Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№50 от 28 декабря 2017 г.
Премьерное поведение
 Чем рязанские театры готовы удивить зрителей в 2018 году

Перелистывая календарные листочки, отмечая памятные даты, замечаешь, что и в эту сферу настойчиво проникают тенденции импортозамещения. Уже давно, не доверяя ни восточным, ни западным календарям, власти Российской Федерации утверждают свои тематические года. Год культуры, Год литературы, Год кино, Год экологии… По замыслу каждое новое посвящение призвано привлечь внимание к накопившимся вопросам в указанной области. Чему будет посвящен 2018 год, не было ясно до последнего. Поисковые системы настойчиво указывали на предложение министра культуры объявить его Годом театра. Выбор, как говорится, на злобу дня. На театральной сцене уже давно сталкиваются не только герои и злодеи, но и интересы куда серьезней: от экономики и политики до идеологии и религии.

Однако указ Президента РФ в начале декабря расставляет другие акценты: 2018 год в России объявлен Годом добровольца и волонтера… Так что в будущем году театрам пока еще предстоит решать свои проблемы собственными силами.

Но для рязанских коллективов вряд ли это станет серьезным разочарованием. И год уходящий, и год грядущий перенасыщены событиями. Театр драмы и Театр на Соборной только что отметили юбилеи и готовятся вступить в новый год в праздничном настроении. Театру кукол торжество еще только предстоит, как и предстоит встретить 30-летие и Скопинскому театру «Предел». Так что самое время для итогов и прогнозов.

Волшебные и не только напитки

230 лет отметил в уходящем году Рязанский театр драмы. Начав отсчет с «Оперного дома», первое упоминание о котором относится к 1787 году, театр прожил, по человеческим мерками, уже несколько жизней. Но каждое новое поколение зрителей видит в нем своего современника. Главное – найти общий язык. И события прошлого года показывают, что театр пробует самые разные формы коммуникации.

Во-первых, премьеры на любой вкус. Здесь и уморительная комедия «Клинический случай» Рэя Куни. И нестареющая классика: «Не все коту масленица» Александра Островского и «Касатка» Алексея Толстого. И современная зарубежная драматургия: мелодрама «Соло для часов с боем» по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника.

Но и помимо премьерных спектаклей театр на протяжении всего года увлекал зрителя новыми проектами. В рамках XXX Всероссийского семинара молодых драматургов «Авторская сцена» в стенах театра драмы «тест-драйв» прошли пьесы шести молодых драматургов, отобранных по итогам конкурса, проводимого Союзом театральных деятелей РФ.



Активно осваивал театр драмы российские и зарубежные маршруты. Даже 3500 км не оказались помехой для обменных гастролей с Томским ТЮЗом. Такие же взаимные показы состоялись и с Русским драматическим театром Удмуртии. Пять первых наград привезла постановка «Не все коту масленица» с XV Всероссийского театрального фестиваля «Дни Островского в Костроме». Наконец, в рамках празднования двадцатилетия партнерских отношений городов-побратимов Брессюира и Рязани актеры театра драмы провели мастер-класс во Франции.

В ноябре уже традиционно состоялся II Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной», собравший коллективы из Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Рязани, Неаполя (Италия) и Мюнстера (Германия). На фестивале была представлена еще одна – международная – премьера: совместный спектакль «Сердца и ножи» Рязанского театра драмы и Вольфганг Борхерт театра из Мюнстера.

Ну а в январские каникулы театр драмы приглашает детей на сказку «Волшебный напиток». А взрослых, уставших от волшебных и не только напитков, – на корпоративную новогоднюю комедию «Под предлогом Нового года!»

На чемоданах

Для Рязанского театра для детей и молодежи минувший год прошел под знаком ремонта: здание на Соборной площади закрылось на долгожданную реконструкцию. Но даже в таком «чемоданном» настроении «соборяне» выпустили сразу несколько премьер: «Гроза» Александра Островского, «№13» Рэя Куни, «Маленькая бабушка» Виктора Ольшанского.

Не имея возможности пригласить зрителей на родную сцену, артисты Театра на Соборной все же не оставляют своих зрителей. Юбилейный вечер, посвященный 80-летию ТЮЗа, прошел на сцене театра драмы. Этой дате была посвящена еще одна премьерная постановка – «Сказание о Евпатии Коловрате». И сейчас работы театра абсолютно бесплатно можно увидеть на площадке в ТРЦ «М5 Молл». А новогодняя сказка «Иван-царевич и Жар-птица» Вячеслава Бурмистрова ждет своих юных зрителей все январские праздники в рязанской филармонии.

В уходящем году спектакли Театра на Соборной смогли оценить не только рязанские зрители. С успехом прошли обменные гастроли с Калужским ТЮЗом. В южный вояж съездила «Царевна-лягушка»: на этот раз любимым персонажам рукоплескали маленькие зрители на острове Кипр. А спектаклю по книге Л.Улицкой «Детство 45–53: а завтра будет счастье» выпала честь открывать театральный фестиваль имени Павла Луспекаева «Госпожа удача» в Луганске.



