Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№15 от 28 апреля 2022 г.
Сиротские поБЕДЫ
Юристы рязанского «Мемориала»* ежегодно выигрывают десятки дел о предоставлении жилья сиротам и оставшимся без попечения родителей выпускникам детских домов, интернатов.

Есть судебные прецеденты, в бюджет заложены деньги на покупку жилья, механизм выделения отлажен, но юристам все равно приходится давать консультации и судиться за «сиротские» квадратные метры. В чем проблема? Часть сирот, напротив, может лишиться благоустроенного жилья. По каким причинам? Об этом «Новой» рассказал юрист правозащитной организации Александр Заруцкий (на фото ниже).

Квадратные метры для взрослых

Анатолий получил свое «сиротское» жилье только в 39 лет. Он родился и был прописан в райцентре, там же состоял на учете как нуждающийся в жилье, но решил попытать счастья в другом месте и уехал. В чужом городе ничего не получилось, и он «осел» в Рязани. К тому времени Анатолию уже исполнилось 24, а в «бесквартирную» очередь сирота должен встать до 23 лет. Он устроился на работу в сфере ЖКХ, долгое время скитался по чужим квартирам, а в 2006 году обратился к Александру Заруцкому – от друзей по интернату он узнал, что в этой организации помогают сиротам получить жилье. Заруцкий отправился в суд с целью доказать, что подопечный по-прежнему имеет право на предоставление жилья, несмотря на возраст и смену места жительства.

Районный и областной суд отказались встать на сторону сироты, юристу пришлось дойти до Верховного суда, где детально разобрались в истории Анатолия. Он все же стал обладателем ключей от квартиры – спустя восемь лет после обращения к юристу.

Алексей из Рыбновского района получил жилье от государства лишь в 46 лет. В детстве лишился родителей, отучился в местной школе-интернате, остался жить в том же районе. В его документах значилось: отец умер, что с матерью – неизвестно. Она не числилась ни умершей, ни пропавшей без вести. По сути, органы опеки за годы учебы Алексея должны были установить статус матери, но не сделали этого – именно этот пробел в личном деле сироты помешал ему встать в очередь на получение жилья.

Заруцкому сначала через суд пришлось доказать «сиротский» статус Алексея, затем его право на получение жилья.

По его словам, сейчас юристы «Мемориала»* занимаются только сложными случаями, когда в истории сироты не все так просто.

– В 2005 году я начал вести дела трех сирот, которые имели право на получение жилья, но все же не могли его получить. Тогда не было четко прописанных законов, в областном бюджете не были заложены средства на приобретение такого жилья. Сейчас в законодательстве прописано все четко, средства в бюджет закладываются. Нам остается защищать сирот, чье право на жилье нужно сперва доказать: почему он вовремя не смог встать на учет как нуждающийся, почему имеет право получить жилье в областном центре, хотя прописан в деревне, почему ему положена отдельная квартира, хотя у него есть прописка или доля – но либо в ветхом жилье, либо гораздо меньше положенного на человека метража. И подобных историй очень много, – рассказал Заруцкий.

Чаще всего возрастные сироты просто не знали о праве на жилье – в 1990-х их никто не информировал, либо срок подачи документов на постановку в очереди сирота пропустил по причине отбывания наказания, либо отсутствия паспорта или прописки.

Снова стать бездомным

За 16 лет работы только один юрист Александр Заруцкий отстоял в судах жилье для минимум 170 сирот, дал сотни консультаций, которые помогли молодым людям не остаться на улице. После получения ключей многие остаются на связи: рассказывают, как сложилась жизнь, просят проконсультировать по другим проблемам. Но ему приходится сталкиваться и со случаями, когда выпускник детского дома не дорожит полученным от государства жильем и оказывается на волосок от статуса бездомного.

– Улица Песоченская в Дашково-Песочне, два дома, в которых выделили жилье сиротам. Один молодой человек превратил квартиру в наркопритон, сам несколько раз судим по «наркоманским» статьям. За услуги ЖКХ не платит. Согласно законодательству, мэрия имеет право выселить его в общежитие, но пока просто не озаботилась этим. Квартиры сиротам в первые пять лет выделяются в специализированный найм. Если новосел добросовестно исполняет свои обязанности по содержанию жилья, передают в соцнайм, после чего жилплощадь можно оформить в собственность. Если же он небрежно относится к своим обязанностям, не оплачивает ЖКХ, муниципалитет вправе либо продлить специализированный найм, либо выселить в жилье с менее комфортными условиями, – пояснил Заруцкий.

После окончания интерната или детского дома сироты сталкиваются с множеством проблем. Одна из них – неприятие, непонимание того, что теперь придется отвечать за все самому: зарабатывать на одежду и проезд, на оплату ЖКХ и многие другие расходы, связанные с содержанием жилья. «Мы ничего не должны», – можно услышать от них. Если бы не эта уверенность, заселенные в три дома ЖК «Смайлино» на пустыре близ Карцевского леса сироты могли бы побороться за другое жилье. Через какое-то время после новоселья выяснилось, что инфраструктуры в обозримом будущем не предвидится, но это не главное: сами квартиры оказались не лучшего качества. Там не работает вытяжка и скапливается конденсат, здесь, напротив, все продувает и осыпается. Чтобы доказать неудовлетворительное состояние нового жилья, новоселам нужно было скинуться и заказать независимую экспертизу – именно этот вариант предложил им Заруцкий. «А мы не обязаны ничего платить», – ответили они. И остались жить в квартирах не лучшего качества в домах посреди поля.

Заруцкий утверждает, что сейчас сиротам получить жилье гораздо проще, чем в «нулевые»: они знают свои права, власти муниципалитетов тоже знают о своих обязательствах. Но пока есть сироты, для юристов рязанского «Мемориала»* дела найдутся: слишком много еще «заковыристых» случаев и пробелов в их документах.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Покупка жилья детдомовцам временно приостановлена

Получить жилье в Рязани труднее, даже если сирота прописан в областном центре, въехать в новую квартиру в райцентре или селе гораздо проще. Все дело в финансировании. Например, на 2022 год в бюджет заложено по 1 млн 900 тыс. рублей на покупку жилья для одного нуждающегося. В Рязани сейчас за эту сумму приобрести однокомнатную квартиру с ремонтом невозможно, даже на окраине. Минимум, с учетом февральского подорожания, однушка обойдется в 2,5 млн рублей. Поэтому покупка жилья для сирот в городе приостановлена с начала «спецоперации» и роста цен. Все, что успели купить – это восемь квартир. А запланировано обеспечить жильем в этом году более 130 детдомовцев. В райцентре же за 1 миллион 900 можно приобрести хорошее жилье с ремонтом. Однако все стремятся получить квартиру в Рязани: из-за безработицы, бездорожья и нищеты молодежь и люди в возрасте бегут из сел при первой возможности.

*Признан иноагентом по решению Минюста

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Скопинских сирот «успешно» расселили по баракам 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Екатерина Вулих