Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№24 от 29 июня 2017 г.
Эксперименты со временем и пространством
 В одном из исторических зданий Рязани разместилось сразу 20 музеев

В фантастической литературе последние годы прочно закрепилось звонкое словечко «попаданцы». Используется оно для обозначения книг, построенных на одном и том же приеме: главный герой неким образом попадает… В волшебный мир, в будущее, на другую планету – вариантов масса. Но самый распространенный и, пожалуй, самый интересный – попадание в прошлое. Причем не в выдуманное, а в реальное. С какой фантазией авторы описывают освоение современным человеком своего собственного прошлого! Но на самом деле этот литературный прием уже давно опробован на практике. И для этого нужно просто попасть… в музей. Рязанский Музей истории молодежного движения шагнул в этом деле еще дальше, сконцентрировав на своей площадке пространство и время: в марте здесь был запущен Первый совместный выставочный проект музеев региона «Время. События. Люди» к 80-летию Рязанской области. Во вторник, 20 июня, открылась вторая выставка из заявленного цикла.

Земляки

Для экспериментов со временем можно смело брать любой год. К примеру, 1914-й. В этом году впервые начали появляться в печати стихи Сергея Есенина. Григорий Пирогов уже блистал на сцене Большого театра. Будущий микробиолог и эпидемиолог Владимир Тимаков из села Пустотино еще ходил в школу. А в селе Шилово Спасского уезда машинист-железнодорожник Фёдор Макаров и его жена Пелагея праздновали рождение сына – Николая Макарова, которому еще только предстояло стать легендарным конструктором оружия…



Передвигаясь по оси времени, упражняться можно бесконечно. Будут меняться эпохи, личности, события, достижения. Но неизменным останется место, объединившее всех этих великих людей, – Рязанская земля.

Отталкиваясь от этой идеи, Музей истории молодежного движения выстроил первую экспозицию в рамках совместного выставочного проекта. Заглавная выставка открылась 23 марта и называлась «Наши земляки». В проекте приняли участие 22 музея Рязанской области: государственных, муниципальных и даже частных. И каждый представил зрителю своих прославленных уроженцев.

«Пантеон» земли Рязанской организован по четырем секциям: «Наука и космос», «Литература», «Изобразительное искусство, музыка и театр», «Защита отечества и трудовые подвиги». Проходя по непрерывной экспозиции, зритель отвечал на главный вопрос: готов ли я стать таким же? Могу ли я занять достойное место в этом ряду?

Более 70 фамилий! Но даже в таком внушительном списке ни у кого не было риска «затеряться»: каждый из героев был представлен через подлинные экспонаты, составившие главную «изюминку» выставки.

История, рассказанная вещами

Свыше 700 экспонатов было собрано в этом общемузейном проекте! Подлинные вещи знаменитых рязанцев, рукописи, фотографии, художественные произведения...

– Сложность в том, что при разнообразии подлинных предметов, разрозненных и разнородных, надо собрать цельную экспозицию, – поясняет Татьяна Павлова, заместитель директора МИМД по развитию. – При этом экспонаты не должны «спорить» друг с другом. В этом заключается ценность экспозиции: в одном пространстве встречаются герои, которых мы бы никогда не представили рядом.

И самое главное, герои встречаются с нынешним поколением. Все время работы выставки на ее основе действовала культурно-образовательная программа. У каждого музея была возможности познакомить юных зрителей со знатными земляками лично. И вот здесь мемориальные вещи и создали этот удивительный эффект «попадания» во время.

Приложить к уху слуховые трубки Циолковского (как известно, в возрасте 9 лет Циолковский заболел скарлатиной и частично потерял слух). Примерить телогрейки, в которые одевались рабочие бригады Дарьи Гармаш, достать из ее ящика неподъемный гаечный ключ и поработать им. Посмотреть на изрядно поношенный плащ Георгия Вагнера, его протертые башмаки с дырами и попытаться представить суровый быт русского интеллигента: преследуемого властями, прошедшего через тюрьмы, но не сломленного и продолжавшего работу.

Угадать, что делает пустая банка в экспозиции, посвященной Николаю Макарову. (Подскажу, одним из гражданских изобретений Макарова стала стеклянная крышка со скобой, предназначенная для консервирования продуктов. Придумал Николай Федорович и свою машинку для закатывания консервов. Все эти приспособления он сделал по просьбе своей жены). Наконец, как шараду, разобрать надпись, собственноручно сделанную Есениным на его личной шкатулке…

Несколько десятков игровых и интерактивных программ, лекций, круглых столов и презентаций состоялось в рамках выставки «Наши земляки». Каждая встреча открывала новые неизвестные подробности из, казалось бы, уже таких изученных биографий. И вот теперь от личности – к нации и национальностям: 20 июня стартовала вторая выставка проекта «Обычаи. Традиции. Ремесла».