Уже традиционно в Театре на Соборной проходят творческие мастерские, вызывающие большой интерес во всем театральном сообществе города. В 2017 году мастерские прошли под названием «Текст. Генеральная читка». К работе были отобраны тексты молодых драматургов, которые еще не были нигде опубликованы и публично представлены. И поскольку с каждой лаборатории театр отбирает пьесу в постоянный репертуар, то, возможно, и этот опыт окажется заделом на будущее.

«Черный русский» в «Красном углу»

Не обошелся без ремонтных работ и Скопинский театр «Предел»: в рамках проекта «Театры малых городов» здесь появились большой раздвижной экран, новый мощный видеопроектор, добавилось современное световое и звуковое оборудование.

В творческом плане для скопинского режиссера Владимира Деля 2017 год начался под знаком «Черного русского». Этот уникальный иммерсивный спектакль (спектакль-бродилка) режиссера Максима Диденко разыгрывался не в классическом театральном зале, а в доме Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке в Москве. Комнаты, залы, переходы, коридоры и лестницы – все превратилось в пространство Дома Троекурова, в котором существуют зрители и в котором развивается сюжет романа Пушкина «Дубровский». Владимиру Делю в этом необычном проекте была отдана роль Троекурова, а его сыну, популярному артисту Илье Делю – роль Дубровского.



Продолжили свою счастливую сценическую жизнь знаменитые постановки «Предела», уже давно завоевавшие признание публики. Моноспектакль Михаила Сиворина «Ты че такой похнюпый?» по Захару Прилепину стал почетным гостем V международного фестиваля-лаборатории «CHELoВЕК ТЕАТРА» в Челябинске. И оказался в числе участников X Международного фестиваля моноспектаклей SOLO (Москва), собравшего театральных звезд первой величины со всего мира.

Еще один моноспектакль театра «Интимный дневник отличницы» в исполнении Екатерины Стафуровой с необычайным аншлагом прошел в Санкт-Петербурге на фестивале «Рождественский парад». Как неоднократные лауреаты (впервые театр «Предел» принимал участие в этом фестивале 20 лет назад!) скопинцы приглашены на юбилейный XXV фестиваль в будущем 2018 году. Наконец, моноспектакль Владимира Деля «Моцарт и Сальери» был представлен на фестивале молодежных театров в Государственном музее-заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское».

Были в уходящем году у скопинских актеров и небольшие, но самые настоящие гастроли: на сцене Тамбовского Молодёжного театра. Из Тамбова же, с фестиваля «Виват, театр!» за спектакль «Сартали-Мортали» по рассказам Чехова «Предел» привез сразу четыре диплома. И кстати, эту постановку можно увидеть 3 января в Скопине, а 5 января в камерном зале Рязанской филармонии.

Из масштабных работ нельзя не вспомнить музыкально-драматическое посвящение К.Э.Циолковскому «Гражданин вселенной», исполненное Рязанским губернаторским симфоническим оркестром и театром «Предел». И «Красный угол» – спектакль, который за минувший год превратился в мощный туристический проект, посмотреть который приезжают целые автобусы из самых разных городов.

И еще одно достижение: в уходящем году под руководством Владимира Деля в скопинской средней школе №2 появился еще один театр под названием «РАЙ-центр». «Пределу» в 2018 году исполнится 30 лет. «РАЙ-центр», равнение на старших!

Ёлки и лайки

Грядущий 2018 год станет юбилейным для Рязанского театра кукол, ведущего свою официальную историю с 1968 года. Но даже уходящий – предпраздничный – год оказался настолько богатым на события, что его трудно назвать рядовым. За свои премьеры: «Лафертовская маковница» и «Маленькая ночная серенада» – театр собрал львиную долю наград на областном фестивале «Зеркало сцены». Под занавес года была выпущена еще одна премьера – стимпанковская «Дюймовочка». А в новогодние праздники малышей ждут на представление «#ЁЛКИЛАЙКИ».

Театр с успехом заявил о себе на престижных фестивалях: IV Международный фестиваль театров кукол «Дни на куклите» (Болгария), V Международный фестиваль театров кукол «Чаепитие в Мытищах», «Образцовфест. Регионы России. Впервые в Москве». И в свою очередь собрал 16 театров-участников у себя дома на ХVI Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины». Но и после завершения «Смотрин» визиты не закончились: театр кукол впервые открыл для рязанского зрителя польский театр анимации, организовав гастроли зарубежных коллег на своей сцене.



В юбилейный год театр кукол не собирается почивать на лаврах. Уже в планах пять фестивалей: в Тамбове, Иваново, Минске, Пловдиве и Екатеринбурге. Расписан и гастрольный график: май – Беларусь, август – Крым, сентябрь – Иркутск.

Для любителей обсудить спектакли за чашечкой кофе театр обещает открыть летнюю веранду. А настоящих гурманов ожидает новое лакомство от белорусского режиссера Олега Жюгжды. На этот раз в его постановке Рязань увидит «Женитьбу» Николая Гоголя. «Совершенно невероятное событие в двух действиях» – такое второе название дал сам Николай Васильевич своей комедии. Поэтому всем любителям театра хочется пожелать, чтобы нас ожидал совершенно невероятный год!

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
 
 
 
Вера НОВИКОВА