Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№42 от 29 октября 2020 г.
В трех шагах от монстра
 Созданный в Рязани комитет экологического спасения полагает, что загрязнителей воздуха можно наказать с помощью Стивена Сигала и трех «Р»: расследования, референдума и... репрессий

26 октября в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького прошел круглый стол, инициированный экоактивистами организации «Дышим чистым» и партией «За правду». 

Темой обсуждения стали недавняя «газовая атака» на Рязань (когда до самых тупых чиновников дошло, что с воздухом в городе неважно) и беспомощность федеральных надзорных и контролирующих органов в определении виновника накрывшего город зловония. 

Вел дискуссию член ЦК «За правду» Дмитрий Кузнецов. Он с ходу назвал происходящее первым заседанием Комитета экологического спасения города. Дескать, лидер партии Прилепин накануне сентябрьских выборов обещал с плакатов «заступиться за Рязань», вот и настало время про экологию поговорить. 



Приняли участие: депутат Рязоблдумы от партии Григорий Парсентьев, лидер «заправдашнего» проекта «ЭкоСигал» Юрий Наконечный, председатель общественной организации «Дышим чистым» Александр Суфранович, министр природопользования областного правительства Александр Новиков и делегаты местных предприятий «Техно», «Сплав» и «Русская кожа». Представители Рязанской нефтеперерабатывающей компании (РНПК) благоразумно не явились, как и, видимо, сильно занятые местные представители Роспотребнадзора и Росприроднадзора.  

Парсентьев представил три шага по спасению экологической ситуации в городе: расследование – репрессии – референдум. Люди не понимают, что происходит, какие шаги предпринимают надзорные органы и как им помогать. Это возможно при наличии оперативного мониторинга, в котором обязательно участие общественности. Поэтому сайт «Экомонитор62» будет обрастать приложениями и выходить на общероссийский уровень. Скоро вступят в строй датчики, которые в режиме реального времени начнут показывать ситуацию с воздухом в городе. Более открытым должен стать и мониторинг по воде и мусору. 

Парсентьев считает, что в обществе огромный запрос на экологическую информацию, который совершенно не удовлетворяется. Удовлетворять запрос взялся министр природопользования Александр Новиков. По его словам, превышения ПДК по сероводороду в 15–25 раз фиксируются год за годом и рекордными стали 2014-й и 2017-й, когда превышения как раз доходили до 25 раз. Почему эти данные лишь фиксировались, но никого не наказывали, министр не объяснил. Зато вспомнил Росприроднадзор и персонально руководителя ведомства Виктора Барабаша. Тот, конечно, полный красавец – на похожем заседании, инициированном областным правительством, этот самый Барабаш запросто сказал, что вонь в городе от того, что речку Лыбедь раскопали в ходе ремонта моста на улице Ленина! То ли ему заранее сказали прилюдно нести чушь, то ли так эффектно притворяется. В любом случае непонятно, что он делает на руководящей должности и за что получает огромную зарплату. Те же «Дышим чистым» с ведомством Барабаша сейчас судятся, потому что считают этого гражданина не исполняющим должным образом служебные обязанности. 

На вопрос Кузнецова, кого лично министр Новиков считает виновником октябрьской газовой атаки на город, тот отвечать не стал – дескать, вот когда проведет все тот же Росприроднадзор свою проверку (результаты обещаны после 6 ноября), тогда и можно будет говорить конкретно. 

Зато предсказуемо не побоялся это сделать Александр Суфранович, обвинив в происшедшем экоциде РНПК. Он считает, что как можно скорее необходимо запустить онлайн-карту предприятий региона и их деятельности. Пока же люди просто не доверяют государству, не знают действующих законов и не следят за их соблюдением. Отсюда леность контролирующих и надзорных органов, не выполняющих свою работу с надлежащим качеством. Как пример – вопиющая неоперативность Росприроднадзора, обещающего выводы только после 6 ноября, хотя при наличии необходимого оборудования это дело часов, а не месяца.  

Парсентьев пообещал от расследований перейти к репрессиям уже на следующей неделе. Рассказал, что возле города немало предприятий, взявшихся непонятно откуда. Собирается «с шашкой наголо» идти в рейды, дабы выявить, откуда берутся непонятные выбросы, фиксируемые камерами сайта «Экомонитор62», которые точно не принадлежат зарегистрированным заводам.   

Представитель федерального проекта «ЭкоСигал» (это в честь американского актера, люто защищающего природу России) Юрий Наконечный подчеркнул: в случаях, подобных рязанскому, необходимы оперативные замеры независимых лабораторий. (Напомним: задержка минимум до 6 ноября с результатами проверки Росприроднадзором вышла из-за того, что местная лаборатория ведомства имеет коммерческие отношения с РНПК, поэтому нельзя полагаться на ее результаты – «вызвана» другая лаборатория, а это займет время). Под конец выступления соратник Сигала призвал предприятия ответственнее подходить к экологии и взялся цитировать Чехова: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Лучше бы, конечно, сам Стивен приехал Чехова цитировать – в устах киношного мастера айкидо и карате слова классика звучали бы более забавно.   

Представители предприятий охотно согласились с Чеховым: долго по очереди рассказывали, какие они белые, пушистые и ответственные. После чего дружно стали звать желающих «в гости» на свои заводы. 
 
Но что делать с «монстром РНПК» новоявленный «комитет» так и не решил. Суфранович, правда, обнадежил, что, если ситуация не изменится, может дойти до общегородского референдума на тему, нужен ли Рязани завод, который наплевательски относится к горожанам, и не лучше ли закрыть его по суду. Тем более, если он «сам себе помочь не может в плане реконструкции и надзора».  
Анатолий Обыдёнкин