 13 лет назад как раз в «Старом парке» дали концерт длиной в четыре часа. Свежее мартовское выступление было еще и интерактивным, прямо в зале стоял микрофон, и вы предлагали пообщаться. Как много значит коммуникация со зрителем? Взаимодействуя с устоявшейся публикой, стараетесь меняться или менять?

– Рязань, так уж получилось, была первым городом, куда я выехал на гастроли с группой «Ария», когда только пришел к ним. Это еще и было в мой день рождения! Ну, а четырехчасовой концерт в 2011-м я перед выступлением как раз вспоминал. Стараюсь держать себя в руках, больше не ставить таких рекордов – часто просто перестаю замечать, как проходит время, если мне интересно. Поэтому иногда ко мне перед концертом подходит менеджер с вопросом: как именно мне семафорить, чтобы я заметил и начал сворачиваться?

По поводу общения с залом – мне нравятся вопросы, которых не ожидаю. Хотя перед выступлением представляю примерно, что могут спросить, есть и вопросы, кочующие из города в город. Многие приходят на концерт впервые – это тенденция последнего года, очень много новых лиц – и они, естественно, не знают, на что я уже отвечал.

Сам я, мне кажется, не меняюсь. Да и менять никого не хочу. Концерты с вопросами провожу только потому, что они все разные, не хочу попасть в день сурка, а в турах есть такая опасность. Предлагали мне от них отказаться, в конце концов, сделать интерактивы редкими, не во всех городах… Но как же я буду разделять? В каком-то городе общаюсь, в каком-то нет? Так не пойдет.

– Вы назвали MavrBand – «парадом вокалистов». Вокальная партия проекта в первой же сессии на фестивале «Metal Елка» объединила таких профи, как Артем Стыров, Андрей Лефлер, Виталий Дубинин и Михаил Сидоренко. Мартовский концерт в столичном клубе Glastonberry прошел со скрипачом Булатом Насыровым и не менее яркими артистами. Как выбирали для этих премьер и атмосферу, и вокалистов, и сет-лист?

– Я выбираю песни, а они уже сами и вокалистов, и атмосферу создают. Попробовать дуэт со скрипачом в инструментале – эта идея уже где-то полгода жива, и мне понравился результат. Даже лучше получилось, чем ожидал. С Булатом было очень комфортно и на репетиции, и на сцене: это невозможно предугадать до совместной работы.

У меня много песен, все они достойны того, чтобы звучать со сцены. Но время течет, и «выдержка» песни всегда придает ей новый смысл благодаря участию разных вокалистов, изменению аранжировок... Это и хочу донести и передать. Пусть теми же словами, но я говорю о новом.

Трудяга -хулиган

– Музыка в электричестве, различные шоу на сцене – это еще и «парад технологий». С точки зрения музыкального качества эта технологичность имеет значение или нет, на ваш взгляд?

– Технологичность и профессионализм, безусловно, имеют огромное значение. Играть плохо – не уважать ни себя, ни слушателя. «Плохо» – в значении «некачественно». Но есть опасность впасть в технологичность, когда кроме идеального звучания нет ничего. И тогда все спецэффекты бессмысленны. Музыка должна быть красивой сама по себе. И не должна быть бессмысленной.

– Так или иначе, в инструментальной программе вы действуете на сцене в одиночку и с минимумом устройств. Мы услышали в «Старом парке» кристальную чистоту звука, а сами композиции отчего-то напомнили картины космонавта Алексея Леонова. Как часто ваша музыка рождается из эмоций, как часто – из случайностей, как часто – из тяги к эксперименту?

– Честно, я не видел картин Леонова. Или видел, но не знал, что это он.  Пишу на эмоциях, это верно, на позитивных или негативных – неважно, главное, на сильных. Заглавную композицию альбома «Белое солнце» написал в новогоднюю ночь, когда умирала моя собака Мотя, с которой я прожил шестнадцать лет. Поначалу мне казалось, что никогда не смогу вынести эту композицию на сцену, у меня все переворачивалось, когда вспоминал... Но нет, я ее исполняю.

А, к примеру, «Странное танго» – дань моему давнему желанию написать танго. В детстве у моей мамы были пластинки с музыкой для танцев, поэтому у меня с ней связаны самые теплые ассоциации. Всегда хотел создать что-то подобное. Но сам я человек не танцующий, потому танго и получилось странное.

– В тяжелой музыке есть возвышенно-героическое, а порой и пафосное начало. Свойственно это и музыке супергруппы «Ария», с наследием которой вы всегда во взаимодействии. Мне же ваш инструментальный стиль показался сдержанно-интеллигентным и – даже с мягким юмором... Немного больше патетики – в недавнем миньоне «Хаос». Как вы сами ощущаете себя в «тяжмете» – героем, исследователем, трудягой, хулиганом, философом?

