Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 28 марта 2013 г.
Скороход из Мошек
Легендарного рязанца Виктора Косичкина несли к Брежневу на руках


 
В нынешнем году исполнилось бы 75 лет легендарному советскому скороходу Виктору КОСИЧКИНУ. К превеликому сожалению, победитель и серебряный призер Олимпийских игр 1960 года, абсолютный чемпион мира и Европы, 9-кратный чемпион СССР по конькобежному спорту не дожил до своего замечательного юбилея – 30 марта прошлого года великий рязанец покинул наш бренный мир. Однако его достижения на ледяной дорожке полувековой давности вызывают восхищение до сих пор. 


 
С Виктором Ивановичем мы познакомились во второй половине 2000-х, общались, правда, только по телефону. Но когда я было заикнулся о юбилейном интервью, заслуженный ветеран сказал, как отрезал: «Такие дела так не делаются. Приезжай в гости, посидим, поговорим, чаю попьем». Жил тогда Косичкин в Москве на улице Свободы, что неподалеку от станции метро «Планерная». После этого мы еще не единожды созванивались, он вспоминал забавные случаи из жизни, интересовался рязанскими новостями, обязательно передавал приветы «старым» знакомым. Однако встретиться нам так и не довелось, многие важные вопросы остались без ответа…
 
Из его скупых телефонных воспоминаний поразила история, произошедшая 18 февраля 1962 года, как-то уж нереально похожая на новогоднюю сказку. В тот памятный день Виктор Косичкин стал абсолютным чемпионом мира, и произошло это не где-нибудь «за семью морями», а в Москве на ледяной дорожке «Лужников» в почти тридцатиградусный мороз и в присутствии более ста тысяч зрителей. 
 
Немногим даже самым великим спортсменам удавалось пережить подобный триумф. Очевидцы вспоминали, что победный лавровый венок был таких размеров, что за ним лишь угадывались контуры самого триумфатора. Настоящим факелом вспыхнули трибуны стадиона – это болельщики зажгли газеты, чем вызвали серьезный переполох в стане пожарной охраны, ведь на трибунах присутствовал сам Леонид Брежнев, еще не генеральный секретарь ЦК КПСС, но уже председатель президиума Верховного Совета СССР. Он изъявил желание лично поприветствовать новоиспеченного чемпиона, и добры молодцы из его охраны, даже не дав скинуть коньки, на руках доставили сильнейшего конькобежца планеты в правительственную ложу. В порыве всеобщего ликования, словно сказочный царь, «дорогой Леонид Ильич», воскликнул: «Проси чего хочешь!» Косичкин не растерялся и попросил разрешение на регистрацию брака с гражданкой Чехословакии Ганой Бартошевой. Уже на следующее утро необходимые документы были доставлены по адресу. 
 
Виктор Косичкин родился в селе Мошки Рыбновского района, правда, в настоящее время населенного пункта с таким названием уже не существует. Будущий король ледовой дорожки стал тринадцатым ребенком в семье: четверо старших детей умерли еще в гражданскую войну, еще трое не перенесли голод тридцатых годов. Немало лиха пришлось хватить и оставшимся в живых: самым сладким детским сном Вити долгое время оставался тот, в котором мама бережно резала ржаной каравай…
 
Но не хлебом единым жив человек, особенно в том благодатном возрасте, когда жизнь полна чудес и открытий. На всю жизнь запомнил Виктор Иванович и свои первые «гаги», где-то по случаю приобретенные мамой. И самой настоящей трагедией стало, когда бесценные коньки были украдены.
 
В послевоенные годы большой семье в деревне прожить было непросто, поэтому в конце 1940-х, когда отец возвратился из госпиталя, семья Косичкиных перебралась в Москву. Приходилось ютиться в крохотной коммуналке на восьми квадратных метрах. Чтобы не висеть на шее у родителей, по окончании семилетки Виктор устроился на автобазу МВД учеником токаря. 
 
Поскольку спортивные достижения тогда считались не менее почетными, нежели трудовые, молодому парню частенько приходилось отстаивать честь своего рабочего коллектива в легкоатлетических кроссах, лыжных гонках, стрельбе. Но особой любовью пользовался велосипедный спорт, которым Косичкин увлекся всерьез, но был изгнан из секции, после того как… выиграл соревнования. Оказалось, тренер «планировал» триумф своего любимца, а Косичкин своей неуемной тягой к победе спутал ему все карты.
 
