Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№33 от 28 августа 2014 г.
Павленко, теневые игры и маркиз де Сад
В Рязани открылась персональная выставка нашего земляка, художника, литератора и мультипликатора, проживающего в Германии


 
Порой довольно приятно делать для себя неожиданные открытия, впервые сталкиваясь с творчеством каких-либо художников. Особенно когда стилистика, в которой они работают, совпадает с жанрами, близкими тебе. Так, в частности, случилось 21 августа в областном художественном музее на открытии первой персональной выставки в Рязани нашего бывшего соотечественника и земляка Александра Павленко.
 
В первую очередь, Александр Владимирович известен как художник, график, книжный иллюстратор, автор анимационных фильмов, литератор и кинокритик. Поэтому, в моем случае, весьма странно, что намного раньше не пришлось познакомиться с произведениями Павленко. Хотя, что тут удивительного, если художник с 1992 года живет в Германии в Лимбурге-на-Лане. 
Творческий путь Павленко, как и его работы, также своеобразен. Выпускник Рязанского педагогического института, Александр сначала работал учителем средней школы одной из деревень Рязанской области. Затем он уже трудился сотрудником отдела проката Федерации киноклубов СССР, и, как утверждается, к смене деятельности приложил руку Александр Олегович Никитин, возглавлявший рязанский киноклуб. Далее наш герой поступает на курсы аниматоров при Российском телевидении (студия «С»), где изучает анимацию под руководством Федора Савельевича Хитрука. 
 
Потом, в начале 1990-х, художник сотрудничает с московским издательством «Крим-Пресс», где иллюстрирует книги. И некоторое время трудится в знаменитой студии «Пилот» А.М.Татарского. После чего, как говорилось выше, уезжает в Германию. Здесь он осваивает профессии графика-дизайнера, иллюстратора и аниматора 3D-графики. Пробует себя в различных стилях, рисует комиксы и создает анимационные фильмы. К тому же пишет статьи для российских журналов.
 
Однако в основном Павленко выразил себя как автор, работающий в жанре «русский модерн». И львиная доля графических произведений, представленных на открывшейся выставке, выполнена именно в данном стиле. Прежде всего, это иллюстрации к биографии маркиза де Сада и серия силуэтных рисунков «Schattenspiel der Katharina der Grossen» («Теневая игра Екатерины Великой»), вышедшая отдельным альбомом в 2007 году и повествующая о любовных приключениях императрицы. 
 
Кроме того, на экспозиции можно увидеть иллюстрации цветными карандашами к сказкам Андерсена и Гофмана, произведения из серий «Русские карнавалы» и «Русские праздники» и, конечно, графику к прозе Н.С.Лескова, выпущенной в сборнике «Смех и горе» издательством «Vita nova». К тому же, посетителям предложены анимационные работы автора.    
 
Удивительно, что художник, неоднократно выставлявшийся в Москве, Петербурге, Брюсселе, и чьи произведения находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Фонда Людвига (Аахен, Германия), во многих частных коллекциях России и других стран (Германия, Бельгия, Великобритания, Япония), впервые организовал персональный вернисаж у себя на родине. А на презентации экспозиции по поводу отъезда Павленко за границу сокрушался уже упоминавшийся Александр Никитин, сравнивая смену жительства талантливого художника с уничтожением рязанского кинофонда и смертью Евгения Каширина.
 
Выставка рязанского самородка продлится до 21 сентября. Вход с 11.00 до 18.00, по четвергам с 11.00 до 20.00. Выходной день – понедельник. Первая пятница месяца – санитарный день. Телефон: (4912) 44-18-83.
 
Георгий ТИТОВ