Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№40 от 27 октября 2022 г.
Дело пахнет креозотом
Рядовых рязанцев и губернатора пугают массовым ввозом столичных отходов в центр областной столицы. «Новая» выяснила, насколько обоснованы эти страхи

О существовании и, главное, местоположении шпалопропиточного завода подавляющее большинство рязанцев представления не имеют. Но благодаря интригам и напористости тех, кто хочет начать масштабное строительство на его землях, полузабытое предприятие почти прославилось.

Коротко напомним, о чем речь. Недалеко от бывшего села Борки (ныне это северная окраина Рязани) работал тот самый завод. Экологичностью производство не отличалось (шпалы пропитывают канцерогенным креозотом), а весной 2022 года стало известно, что на его территории хотят возвести большой микрорайон для начала из 7-этажек. Возвести, не обращая внимания на токсичность почвы. Отложения креозота здесь можно найти на глубине до двух метров. Интересант – строительная компания «Зеленый сад – Рябиновые гроздья».

Сама по себе эта земля хоть и близка к центру Рязани, по мнению большинства горожан, ценности не представляет – непонятный пустырь где-то у Борковских карьеров. Градозащитники же подняли шум: будущие дома закроют знаменитый вид с кремлевской набережной на окские просторы. Сейчас там дальние очертания микрорайона Канищево, а будут – почти впритык – силуэты «шпалозаводских» новостроек. Но немаловажен и другой, «обратный» вид  – на кремль. Сотни лет эта панорама (вид с Оки на старинную часть Рязани) оставалась незыблемой. Даже как-то неловко, что такой вопрос собираются вынести 2 ноября на публичные слушания.


Вид с колокольни Рязанского кремля может стать таким

«Новая» писала об этом не раз, но категорического «нет» застройке из уст глав города или области так и не прозвучало. Не слышно его и от региональной Госинспекции по охране объектов культурного наследия.

Вместо адекватной реакции властей Рязань получила грубую пиар-кампанию от желающих довести начатое до конца. Кампанию одновременно и по запугиванию горожан, и по очернению градозащитников, и, главное – по продвижению той самой застройки.

Призрак опасной свалки

Ее организаторы рассудили топорно, хотя по правилам черного пиара правильно: если не получается уговорить горожан, надо их напугать. Для этого нужно выбрать одну из самых болезненных точек.

Остановились на мусоре. Мелочиться не стали: хозяева территории бывшего шпалозавода пообещали возить его в промышленных масштабах и прямо из столицы.

Для верности дали слово гендиректору, а по совместительству одной из владелиц шпалопропиточного завода и земли под ним – Елене Прониной. Интервью с ней вышло в «Комсомольской правде-Рязань», позже информация оттуда пошла в соцсети, по интернет-СМИ.

В том материале г-жа Пронина уверяет – если на этой земле не будет застройки, значит, будет вести свой бизнес московское мусоросортировочное предприятие. Естественно, в соцсетях поднялся шум. И, по логике его организаторов, рязанцы, покричав, должны были принять новый микрорайон как данность – горы мусора ведь хуже, чем застройка.

Учите матчасть

Но у этой страшилки для рязанцев слабыми оказались и сценарий, и исполнители главный ролей, и режиссура.

Пронина заявила, что застройка инициирована исключительно в интересах рязанцев. Мол, жители Борок жаловались на вредное производство, вот и решено было его перенести – областные власти дали добро, а тут и инвестор появился. Он дает денег не переезд завода, а потом возведет вместо него дома.

И вредная часть производства, по словам Прониной, уже переехала. Якобы в Свердловскую область, где завод «работает на стратегические отрасли и должен, как ведущий в России, участвовать в восстановлении инфраструктуры новых территорий».

По словам Прониной, когда пошли протесты градозащитников, «появилась столичная Единая служба вывоза и утилизации отходов». В обращении к главе администрации Рязани от лица компании с вышеуказанным названием Елене Сорокиной сообщают, что, судя по открытым источникам, участок у Борковского затона ничем не ограничен для использования под отходы, и просят мэра предоставить в аренду землю под «мусорный хаб».

