Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№52 от 28 декабря 2015 г.
Исчезновение власти
Главный политический итог года в Рязани: люди и номенклатура стали сами по себе



В этом году из итогов года от «Новой газеты» пропала номинация «Политик года». Это было сознательное решение редакции: ввиду отсутствия нормальной политической жизни в регионе выдвигать оказалось банально некого. На протяжении последнего времени рязанская власть последовательно вытесняется из всех основных сфер жизни области: общественной и социально-экономической. Собственно, представителями власти полноправно называть уже банально и некого.

С недавних пор Рязанская облдума приглашает на свои итоговые заседания под конец года представителей всех партий, даже не имеющих фракций в региональном парламенте. Каждому обещает предоставить слово. Отличная же, казалось бы, возможность заявить о себе, не правда ли? Воспользоваться трибуной на прошлой неделе теоретически могли 55 лидеров официально зарегистрированных в Рязанской области партийных отделений. Но воспользовалась лишь лояльная чиновница облправительства Александра ПЕРЕХВАТОВА из «Правого дела» (да, есть еще такая партия, – ред.). Всем остальным право выступить в стенах законодательного органа оказалось просто не нужно. В прошлом году нашелся также только один желающий – тогда им стал Владимир ТОРОПОВ от «Патриотов России».

Областная дума всем безразлична. Этот представительный орган власти не является авторитетной площадкой, на которой можно серьезно обсуждать актуальные проблемы. Будь это не так – руководители даже «спящих» партий все равно стремились бы воспользоваться правом громогласно выступить с трибуны. Но все прекрасно понимают: центр принятия решений находится не здесь, депутаты играют номинальную роль. Конечно, это проблема не только Рязани: и в некоторых других регионах ситуация похожая. Но именно у нас она столь очевидна. Все вышесказанное накладывается также и на абсолютную никчемность городской думы, которая уже третий год существует с клеймом нелегитимности.

Полноценного парламента в регионе в ближайшее время не будет – с этим придется смириться. Свежих лиц, которые могли бы оживить региональный ландшафт, также не вырисовывается. Почти никто всерьез не рассматривает возможность победы на выборах ради получения трибуны и политического роста. Выборы превратились в ловушку для дураков.

Ну а что же исполнительная ветвь власти? Для правительства и губернатора Олега КОВАЛЕВА, в отличие от депутатов, главным инструментом является не публичность, а право распределения благ. Только этот ресурс в Рязанской области также планомерно сокращается: согласно результатам исследования аналитической компании «Просто цифры», за последние четыре года реальные бюджетные расходы в расчете на одного рязанца сократились на треть!

В областной бюджет текущего года изменения вносили уже в декабре. Планируемые налоговые и неналоговые доходы снизили на 1,34 млрд рублей из-за низких темпов их поступления. С учетом этого регион уменьшил расходы на 1,24 млрд.

Рязанский кабмин просто перестает быть колодцем, из которого можно напиться: нет денег – нет реальной власти. Скоро взаимоотношения чиновников и граждан вернутся к состоянию 1990-х годов. Каждый будет надеяться только на себя. Многие уже и сегодня никому не верят и ничего не ждут.

По мере усугубления ситуации и сокращения перераспределительных возможностей будет страдать и политическая роль губернатора. Он сможет проигнорировать недовольство избирателей, сфальсифицировать выборы и подавить акции протеста. Однако эрозию самих исполнительных структур, потерю их эффективности, а затем и управляемости, предотвратить невозможно. Значение чиновников обесценивается даже символически. Им уже запретили покупать новые автомобили и ввели мораторий на повышение зарплат.

Опереться на вертикаль сложнее с каждым днем. На общественную поддержку уже невозможно. Она рязанскому правительству и не нужна, прозрачные отношения с жителями выстраивать никто не спешит. Здесь симптомом стало включение официального сайта рязанского кабмина в десятку порталов высших органов исполнительной власти регионов РФ, на которых открытые данные полностью отсутствуют. Речь идет о том, что власти региона не выполнили необходимые требования информационной открытости: не разместили какой-либо информации об общественных обсуждениях проектов нормативных правовых актов, не создали ни одного интерактивного сервиса, не указали информацию об обжаловании результатов.

Рязанской власти де-факто в легитимном поле уже не существует. И это главный политический итог уходящего года.
 
Сергей ЕЖОВ