Возможно, на этом дружба со спортом и закончилась бы, по большому счету, так и не начавшись, ведь на 18-м году жизни олимпийских чемпионов уже не растят. Но, как это зачастую бывает, помог Его величество случай. Рабочий наставник Виктора, бывший футбольный вратарь, буквально за руку привел его в конькобежную секцию к тренеру-общественнику Клавдии Андреевне Власенко.
 
Новичок оказался не просто неутомимым в работе и упрямым в достижении поставленных целей, но еще и талантливым. Уже пару лет спустя он стремительно ворвался в число сильнейших конькобежцев Советского Союза. Всерьез о себе Косичкин заявил на родном динамовском катке в традиционном матче городов, в котором принимали участие и скороходы из ГДР. Борьба шла в сложных погодных условиях, поэтому высокий результат немецкого конькобежца Хельмута Кунерта на дистанции 5000 метров, казалось, превзойти невозможно. Но лишь до того, как на лед вышел неутомимый рязанец. В том же 1958 году Косичкин завоевал три чемпионских титула – первенства РСФСР, Спартакиады народов Российской Федерации, но главным успехом стало «золото» союзного первенства, когда он нанес поражение сильнейшему стайеру страны того времени Олегу Гончаренко. 
 
Олимпийский 1960-й год Виктор начал с двух побед в чемпионате СССР на дистанциях 5000 и 10000 метров. При этом заметно возросли результаты в спринте, что позволяло надеяться на более высокие показатели в многоборье. Еще до главных стартов четырехлетия Косичкин успел зарекомендовать себя одним из сильнейших стайеров планеты, завоевав «серебро» и «бронзу» на чемпионате мира в Давосе. Однако в число олимпийских фаворитов из-за своей молодости он все же не входил. 
 
Тем не менее, сам Виктор придерживался прямо противоположного мнения, и когда журналисты пожелали ему оказаться в числе призеров и в Скво-Велли, мгновенно отреагировал: «На Олимпиаду я еду только за первым местом!» В том, что в словах дерзкого дебютанта не было излишней самоуверенности, а лишь уверенность в собственных силах и желание победить, подтверждают и его опытные товарищи по сборной: едва команда прибыла к месту дислокации, как Косичкин сразу же приступил к тренировкам.
 
Его не выбило из колеи ни то, что на дистанции 5000 метров он угодил в один забег с главным претендентом на олимпийское «золото» голландцем Песманом, ни заочная конкуренция с норвежцем Юханнсеном, времени которого «звездная» пара долгое время уступала по ходу дистанции. Однако, найдя в себе силы на финишный рывок, Виктор превзошел ближайшего конкурента почти на 9 секунд. Впрочем, проиграть в этот день рязанец просто не мог, ведь это был 22-й день его рожденья! Вскоре к чемпионству он добавил еще и «серебро» на 10000 м. 
 
В 1961 году наш земляк с большим отрывом первенствовал среди многоборцев в чемпионате СССР, к победе в котором вскоре прибавил еще и звание чемпиона Европы. А затем был уже упомянутый триумф на первенстве мира в Москве, после которого Косичкин более двух десятков лет оставался последним советским чемпионом в классическом многоборье. Раздосадованный полным бессилием своих последователей, Виктор Иванович пообещал, что отдаст свой лавровый венок тому, кто сумеет повторить его успех. Ждать пришлось долгих 22 года, пока в 1984 году победу одержал Олег Божьев.
 
В 1964 году Виктор Косичкин отправился на свою вторую Олимпиаду в Инсбрук, однако приобретенный опыт не стал тем главным козырем, который позволил бы пополнить олимпийскую копилку. На 5000 м рязанец показал четвертый результат вслед за тройкой норвежцев, а на 10000 м был лишь шестым. В связи с этим существует мнение, что нашего скорохода попросту «загнали» на тренировках. В какой-то степени подтверждением этому может служить тот факт, что спустя каких-то пару недель после Олимпиады на чемпионате мира в Хельсинки Косичкин завоевал «бронзу» на 10000 м, и стал «серебряным» призером по сумме четырех дистанций, уступив лишь К. Юханнсену.
 
В 1966 году Косичкин завершил свою спортивную карьеру и пошел учиться в Высшую школу МВД СССР. По ее окончании трудился в системе внутренних дел, сначала был начальником отдела зимних видов спорта, а потом заместителем Московского городского совета «Динамо». В отставку вышел уже в звании полковника. Несмотря на высокую должность и серьезную загруженность на работе, Виктор Иванович связи с родным краем не терял. Всегда откликался на предложения и был частым гостем на соревнованиях, проходивших в Рязани…
 
Юрий МАТЫЦИН