В тех же открытых источниках есть информация о собственнике земли – это Михаил Пронин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области, семье которого и принадлежит участок. Мэрия физически не может сдавать его в аренду.


Михаил Пронин

Кроме того, региональным правительством давно утверждена территориальная схема движения отходов. Борковского звена в ней нет.

Интимная сортировка

Но это мелочи по сравнению с тем, что «Единой службы вывоза и утилизации отходов»... просто не существует.

По указанному в «шапке» письма адресу в Москве находится офис рекламной компании. Еще там была… фирма по продаже интим-товаров. Помните историю с безвестной компанией «Байкалфинансгрупп», которая в декабре 2004 года приобрела на аукционе активы «Юкоса» и была зарегистрирована в Твери по тому же адресу, что рюмочная «Лондон». Авторы рязанской сказки о «единой службе сортировки», видимо, вдохновились опытом фокусников федерального масштаба.

На просторах интернета удалось найти лишь один след этой компании: номер ее телефона. Он оказался отключен. Равно как и сайт грозных мусорщиков – заблокирован. В Едином госреестре юридических лиц такой компании тоже нет.

Грубая работа. В шапке письма можно было бы указать правовую форму организации (ООО, АО и пр.), а подписывать его должен директор или лицо, его замещающее. А не некий «руководитель департамента». Печать бы еще, конечно. Но на эти формальности у комбинаторов, видимо, нет времени.

Говоря о вынужденной продаже земли под мусорный хаб из-за протестов по поводу застройки, Пронина утверждает: «На сегодняшний день никаких ограничений по этажности на нашей территории по закону нет, несмотря на громкие заявления противников жилой застройки и непонятные картинки в прессе».

«Непонятные картинки» – это действующий проект зон охраны Рязани. И по нему участок завода входит в «Зону регулирования застройки особо ценного объекта культурного наследия Рязанский кремль». На схеме четко прописано: «Здания и насаждения h– до 6 метров». То есть даже высоких деревьев здесь быть не должно.


Действующий проект зон охраны Рязани 1986 года. Им руководствуются уже много лет вне зависимости от мнения Прониной

Сейчас для Рязани разрабатывают новый проект зон охраны. По неофициальным данным, высота строений и деревьев здесь не должна превышать десяти метров. То есть ни о каких 7-этажках и речи быть не может. 

Хаб хабу рознь

«Общественники хотят сохранить тут промышленную зону, которая новым проектом никоим образом не запрещается», – добавила в финале Пронина.

Активисты действительно «топят» за возрождение на Борковском затоне транспортного узла. Эта пристань соединяет два пути: водный с выходом в Оку и железнодорожный, когда-то ведший к станции Рязань-1. Здесь даже сохранилась ж/д ветка, подходящая к шпалопропиточному заводу.

Это несомненно отличное место для транспортного хаба, то есть перегрузочного узла. Мусорный же хаб – это скорее место сортировки, и наличие разных видов транспорта ему не особенно необходимо. Но «творцы» страшилки опять не ознакомились с матчастью. 

По ту сторону Лесопарка...

Вся эта история – один в один как с несостоявшейся школой у Лесопарка. Место пустое, кому школа помешает? Так объясняли лоббисты. Но после ее возведения натыкать рядом высоток было бы уже гораздо проще – для таких домов по нормам рядом нужна школа. И застроили бы всю полосу, что между дорогой на Солотчу и Лесопарком, закрыв вид на кремль высотками.

Тогда процесс, начавшийся с «невинных» попыток поставить школу в зеленой зоне, остановил губернатор Любимов. В итоге новое учебное заведение уже построено – в Кальном (школьникам именно этого микрорайона его и не хватало).

