Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№24 от 29 июня 2017 г.
Несбывшийся транзит
 или Почему в Рязани так и не произошла маленькая транспортная революция

Название «Рязанский транзит» родилось во время работы над «Стратегией Рязани 2020» , которую мы разрабатывали совместно с Институтом экономики города (именно «Стратегия...», рассказывающая о появлении промзоны вблизи Дягилево, — хотя и существует только на бумаге — заставляет бить в набат местных жителей, — ред.). Мы первыми анализировали город с учетом агломерационных процессов. В ходе анализа рязанской агломерации были определены размеры, направления и тренды маятниковой миграции. Тогда стало понятно, что существующая улично-дорожная сеть не сможет обеспечить прогнозируемый транспортный трафик. С этого момента (2010 г.) до сегодняшнего дня прошел не один год, и мы видим текущее положение вещей: оно полностью соответствует нашим оценкам.

Так как же можно обеспечить пропускную способность улично-дорожной сети?

Первое очевидное решение – оптимизация светофорного хозяйства: адаптивные и другие решения. Это позволяет увеличить пропускную способность существующей сети как минимум на треть.

Второе решение – оптимизация дорожного движения в рамках существующей сети: изменение разрешенных направлений. Для этого был закуплен соответствующий программный комплекс и привлечены коллективы радиоуниверситета под руководством профессора Сергея Валерьевича Перфильева и компании «Квантекс» под руководством Павла Владимировича Логинова. С нашей стороны координация была возложена на Сергея Евгеньевича Широбакина. Ему и принадлежит идея с названием «Рязанский транзит».

Ну и третье решение – это развитие сети. Вот здесь и появилась идея задействовать железнодорожные пути внутри города для организации нового общественного транспорта. Мы его назвали наземным метро. Рассматривалась идея выноса железнодорожных вокзалов из центра Рязани. Был спрогнозирован стрит-ретейл* вдоль Московского шоссе, в связи с чем предложено строительство дороги-дублера Московского шоссе, которая соединила бы улицу Крупской с улицей Октябрьской.

Для обсуждения данного проекта была организована конференция, в которой приняли участие представители Российских железных дорог. Конференция прошла крайне эффективно. Специально для нее был подготовлен видеофильм о «Рязанском транзите». Его созданием и озвучанием занимался мой друг и талантливый человек Валерий Майоров.

Интересный факт: день проведения конференции совпал с избранием главой администрации Рязани О.В.Шишова, который поставил «крест» на проекте за время своего правления.

Некоторые идеи «Рязанского транзита» были реализованы следующим главой В.Е.Артемовым. Так, была проведена частичная оптимизация дорожного движения: организованы двухстороннее движение по ул.Горького, платный путепровод Дашково-Песочня – Соколовка. Финансирование строительства путепровода осуществлялось в форме государственно-частного партнерства.

«Рязанский транзит» – это пространственная часть развития города, которая в основном опиралась на Генеральный план Рязани. Вместе с тем странная идея переноса Дягилевского аэродрома, заложенная в генплан, не имела и сейчас не имеет под собой оснований, в связи с чем стратегией перенос аэродрома не предусматривался. Все инсинуации на этот счет, мягко говоря, несостоятельны.



Да и в настоящее время с учетом вольного градостроительного развития города стратегия требует некоторых корректировок. Так, сегодня трассировку второй очереди Северного обхода в районе Дашково-Песочни и Дядькова уже невозможно реализовать, поскольку до настоящего времени не был утвержден проект планировки территории, а, следовательно, невозможно на кадастре отразить красные линии Северного обхода. Это не позволяет подвести правовую основу под мораторий на жилищную застройку в районе предполагаемой Дягилевской транспортной развязки. Я уже не говорю о резервировании земель для государственных нужд.

Ну и последнее. Привязка административных границ муниципальных образований (Рязань, Рязанский и Рыбновский районы) с границами рязанской агломерации, которая была провозглашена в стратегии, является ошибочной.

Изменение административных границ никоим образом не влияет на миграционные и экономические процессы, а лишь ведет к изменению административного влияния глав муниципальных образований. Учитывая опыт европейских и североамериканских стран, считаю изменение административных границ муниципальных образований абсолютно бессмысленным и даже вредным. Кстати говоря, тренд на укрупнение сельских поселений имеет сомнительную подоплеку по тем же основаниям.
 
_____________
 
Автор в 2006–2010гг. возглавлял управление экономического развития администрации Рязани 
 
**Стрит-ретейл – разновидность торговой недвижимости, представляющая собой торговые помещения...
 
Игорь КОВАЛЁВ