Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№04 от 31 января 2019 г.
Элиты и их аппетиты
 Что роднит рязанских кукловодов с грызунами, сказкой про репку и колючим кактусом

Судьбоносные события в республике Венесуэла, происходящие в последние дни и часы, странным образом привели к резкой активизации рязанской политической жизни. Увидев, как в стране с самыми крупными в мире запасами нефти парламент отстранил от руководства избранного президента Мадуру, а новым президентом был провозглашен спикер парламента Гуайдо, рязанские элиты озаботились предстоящими в 2020 году выборами Рязанской областной Думы. 

Схожесть рязанской и венесуэльской ситуаций объясняется все чаще наблюдающимся недовольством местных элит, звучащим в адрес главы региона. Причем претензии высказываются не в адрес лично Николая Любимова или каких-то его действий. А чаще всего по причине нереализуемых им материальных и политических ожиданий этих самых элит.

Тут впору вспомнить старую сказку. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут...

Приближается двухлетний юбилей пребывания Николая Любимова во главе Рязанской области. Его избрание в 2017 году, по мнению местных элит, произошло исключительно благодаря им. При вытягивании репки подключились и внучка, и Жучка, и кошка. А уж мышей всевозможных и вовсе было не счесть. И каждый серый грызун искренне считает, что если репку вытянули только после его присоединения к коллективному процессу, то именно ему и принадлежит главная заслуга в этом. Если дед с бабкой в итоге остались довольны социальной политикой, проводимой новым руководством региона, то внучку вполне устроила молодежная политика. Жучка получила сахарную косточку, а кошка – сардельку. Всем причастным мышам тоже отсыпали орехов и злаков, причем часто гораздо больше уровня внесенного вклада. И все почти были довольны – как трудом, так и его результатом. Неудовлетворенными остались только... мыши. Они искренне были уверены в своей исключительности и ожидали не разовой благодарности. При этом параллельно стремились разместить у кормушки множество своих собратьев. Понятно, что пойти на это было равносильно стремительному уничтожению не только собранного урожая, но и накопленных ранее запасов в закромах. 

Аппетиты росли. Не осознавая уровень своего вклада и полученной отдачи, неадекватно высоко оценивая свои заслуги и незаменимость, мыши хотели с каждым днем все больше и больше. И контроль над поставками продуктов питания в школы и детские сады, и руководство как гордумой и администрацией города, так и любыми формально общественными, но по факту ресурсными организациями, включая Общероссийский народный фронт.  И так далее – по списку. Причем все и сразу. И без оценок возможных последствий для региона. Как, впрочем, и для себя. 

28 января Советский районный суд Рязани приступил к рассмотрению иска к администрации города по выдаче разрешения фирме «Грант» на строительство офисно-делового центра на улице Николодворянская, 16. Разрешительный документ решил оспорить владелец соседнего дома № 14 (1827 года постройки) Константин Дагаргулия, в прошлом проректор Рязанского государственного университета им. С. Есенина.



Профессор Дагаргулия считает, что строительство трехэтажного офиса по соседству с ним ведется незаконно, так как администрация Рязани не должна была выдавать разрешение на возведение здания. Офисный центр строится на месте барака, бывшего когда-то частью дворянской усадьбы, с которой сначала предусмотрительно посрывали уникальные резные наличники... Сохранившийся рядом дом № 14 (на фото) является объектом культурного наследия местного значения. В документах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) характеризуется как «образец застройки второй половины XIX века, выдержанный в стиле позднего классицизма, с определенными отступлениями от принятых в архитектуре этого стиля норм». Формулировка Государственного института искусствознания* взята нами из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область. Часть 1» под редакцией В.И. Колесникова (М.: Индрик, 2012. – 880 с.: ил.) 

Открываем сайт управления культуры администрации Рязани и тоже видим отсылку к истории: «Усадьба надворной советницы Екатерины Дмитриевны Грегориус, включавшая главный дом, три флигеля, хозяйственные постройки и сад, сложилась к 1830-м годам. В 1864 г. гвардии капитаном Александром Федоровичем Грегориусом по проекту архитектора С.А. Щеткина на месте большого флигеля был построен новый жилой дом. В кон. 1860–70-х гг. усадьба была разделена на два владения, из которых западное, включавшее главный дом, было продано; с 1877 г. оно принадлежало титулярному советнику С.В. Корвин-Круковскому. Восточная часть усадьбы с флигелем, который сохранился до настоящего времени, в 1899 г. принадлежала Д. Кормилицыну». 