Сейчас происходит ровно то же, но с другой стороны Лесопарка. Речь ведь не о креозотных 7-этажках: микрорайон от компании «Зеленый сад» – лишь предлог для начала. Дальше пойдет уже высотная застройка от Борковского затона вплоть до впадения Трубежа в Оку (как на схеме ниже). Это уже не микрорайон, а район, который напрочь отделит кремль от Оки.

Для его зачатия и нужно добиться перевода земель под заводом, сменив их промышленное назначение на зону среднеэтажной застройки. Это ключевой, первый этап и самый сложный. А после можно будет запросить отклонения от предельных параметров высоты. И хоть 20 этажей строй, хоть 30. Это не преувеличение. Другого выхода у желающих здесь строить нет. Надо снять метры почвы, пропитанные креозотом, утилизировать их. Плюс делать серьезные отсыпы и дренажи – участок подтопляется даже не в самые снежные годы. Вывод прост: 7-этажки не окупятся, а высотки пойдут на ура.

И если проморгать первый этап, за который, как мы видим, бьются разными методами, оглянуться не успеем, как красивейший вид на кремль при приближении к городу по Оке окажется за каменными вертикальными жалюзи. А Ока – эта главная туристическая магистраль всей Рязанской области.

Для самих же рязанцев закроется вид с набережной кремля на окские просторы – тот самый, что видели и помнят все, кто хоть когда-то бывал в наших местах. 


Вид с кремля на Тубеж и далее Оку, начало прошлого века. Визитную карточку этих мест – сливание заливных лугов с небом – и хотят закрыть от глаз. Фото: pastvu.com

Ваш выход, Павел Викторович!

Павел Малков пришел в регион недавно и по поводу застройки Борок и прилегающих пойменных земель комментариев не давал. А публичные слушания по переводу угодий назначены уже на 2 ноября. При этом СМИ, которые освещают проблему со стороны градозащитников, а не бизнеса, почти не осталось. Но мы попробовали еще раз.

А теперь, Павел Викторович, ваш выход!

Если вы не вмешаетесь, может получиться, как в Волгограде.

22 октября на градозащитном форуме Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) в Санкт-Петербурге делегаты со всей страны были ошеломлены сообщением о застройке Мамаева кургана.

В этом году правительство Волгоградской области приняло новый проект зон охраны. Согласно документу, зону охраняемого природного ландшафта вокруг памятника Родине Матери, где земля усыпана костями наших воинов, заменили на зону регулирования застройки. Теперь там можно возводить многоквартирные жилые дома и даже Арбитражный суд.

ВООПИиК приняло решения встать на защиту Мамаева кургана, ради этого объединив усилия и все имеющиеся ресурсы в высших эшелонах власти.

ДОСЛОВНО

Андрей Петруцкий, председатель регионального отделения ВООПИиК:

– Назначенные на 2 ноября слушания имеют признаки мошенничества. Для застройки большими домами и заселением туда тысяч людей должны соблюдаться градостроительные регламенты. Это наличие в шаговой доступности детского сада, школы, поликлиники, остановки общественного транспорта. Ничего этого на месте завода нет и не предусмотрено генпланом. Как тысячи людей будут добираться до работы, куда будут водить детей в детсад и школу никто не думает. Поэтому разумно на месте шпалопропиточного завода сделать, как и во всех остальных Борках, зону Ж3 «малоэтажная жилая застройка». Нельзя, нарушая генплан, методом тыка расширять застройку Рязани. На то он и есть план, чтобы в первую очередь думать о благополучии людей.

ДОПОЛНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Уже после сдачи номера «Новой» в печать мы выяснили, что никакого письма от указанной в материале компании в администрацию Рязани не поступало.

Кроме того, узнали мнение главы Госинспекции по охране памятников – он высказался вполне определенно. Руководство регионального оператора по работе с отходами «Эко-Пронск» в свою очередь объяснило, на основе какого документа мусора на этом участке не может быть в принципе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Председатель Центрального Совета ВООПИиК призвал губернатора отменить слушания по земле шпалозавода 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Отдел расследований