И снова более 20 музеев области, снова подлинные уникальные экспонаты, иллюстрирующие крестьянский и городской быт. На этот раз музеи привезли в Рязань богатейший этнографический материал из своих собраний. Впервые в едином экспозиционном пространстве представлены музейные предметы, раскрывающие общие и самобытные черты различных этнических, территориальных и этноконфессиональных групп нашего региона.

Отцы и дети

Совместный выставочный проект музеев на базе МИМД стал первой акцией, отметившей 80-летие Рязанской области. Завершится цикл осенью выставкой «К 100-летию революции 1917г.». Но при всей масштабности этой акции, требующей массу сил и времени, это лишь толика той работы, которую музей выполнил за сезон. Выставочная деятельность впечатляет. Для рязанских современных художников МИМД – одна из немногих площадок в городе, где можно представить свое творчество зрителю. Впрочем, музей охотно принимает не только известных и именитых мастеров. Необычайно востребована программа для молодых художников «Большие надежды», к которой присоединяются и авторы из соседних областей.

Особо хочется сказать о социальных проектах. С поразительным откликом прошла выставка Ольги Шаровой «Точка опоры». В 33 года у Ольги появились первые симптомы неизлечимого заболевания – бокового амиотрофического склероза (БАС). Болезнь двигательных нейронов, при которой человек постепенно теряет способность к движению. Но вместо того, чтобы оплакивать судьбу, Ольга открыла в себе новые возможности. Свои удивительно теплые и светлые работы художница создает, держа кисть в зубах!.. Через выставку об этой пронзительной истории узнали далеко за пределами города: историю Ольги описал Всероссийский портал «Милосердие.ру», а 21 июня, в Международный день БАС, музей присоединился к всероссийской волонтерской акции.

Кинопоказы, театральные представления, дефиле от молодых дизайнеров, фотовыставки, посиделки на летней веранде и во дворе (пространства, которые музею еще предстоит освоить) – сегодня МИМД является любимой площадкой тех, кого принято называть творческой молодежью.

И, главное, все эти проекты гармонично сосуществуют с постоянной экспозицией музея.

– По мере накопления коллекции и в силу обстоятельств музей на сегодняшний день сложился как музей военной истории, – рассказывает Елена Графшина, заведующая культурно-образовательным отделом МИМД. – Но за каждым этим событием стоят молодые люди, которые их совершали. Вся история нашей страны – это вечный спор поколений. «Дети» бунтуют против «отцов». Но проходит время, и вчерашние революционеры становятся консерваторами, и им на смену приходят новые бунтари. В истории нашего музея это четко прослеживается… Мы видим, как сегодня в обществе возвращаются к идеям пионерии и комсомола. Если убрать идеологическую окраску, оттуда можно почерпнуть массу полезного...

Когда музей только начинался, в 1988 году, здесь был собран материал про афганцев. Это был прорыв! Афганская тема была закрытая, не знали, как о ней рассказывать, как общаться с родственниками воинов. И вот в будущем году 30-летие вывода войск из Афганистана. Сменились эпохи. Сколько с тех пор пережито войн! И уже на примере Афганистана мы говорим с нашими посетителями о сегодняшних военных конфликтах. И видим, что история повторяется…

Историей дышат сами стены музея. Здание построено в 1876 году как резиденция рязанских губернаторов. А в годы революции здесь находился штаб, в котором и была провозглашена Советская власть в Рязани. «Рязанский Смольный» сам по себе уже является экспонатом, объединив в себе три эпохи. В XIX в. это была уютная городская усадьба, дом губернатора. В XX в. – центр революционного движения. А та молодежь, которая приходит сюда сегодня, закладывает историю будущего.

От первого лица

Наталья АЛИМОВА, директор Музея истории молодежного движения

– Надо сказать, что на момент моего вступления в должность директора, была десятилетняя пауза в моей музейной практике. Первым местом работы был научно-методический отдел Рязанского кремля. И вот, спустя годы, вернувшись в музейное дело, я увидела, как все сильно поменялось: модернизировались подходы, изменились взгляды, далеко шагнула теория. И сейчас, когда музей задумывается об обновлении, важно понять, каков же он, наш посетитель? В результате экспертного анализа выкристаллизовалось ясное и четкое понимание: сегодня посетитель нашего музея – это, прежде всего, творчески увлеченная молодежь, люди, которые живут и горят своим делом. Молодые художники, фотографы, дизайнеры, поэты и писатели, любители театра и кино – у нас им комфортно и уютно, это наши люди. Музей стал востребованной площадкой для политических дебатов молодых людей, что нас несомненно радует. Сегодняшний день ставит перед музеем исторического профиля сложную, но интересную задачу – осмыслить прошлое и современно отразить его.


Фото Андрея ПАВЛУШИНА
 
Вера НОВИКОВА