Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№28 от 27 июля 2017 г.
Свежие новости
Развалины Алеппо на улицах Рязани
 Городские тротуары, сколько бы ни выделялось денег на их ремонт, по-прежнему хранят следы «бомбардировок»

Открываешь утром Яндекс, а там тебя огорошивают информацией о том, что еще столько-то денег выделено на ремонт дорог в Рязани. «Радость, со слезами на глазах» переполняет тебя, и ты почти уже готова возгордиться, если бы не одно «но». Как всегда, найдется какая-нибудь закавыка, которая помешает испытать искреннее чувство гордости от того, что хоть с дураками у нас пока по-прежнему, но зато с дорогами… явно лучше.

«Чем не довольна-то?» – спрашиваю себя. И становится как-то...  

Даже не знаю, как становится, но понимаешь вдруг, что машины – это наше всё. Не люди, нет, которые делают и машины в том числе. Не человек, который «звучит гордо» (ах, как вбивали нам в головы этот горьковский постулат на протяжении всей советской эпохи).

Я о культуре, которая определяется не тем, какой респектабельный вид имеет пупок города, по которому пролетают машины градоначальников или въезжают эскорты «ревизоров» из первопрестольной. Красными углами испокон русская земля славится. Чем-чем, а углами и Рязань гордиться может. Только теми, что расположены в центре ее жизнедеятельности. А если свернуть от центра чуть в сторону и посмотреть не на дороги, а на тротуары? Пишу «посмотреть», потому что пройтись по ним – особое мужество требуется. 

Давайте начнем с улицы Гоголя, о которой «Новая» уже писала не так давно в рубрике «Быль в глаза». Если для машин что-то делается в этом месте, то для людей – с прошлого века НИЧЕГО. Да это и понятно, скажет вам любой автовладелец! Машина – это дорого, это – кредиты и займы, это экономия и ущемление себя не один год, это счастливое приобретение с нескрываемой гордостью от покупки и мучительной выплатой после. Это – ощутимое удовольствие и знаковое событие. 

А человек? Продукт бесплатный, который часто заявляет о своем намерении появиться на свет совершенно неожиданно для его будущих владельцев – родителей. Его, вроде бы, еще и не планировали, а он – нате вам – здравствуйте! И главное – даром. А иногда и с доплатой, пусть смехотворной, но все же. И потом, если машину можно поранить на плохих дорогах, то человеку… Что ему сделается? Вывих голеностопа? Перелом тазобедренной, шейки бедра? И что? Заживет твоя шейка, человек! Это же не подвеску автомобиля раздолбить вдребезги, понимаешь ли… Деньги-то какие на ремонт! А тебе в травмпункте гипс – бесплатно, сиди месяц-другой-третий, не парься, заживляй на здоровье. 

Не так срастется, – еще раз сломают и снова загипсуют. И никаких трат.



Идешь по улице Гоголя, и страшно становится за старушку, что спотыкается впереди тебя, и за молодую мамашу, несущую младенца на руках, и за девушку, решившую надеть красивые туфли на высоком каблуке. 

– И не жалко ей туфли! – подумалось мне. 

– И не жалко ей ноги! – отозвалось эхо.



Ощущение такое, что эту улицу все время бомбят, причем бомбят прицельно, не промахиваясь. Летом здесь рытвины, ямы и осколки когдатошнего асфальта, осенью и весной – лужи и грязь, а вот зимой… Пожалуй, зимой поровнее будет, потому что тот самый человек, который «звучит гордо», прокладывает, утаптывает и шлифует тропу, именуемую тротуаром города. Нечетная сторона улицы в большей части вообще лишена пешеходной зоны, а потому, чтобы пройти, нужно ломать ноги на чётной стороне или пытаться проскочить опасный отрезок по проезжей части.

Всё, что пересекает улицу Гоголя, находится в столь же плачевном состоянии – узкие, в прошлом веке заасфальтированные тропы, разбитые временем, непогодой и пешеходами. Высокорослый бурьян радует глаз сочными разноцветными всходами – малиновый чертополох и голубой цикорий, розовый и белый клевер и ядовитый борщевик в половину человеческого роста. Идешь к музыкальной школе №5, как по деревне, – любуешься, вдыхаешь… Глаз радует многотравье улиц, чего уж там! Тротуар настойчиво пробивают ростки дикой зелени, которым жить хочется так же, как и человеку, идущему по улице Гоголя, – выжить или не разбить музыкальный инструмент, если идет с ним ребенок на занятия. А ведь тоже – залюбуется, споткнется, а там, в футляре, отзовется болевым стоном его маленькая скрипочка, получив трещину деки. Кто будет виноват? Конечно, ребенок! Иди и смотри себе под ноги, лоботряс, не глазей по сторонам, «Моцарт»!

Особого разговора заслуживают фасады домов, являющие собой безобразно-удручающее зрелище. Понятно, что не центр города, но, господа начальники, здесь ведь тоже живет важная часть вашего электората, о которой вы вспоминаете только тогда, когда маячит впереди чиновное кресло.

Та же ситуация ближе к центру – на улице Гагарина, где целый квартал занимает старейший в России радиотехнический университет – гордость не только Рязани. Тротуары с обеих сторон улицы – филиалы Алеппо! Понятно, что студенты – народ шустрый и проскочить смогут, но даже студентов становится жаль, видя, как они лавируют-лавируют, чтобы вылавировать за чугунную ограду универа, не сломав ни ноги, ни каблука. 



Есть возле радиоуниверситета, на остановке, островок хорошего настроения, где расположены торговые палатки. Возле них часть пешеходной зоны выложена тротуарной плиткой. Обязывают частных владельцев облагораживать вокруг себя территорию. А как быть с госуниверситетом? Может (глупая шутка от безнадеги!), бросить клич и собрать со студентов? Или закатать в асфальт тех, кто отвечает за дороги не только для машин, но и для людей? 

– Глупости все это, – размышляет вслух старушка на остановке. – Пусть по этой улице каждый день пешком ходит руководство города. В ботинках на тонкой подошве и туфлях на высоких каблуках. Пару раз навернутся если, то, может, и поймут… Хотя вряд ли, – добавляет она, вздыхая.

Народ на остановке объединяется вокруг проблемы и каждый считает, что ее не решить никогда, потому что живут в этом районе долго, а сдвигов не наблюдается.



– А кто здесь из руководства-то бывает? Чай, не студенты, отучились давно. А чада их, поди, на машинах приезжают, – вздыхает женщина, садясь в подошедший троллейбус.

Эта же самая разбомбленная дорожка и на улице Пушкина по направлению к ЦПКиО – вдоль всего корпуса радиовуза. И большой отрезок пути к поликлинике №6, дойти в которую людям пожилого возраста требуются ловкость и сила воли. 

И идут, и преодолевают, и падают, и вывихивают, и даже ломают… Правда, территория у самой поликлиники тоже выложена тротуарной плиткой, но до нее еще нужно дойти, понимаете ли. Тут уж кому повезет.

За машины, конечно, радоваться можно, но хотелось бы, чтобы и к пешеходам на тротуарах было больше уважения, чем сейчас. И не только в предвыборное время, как это обыкновенно у нас бывает. 
 
Ольга МИЩЕНКОВА