Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№20 от 30 мая 2013 г.
Конструктив разбивается об стену
Найдет ли рязанская оппозиция общий язык с властью?


 
В Рязани за последний год, после окончания крупных избирательных кампаний, произошла смена протестной повестки. Ранее ее можно было бы назвать резко негативной – пусть не слишком многочисленные, но активные оппозиционеры требовали немедленной капитуляции представителей власти, отставок и смены всех действующих лиц политэлиты. Соответственно, обе стороны вступать в какое-либо взаимодействие были не настроены.
 
Закончился избирательный цикл – естественным образом сменилась и риторика протестантов. Несмотря на очевидные факты фальсификаций, серьезно поставить под сомнение легитимность выборов не получилось. В том числе и благодаря вчерашним кандидатам от системной оппозиции, которые оказались не готовы продолжать борьбу даже в судах.
 
Сформировавшийся на подъеме уличной активности 2011–2012 гг. Рязанский Комитет протестных действий (КПД) начал генерировать конструктивную повестку дня и предлагать власти механизмы решения наиболее актуальных муниципальных проблем. Разработана альтернативная программа развития областного центра, проводятся общественные конференции по обсуждению инициатив. Поменяли свою направленность митинговые лозунги, в том числе и сквозной: с «Рязань против ЕдРа» на «Рязань – наш город». Оппозиционная общественность не только требует от чиновников, но и предлагает способы наведения порядка в ЖКХ, приведения в порядок дорог, реформирования системы общественного транспорта и т.д.
 
Однако все встречные движения разбиваются о стену – неподконтрольные институты оказываются в зоне отчуждения. Ответы на резолюции носят формальный характер, даже самые безобидные конструктивные предложения продолжают игнорироваться.
 
Такая политика региональных и муниципальных властей распространяется не только на политических оппонентов, но и на независимые СМИ. Сообщения и разоблачительные материалы журналистов о коррупции, плагиате и т.п. остаются без попыток опровержений. Избрана тактика замалчивания.
 
Характерным является и формирование даже не имеющих реального веса официальных общественных палат – их состав не разбавлен ни одним критиком.
 
Возможно, местным властям пока не хватило времени на перестройку, но момент может быть упущен. Позитивная повестка в случае тщетности попыток наладить диалог рано или поздно снова сменится на негативную. И новая волна, подкрепленная неудачным опытом системной работы, обещает в таком случае быть много сильнее.
 
В ситуации, когда интерес к политическим процессам возрастает, а третий сектор развивается самостоятельно, процесс вовлечения граждан в принятие решений имитировать становится уже невозможно. Две параллельные общественно-политические реалии непременно сойдутся. Вопрос лишь в том, в лобовой атаке или за круглым столом.
 
Сергей ЕЖОВ