Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№33 от 27 августа 2020 г.
Декан, дама и «Бубновый валет»
 В Рязань привезли работы модных и эпатажных художников начала прошлого века

В Рязанском областном художественном музее им. И.П. Пожалостина (ул. Свободы, 57) начала работу выставка «Под флагом “Бубнового валета”». На ней представлена живопись и графика из фондов Пензенской областной картинной галереи им. К.А. Савицкого. На суд зрителей выставлено 40 подлинных произведений известных художников начала ХХ века.

Среди них живопись и рисунок одного из основателей объединения «Бубновый валет» Аристарха Лентулова, печатная графика Натальи Гончаровой и карандашные наброски Роберта Фалька. 



Аристарх Лентулов родился в селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии в семье сельского священника. Обучался в Пензенском художественном училище, затем в Киевском художественном училище у Николая Пимоненко, далее в студии Дмитрия Кардовского в Петербурге. Самостоятельно работал и учился в студиях у Анри Ле Фоконье и Жана Метценже, в частной академии де Ла Палетт. Тогда же работал в Италии. С 1910 по 1916 год являлся членом-учредителем объединения «Бубновый валет». В 1928–1932 гг. был организатором и председателем Общества московских художников, куда вошли многие участники группы «Бубновый валет». Был преподавателем и художником театра.



Наталья Гончарова принадлежала к дворянскому роду Гончаровых. Ее дед – волоколамский исправник коллежский секретарь Михаил Сергеевич Гончаров, являющийся племянником Натальи Гончаровой-Пушкиной. В 1898 году окончила IV женскую гимназию с серебряной медалью. В 1900-м пробует себя на медицинских курсах, но бросает их через три дня. Затем в течение полугода учится на историческом факультете Высших женских курсов. В 1901-м в качестве вольного слушателя поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. 24 марта 1910 года в помещении литературно-художественного кружка Общества свободной эстетики Гончарова организует первую персональную выставку из 22 картин. Выставка продолжалась лишь один день – из-за представленной картины «Натурщица (на синем фоне)» ее обвинили в порнографии. В 1914 году по рекомендации Александра Бенуа балетмейстер Сергей Дягилев приглашает Гончарову в Париж для работы над «Золотым петушком». В 1912-м начинает заниматься иллюстрированием книг футуристов. Совместно с Михаилом Ларионовым организует и участвует в выставках «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень», «№ 4». Самые ранние из представленных работ – гравюры альбома «Мистические образы войны», созданного Натальей Гончаровой в 1914 году перед эмиграцией во Францию. Это шесть больших листов из четырнадцати литографий альбома патриотического содержания.



Роберт Фальк родился в семье юриста и шахматиста Рафаила Фалька. В 1904–1905 гг. учился изобразительному искусству в школе-студии К.Ф. Юона и И.О. Дудина, в частной студии И.И. Машкова, а затем в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1910 году стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», в деятельности которого он участвовал по 1916-й. После революции 1917 года одиннадцать лет преподавал в ГСХМ – Вхутемасе, был деканом факультета живописи. В 1918–21 гг. работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности отдела изобразительных искусств Наркомпроса. В 1928-м художник выехал в командировку за границу и до 1937 года жил и работал в Париже. Затем вернулся в СССР.

Фото автора
Георгий ТИТОВ