Поездки на модном транспорте все чаще заканчиваются резонансными ДТП
В начале улицы Свободы на электросамокате неслась женщина лет пятидесяти. И орала. Но при этом скорость только увеличивалась. Именно ее крик и позволял пешеходам вовремя отскакивать к краю тротуара. Из альтернативы автомобильному транспорту электросамокат превратился в опасное развлечение. Только это не осознают как рязанцы, так и владельцы кикшеринговой техники. Несмотря ни на что, катание на самокате, действительно, прикольное. Но если ехать небыстро. И чтобы было безопасно. Кататься среди толпы я бы, честно говоря, не рискнул.
Особо опасный пешеход
Инспектор УГИБДД по Рязанской области Валентин Росин на радиостанции «Маяк Рязань» рассказал о росте ДТП с участием людей на самокатах. Так, в 2021 году произошло уже пять инцидентов с их участием, в двух случаях это оказались электросамокаты. Росин также отметил, что согласно законодательству человек на самокате приравнивается к пешеходу, поскольку самокат не является транспортным средством.
15 апреля на Касимовском шоссе под колеса автомобиля Hyundai Getz попала десятилетняя девочка, 22 апреля на парковке ТРЦ «Премьер» девушку на электросамокате сбила иномарка, а 18 мая на улице Чкалова автомашина Renault Logan на нерегулируемом пешеходном переходе наехала на десятилетнюю девочку, также ехавшую на самокате. 23 мая на Народном бульваре во дворе домов №№ 11 и 15 ребенок на самокате въехал в автомобиль...
Еще в феврале в Рязани обсудили развитие вело- и кикшеринга. Алексей Нистратов презентовал проект «На самокате» – прокат техники со сменными батареями. Сервис позволяет брать самокат в одном месте и сдавать в другом. В конце апреля в областном центре заработал прокат электросамокатов от компании Lucky Bike, и рязанцы начали ездить на них. Пять рублей минута плюс плата за доступ 35 рублей. Велосипедных тарифов в этом году только два: поминутный – два рубля в минуту и сезонный – 2500 руб. с поездками до 45 минут.
Ребенок превысил скорость
И понеслось. По тротуару, особенно во второй половине дня, особенно в центре Рязани, ходить стало опасней, чем по проезжей части.
«Наибольшую тревогу вызывает использование таких средств несовершеннолетними, которые не всегда знакомы с Правилами дорожного движения, – говорит Валентин Росин. – Пока идет работа по урегулированию нормативно-правовых аспектов, касающихся использования на уличной сети новых средств передвижения, патрульная полиция рекомендует придерживаться существующих Правил. Обращайте внимание на знаки и светофоры. Двигаясь по проезжей части, езжайте по правилам для велосипедистов».
В то же время выгонять электросамокатников на дорогу глупо. Они куда уязвимее велосипедистов. Стойкость хуже, так что оглянуться назад, как на велосипеде, не получится. Колеса меньше, отсюда уязвимость к выбоинам.
Если бы от меня зависело, сделал бы так: выделил самокаты/гироборды/гироциклы в отдельную категорию. Обязал бы, в случае наличия велодорожек (а вы много их в Рязани видели?), двигаться только по ним. А вот в случае отсутствия... Ну, например, допускать к движению по тротуарам только такие, которые имеют ограничения максимальной скорости.
Но сегодня среднестатистический электросамокат разгоняется до 50 километров в час. А средняя скорость пешехода – пять километров в час. Почувствуйте разницу.
Все давят на сознательность. А у нас по-прежнему нет законов, регулирующих использование данного вида транспорта. Но ведь пользуется электросамокатами преимущественно молодежь. И это лето еще не наступило – учатся.
Паспортный контроль
Тем временем в Москве уже начали браться за мобильный транспорт. Скорость скутеров, велосипедов и других средств индивидуальной мобильности в парках и общественных пространствах столицы будет ограничена.
«К сожалению, большая часть владельцев электросамокатов не понимают этого либо пренебрегают интересами окружающих, продолжая ездить на недопустимо больших скоростях», – объяснил руководитель Ситуационного центра организации дорожного движения Александр Евсин.
Так, скорость электросамокатов рекомендуют ограничить до 25 километров в час, а при совмещенном движении с пешеходами до семи километров в час. Некоторые сервисы проката уже изменили правила и ограничили скорость передвижения в парках до 15 километров в час.
В Санкт-Петербурге аренду электросамокатов предложили сделать по паспортам. Но это отнюдь не гарантия, что самокаты смогут брать только совершеннолетние. Сейчас в приложении всплывает вопрос о возрасте, но он не дает гарантий.
Ваньчиков предложил запрашивать копию паспорта. Если подросток воспользуется чужим аккаунтом и попадет в ДТП, то ответственность будет на том, на кого зарегистрирован самокат.
а как у них
Штраф для лихачей – 1500 евро
В Германии электросамокаты «легализовали» совсем недавно – в июне 2019 года, а до этого прогрессивный, по современным меркам, вид транспорта находился вне правового поля. Педантичные немцы расписали строгие правила. Гонять по тротуарам категорически запрещено. Можно перемещаться исключительно по велодорожкам, ну а если таковых нет, то выезжать на проезжую часть. Предельная скорость для электросамокатов в городской черте – не более 20 км в час.
Во Франции владельцам всей этой техники в населенных пунктах новые правила разрешают передвигаться только по велосипедным дорожкам или автомобильным дорогам, где максимальная разрешенная скорость не превышает 50 км/ч. При этом, если водитель электросамоката все же осмелится выехать на тротуар, ему грозит штраф в размере 135 евро. А за превышение скорости оштрафуют аж на 1500 евро.
А вот в Японии электрические самокаты, сегвеи, гироскутеры или моноколеса пока не завоевали своего места под солнцем. Все они не отнесены к какой-либо из категорий эксплуатируемого на японских улицах транспорта. На территории островного государства, по сути, запрещено свободно передвигаться на электросамокатах и других новомодных девайсах. Так что Японию можно с уверенностью назвать велосипедной страной.
Павел Гресь