В Правилах землепользования и застройки Рязани есть норматив (статья 39), согласно которому в историческом центре можно застраивать не более 60 процентов от площади земельного участка. Так называемый коэффициент застройки. При этом площадь участка должна быть не менее 20 соток. Массивный офисный центр, который строит ООО «Грант» на месте снесенного дома титулярного советника Корвин-Круковского, занимает всего около десяти соток исторической земли. Нужно еще десять.

И вот тут на помощь манипуляторам, как это ни абсурдно, приходит Градостроительный кодекс РФ, в котором есть удобная лазейка. Имя ей – развитие застроенных территорий. Тут уже одним участком, необходимым под застройку, можно не ограничиваться. Под «развитие» попадают близлежащие постройки и даже улицы. В нашем случае мэрия Рязани в категорию «застроенная территория» включила всю профессорскую усадьбу (7 соток) и... часть Лыбедского бульвара! Лишь бы дотянуть до 20 соток.

Рязанская элита искусственно начинает провоцировать новые проблемы для областного руководства. Не особенно задумываясь о последствиях и потерях для региона. Во главу угла часто ставится сиюминутная выгода. Даже совсем мизерная. 

Кто-то не сильно мудрый убедил респектабельных с виду людей в том, что добиться личных благ для себя можно только путем создания проблем для области и ее руководства. Вспоминается еще одна история из детства – о том, как три мышки захотели стать ежиками. Пошли к сове совета просить. А она им и говорит: «Найдите самый высокий дуб, а у дуба – самый толстый корень. У этого корня растет зеленый огурец. Съешьте его целиком и тогда сможете стать ежиками. Только когда будете есть, а во рту начнет колоть, не пугайтесь. Это значит, у вас иголки растут». Видят мыши, стоит огурец. Большой да колючий. Кусают раз, кусают два – больно! Но как вспомнят, что сова сказала, так вгрызаются с новой силой. После этого случая и родилась легенда о том, как мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.

Вот рязанские мыши все еще мучаются, но жрут кактус и искренне считают, что их величие где-то совсем близко. А ведь для величия, как и для счастья, необходима самая малость – гармония и взаимодействие на благо всего сообщества. Не понимающие этого мыши обычно заканчивают одинаково. В лапах матерого кота, который еще лениво наблюдает за их манипуляциями с кактусом, но пока жалеет их и не демонстрирует силу и природное превосходство.

Недальновидным мышам свойственно принимать гуманизм и великодушие за простую слабость. Этим и отличаются грызуны от людей. Потому и недолог их безрадостный век.

Даже если сиюминутная удача, например, с неожиданным вхождением рязанского олигарха Игоря Коськина в руководство регионального отделения ОНФ, позволит ощущать себя всемогущими. И начать тут же на волне эйфории продвигать Александра Чайку во главу городской Думы, Виталия Артемова – в главы администрации Рязани, а Сергея Еремина – в его первые заместители. С прицелом на то, что с должности главы администрации столицы региона проще стремиться в губернаторское кресло. А вице-мэр тогда автоматически возглавит город по тому же сценарию, как сегодня это происходит с Сергеем Карабасовым. С одной стороны, он всего лишь первый заместитель главы администрации Рязани, но фактически уже с 2017 года единолично руководит городской властью. Правда, с префиксом «и.о.» и без особых успехов. 

Планы у доморощенных кукловодов и манипуляторов наполеоновские. Но мудрая природа распорядилась так, что ликующий от разовой удачи грызун быстро теряет бдительность и становится легкой добычей, встраиваясь в пищевую цепочку, где он становится всего лишь расходным материалом.

Комментарий эксперта

Андрей ПЕТРУЦКИЙ, руководитель Рязанского областного отделения ВООПИиК:

– С 1986 года в городе существует и действует Проект зон охраны. Улица Праволыбедская относится к заповедной зоне «Древняя Рязань» Здесь, в исторической части города, дома не должны отличаться по архитектонике – объемом, высотой, формой и цветом крыши. Если на месте старого дома и строится новый, он не должен становиться архитектурной доминантой. Властям про Проект зон охраны прекрасно известно, но они намеренно игнорирую его в угоду бизнесменам. Сейчас мы это видим на примере истории с фирмой «Грант».  
 
––––––––––––––––––––
*Государственный институт искусствознания является ведущим в России центром по комплексному изучению отечественного и зарубежного искусства всех регионов мира. Институт создан по решению Президиума АН СССР в 1944 году, в 1962-м переведен в ведение Министерства культуры СССР. Его основатели – выдающиеся деятели русской культуры и науки: И.Э. Грабарь – первый директор института, С.М. Эйзенштейн, Б.В. Асафьев, В.Н. Лазарев, А.К. Дживелегов. 
 
На фото: дом № 14 на ул. Николодворянская
Отдел политики