Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 31 марта 2022 г.
Свежие новости
По мановению палочки
60 лет Рязанского симфонического оркестра в фотографиях, воспоминаниях и музыке


24 марта в областной филармонии отметили 60-летие Рязанского губернаторского симфонического оркестра. И поскольку дарить подарки всегда приятней, чем получать, то в день своего праздника коллектив преподнес преданным зрителям грандиозный концерт. Поздравить оркестр приехали талантливые исполнители, чей творческий путь начался в Рязани: лауреаты международных конкурсов Полина Борисова (скрипка), Елена Семенова (скрипка), Софья Цыганкова (сопрано). Специальным гостем вечера стал лауреат международных конкурсов, пианист Николай Кузнецов (фортепиано). Его выступление прошло при поддержке Министерства культуры РФ в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны». В программе вечера прозвучали сочинения Э. Грига, Ф. Ваксмана, Н. Римского-Корсакова, Дж. Пуччини, Дж. Россини, С. Прокофьева.

Рязанский симфонический оркестр, как любой серьезный коллектив, прошедший несколько этапов становления, имеет долгую и интересную историю. Архивные материалы филармонии сообщают, что уже с середины 1920-х годов в городе существовал симфонический оркестр, образованный при Рязанском музыкальном обществе. Его дирижером и художественным руководителем был Семен Александрович Заливухин, директор музыкального техникума (ныне Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых). В состав коллектива входили как профессиональные музыканты, так и любители. К сожалению, в военное время, в 1943 году, оркестр прекратил существование.

Официальная история современного оркестра отсчитывается с постановления Рязанского областного управления культуры. В этом документе, датированном 15 декабря 1961 года, в частности, было прописано: «В целях усиления эстетического воспитания трудящихся музыкальному училищу организовать на общественных началах симфонический оркестр. Первый концерт оркестра организовать в марте 1962 года».

Решение было неукоснительно приведено в исполнение, и весной 1962 года состоялся первый концерт Рязанского городского любительского симфонического оркестра. А уже через год – 21 мая 1963 года – оркестр выступил в Москве в Колонном зале Дома союзов.

Каждый новый этап преобразования и развития коллектива так или иначе связан с приходом нового руководителя. И в этом плане судьба рязанского оркестра сложилась удачно: в разные годы его возглавляли люди одаренные, увлеченные и, главное, преданные своему делу – Наум Фейгин, Юрий Васильев, Юрий Соболев. С 2009 года художественным руководителем и главным дирижером Рязанского губернаторского симфонического оркестра является Сергей Оселков. Результатом творческой деятельности маэстро стал серьезный профессиональный рост коллектива. Каждое выступление становится по-настоящему событием, а афишам, которые украшают имена самых известных мировых солистов, позавидует любой концертный зал.

Яркие моменты закулисной жизни симфонического оркестра гости праздничного вечера увидели на фотовыставке Андрея Павлушина «Классика жанра», представленной в фойе концертного зала. А ретроспектива исторических фотографий и материалов оказалась еще одним сюрпризом к 60-летию.

Но, конечно, главным подарком стала музыка – торжествующая, радостная, вселяющая уверенность, что все еще только начинается!

ДОСЛОВНО

«Мы выступали на заводах, прямо в цехах»

Владимир и Елена Семеновы – о феномене суперпрофессионального коллектива

За долгие годы существования Рязанского симфонического оркестра сложились целые династии музыкантов, вписавших свою страницу в его историю. Владимир Алексеевич Семенов, заслуженный работник культуры РФ, служил в оркестре с первых дней его основания. В его составе он проработал 44 года, из них 30 лет – концертмейстером. Праздничный концерт Владимир Алексеевич в качестве почетного гостя наблюдал из зрительного зала и аплодировал своей дочери Елене Семеновой, выступавшей совместно с оркестром. Сегодня Елена Семенова – лауреат международных конкурсов, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. К слову, играет Елена на скрипке XVII века Франческо Руджери, предоставленной Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов. Этот фантастический инструмент звучал и на юбилейном концерте, как своеобразный подарок рязанской сцене, на которой талантливая скрипачка делала свои первые шаги в музыкальном мире.

Елена СЕМЕНОВА:

– С этим оркестром я впервые выступила в 11 лет с концертом Мендельсона, и это было незабываемо! С тех пор прошли годы. И просто сказать, что оркестр вырос, – это не сказать ничего. Сейчас под руководством Сергея Оселкова коллектив показывает высочайшие профессиональные результаты. Мы вчера репетировали и, должна сказать, понимали друг друга без слов. Мне понравилась атмосфера, дирижер очень сильно заряжен энергетически, музыканты внимательно на все реагируют, и в результате работа складывается быстро и слаженно. Оркестр вырос невероятно, и я выросла вместе с ним. Когда в подростковом возрасте выходила играть, а рядом на первой скрипке сидел папа, и я жала ему руку, – это были неописуемые чувства! Все эти воспоминания нахлынули на меня сегодня, когда я зашла в филармонию и увидела выставку архивных фотографий.

Такое торжественное чествование оркестра – это очень важно. Так формируется культура, создается преемственность поколений. Когда папа только-только начинал работать в оркестре, концертмейстером был его педагог Роман Алексеевич Комарович. Потом папа сменил его в этой должности, а теперь я вижу в оркестре его учеников. Это и есть настоящая музыкальная школа и залог развития нашего будущего.

Владимир СЕМЕНОВ:

– Рязанский симфонический оркестр прошел многолетнюю эволюцию. И с самых первых лет имел колоссальную популярность. Мы выступали на заводах прямо в цехах! Рабочие в свой перерыв нас с удовольствием слушали. Случалось, что, когда мы заканчивали программу, они просили продолжать: «Поиграйте, у нас еще есть 15 минут до начала смены!» С оркестром работала плеяда отличных дирижеров. С приходом Сергея Оселкова оркестр стал суперпрофессиональным. Он много времени уделяет развитию музыкантов, берет новые произведения, расширяет репертуар. И сегодня мы наблюдаем результат этой работы: посмотрите, как много публики! В сложное время люди всегда тянутся к искусству, только здесь проявляются настоящие сокровенные человеческие чувства.

Фото Андрей ПАВЛУШИН

 

Вера Новикова