Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№36 от 29 сентября 2022 г.
Секретное музыкальное оружие

Филармония феерично открыла новый сезон, а вскоре порадует зрителей уникальным инструментом

84-й сезон стартовал, но даже в каникулярное время артисты не оставляли рязанских меломанов без ярких впечатлений. «Музыка нижнего парка» летними вечерами собирала зрителей на концерты прямо в сквере у филармонии. А во время Форума древних городов, также на открытом воздухе, была представлена грандиозная постановка оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста», которая сейчас, к слову, номинирована на престижную национальную оперную премию «Онегин».

В праздничном вечере 21 сентября по случаю официального начала сезона приняли участие лауреат международных конкурсов, пианист Константин Емельянов и Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова.


Фото: Андрей Павлушин

В программе прозвучали концерт №4 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена и симфония «Манфред» Петра Чайковского. А уже на следующий день главный концертный зал Рязани собрал журналистов на презентацию нового просветительского проекта «Филармония по нотам».

По сценарию Пикколо

«Филармония по нотам» – это цикл концертов для детей, направленных на формирование у юных зрителей интереса к академической музыке. Представляя его, директор Рязанской филармонии Елена Буняшина поделилась главной болью, которую на внутрикорпоративных встречах обсуждает филармоническое сообщество всей страны: зритель стареет. В концертные залы необходимо привлекать новое поколение слушателей, организовывать семейные посещения. И в противовес всем соблазнам современного информационного мира у филармонии есть для этого «секретное оружие» – сила и красота подлинного музыкального искусства.

Проект включает пять  концертных программ, посвященных музыке, жизнеописанию и эпохам выдающихся композиторов – Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Вольфганга Амадея Моцарта, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова и Анатолия Лядова. По сути, это музыкальные спектакли, сценарии для которых созданы известным петербургским музыковедом Ольгой Пикколо. Для постановки программ был приглашен победитель телевизионного конкурса «Нано-опера», обладатель национальной оперной премии «Онегин» режиссер Андрей Цветков-Толбин (Москва). Прозвучат шедевры великих мастеров в исполнении Рязанского симфонического оркестра при участии солистов Алексея Свиридова (баритон) и Елены Братковой (сопрано). Символично, что юные зрители смогут увидеть на сцене и своих ровесников: в постановках примут участие талантливые воспитанники рязанских детских школ искусств.


Творческая команда проекта «Филармония по нотам». Фото: пресс-служба филармонии

Интерактивное погружение

Проект «Филармония по нотам» задуман как иммерсивный. Каждая встреча предполагает погружение в атмосферу и пространство музыки, истории и культуры. Происходить это общение будет на «языке», понятном для всех детей – через эмоции, впечатления и ассоциации. Еще один атрибут сценического действа – авторский видеоряд от воспитанников рязанских студий «Океан творчества», «Кот» и «Ультрамарин». А перед концертами зрителей ждут занимательные интерактивы от Рязанского художественного музея, исторического салона «Аромат времени», студии «Белый балъ», а также книжного уголка Областной детской библиотеки.

Объединить столько творческих сил – задача непростая. Но уже сейчас можно говорить, что все не напрасно: первый концерт в рамках анонсированного цикла прошел 25 сентября. Для маленьких слушателей прозвучала музыка композиторов, за которыми, говоря словами маэстро Сергея Оселкова, прочно укрепилась слава «сказочников» – это Анатолий Лядов и Николай Римский-Корсаков. Следующая встреча состоится 16 октября: афиша обещает концерт-карнавал «Венецианский скрипач», посвященный творчеству А. Вивальди. Всего в рамках проекта намечено 25 выступлений, которые пройдут не только на сцене Рязанской филармонии, но также на муниципальных площадках и в соседних городах Калуге, Липецке, Владимире и Коломне.

Клавесин как машина времени

Реализация такой масштабной программы стала возможной благодаря грантовой поддержке Министерства культуры РФ. В рамках гранта в филармонии также появился новый уникальный  инструмент – клавесин. Большой концертный одномануальный клавесин по модели известного английского мастера Якова Киркмена был изготовлен в мастерской Дмитрия Белова, которую называют одной из лучших в области исторического клавиростроения. Все детали, за исключением струн, Дмитрий Белов изготавливал самостоятельно. Процесс производства занял около шести месяцев. И сейчас, по словам мастера, клавесин пока находится в «младенческом состоянии». По-настоящему красота его звучания раскроется спустя год-полтора после изготовления. Но, несмотря на нежный возраст, «голос» инструмента уже впечатляет. В этом журналисты могли убедиться на презентации инструмента.


Фото: пресс-служба филармонии

Первые зрители смогут увидеть и услышать раритетную новинку в рамках абонемента «Филармония по нотам» 27 ноября: концерт так и называется «Клавесин. Моцарт. И конфеты». Ну а взрослая аудитория оценит приобретение 18 февраля: в программе музыковеда Ярослава Тимофеева «Концерты для оркестра» Рязанский симфонический оркестр исполнит Бранденбургский концерт №3 И.С. Баха.


Фото: пресс-служба филармонии

Примечательно, что рукопись «Бранденбургские концерты» была найдена и опубликована спустя более ста лет после смерти автора. В наши дни этот цикл сочинений является одним из наиболее популярных творений Баха. И клавесин, как машина времени, сможет перенести рязанских зрителей в эпоху великого композитора.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Любовь зла – полюбишь и осла

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Вера Новикова