– Уточню, пафос есть у пауэр-метала. У «Арии» и сопредельных групп есть Маргарита Пушкина, которая на российской сцене и создала эту связку: тяжелая музыка и героизм, легенды, история. Ну, а инструментал тем и хорош, что он для каждого говорит о чем-то своем. Если так угодно, тут можно прибавить библейскую характеристику: с эллинами как эллин, с иудеями как иудей, с язычниками как язычник – музыка с каждым говорит на его собственном языке.

Я трудяга-хулиган, а философия – это что-то мертвое, теоретическое. Вот все эти пространные рассуждения о том, что есть, что должно быть, что могло бы быть… это все мертво, если сам философ не живет по своим правилам. Я – философ наоборот: стараюсь не болтать зря. Потому и люблю инструментал – без лишних слов.

– На концерте вы поделились планами выпустить книгу, о чем она? Это мемуары, история андеграунда и хэви, эссе о творчестве?

– Пишу книгу о своей жизни. Так уж вышло, что она в рок-музыке. Мне хочется рассказать о том, как я прошел этот путь, и ни в коем случае не хочу, чтобы это воспринималось как мемуары или учебник. Просто жду интересных вопросов на концертах. Книга ответит на многое, и на выступлениях не будут спрашивать о том, что уже сказано, а станут интересоваться чем-то новым.

«Очень хочу сыграть в планетарии»

– Разговорившись со зрителями, вы вспомнили, как по молодости, живя недалеко от дома Валерия Кипелова, бывали у него за просмотром фильмов-ужастиков, тогда – новинок, захватывающих воображение и пробуждавших «животный страх» по дороге к собственному подъезду. Тема синематографа всплывает и в названии инструментального альбома, который у вас в работе – «Немое кино». Насколько притягивает кино как метафора и как часть массовой культуры?

– Я не большой поклонник кинематографа. Интересоваться фильмами и даже сериалами – вот у меня сейчас «Шерлок» на паузе – стал недавно. После перерыва, наверное, с того самого периода, когда смотрел кино у Валеры. Делю фильмы на «нравится – не нравится». «Властелин колец» недавно глянул наконец-то. Один из самых любимых – «Кин-дза-дза», вот уж где точно море метафор, которые можно отнести к жизни артиста. А название альбома «Немое кино» появилось само собой, когда я решил, что буду сначала давать композициям названия, а потом уже придумывать музыку. В немом кино же так – музыку пишут для характеристики того или иного действия.

– Готовя нашу беседу в преддверии Дня космонавтики, вспоминая «обложки» некоторых синглов, названия композиций, не могу не поинтересоваться, насколько притягательна для вас тема космоса?

– Знаете, я очень хотел сыграть в планетарии. И до сих пор хочу. Это сложно: надо найти площадку, которая согласится, оборудование, аппаратуру. Еще неизвестно, как будет под таким куполом вести себя звук… Но очень хочу.

И я не воспринимаю космос как место, которое мы рано или поздно должны покорить, для меня это пространство, полное неизведанного, мир огромный. Мы живем на маленькой планете в совсем юной галактике – и мним себя венцом природы. Разве венец природы может быть столь незначителен?

Мы не познали еще собственной Земли, а пытаемся из своей песочницы диктовать законы мироздания. Человек должен стремиться познавать, а не владеть и господствовать. Землян нет еще в космосе по сути, а оружие наше уже там. Мне нравилось то в космонавтике, что земные конфликты были словно отодвинуты от нее. А теперь идет борьба за космос, который не наш.

– В заключение – о вашей родной Казани. Следите ли за жизнью современного города, вдохновляет он еще детскими истоками, воплощаются ли в музыке ассоциации из прекрасного далека?

– Езжу туда периодически, у меня там друзья. 27 апреля тоже поеду на концерт. Сказать, что слежу, нельзя, но радуюсь, когда вдруг что-то попадается в новостях, воспринимаю ее родной. Казань ассоциируется с определенной музыкой, которую я тогда впервые услышал.

Были моменты, уже и в последнее время, когда Казань играла решающую роль. Например, я кое о чем узнал в Казани, что поменяло мою жизнь. Еще я принял решение распустить группу «Маврин», вернувшись именно оттуда – это так совпало, но все же… Были и другие эпизоды, но о них лучше расскажу в книге.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поэзия с привкусом «Черного кофе»


Наши страницы в соцсетях

Ольга Маслова