Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 25 ноября 2021 г.
«Похититель» в поисках убийц
Двое скопинцев, в начале  года оправданные присяжными, вновь предстали перед судом

В середине ноября в Рязанском областном суде присяжные начали заново рассматривать уголовное дело об убийстве экс-полицейского. На скамье подсудимых Александр Чайков и Станислав Постников, которых один раз по этому делу уже оправдали.

Не верит даже дочь

Убийство произошло 20 января 2017 года в городе Скопине Рязанской области. Тело вышедшего на пенсию полицейского Николая Литвинова с огнестрельными ранениями нашли на территории гаражного кооператива. А через неделю задержали первого подозреваемого – Чайкова. Спустя почти сутки он дал признательные показания. Позже от них отказался, заявив, что они были получены под пытками. Задержали тогда и приятеля Чайкова – Постникова.

Что примечательно, дочь убитого Литвинова Юлия в разгар следствия была уверена, что оно идет по самому простому пути, а задержанные не виновны, писала еще летом 2017-го интернет-газета «Вид сбоку». Сам же Чайков в беседе с корреспондентом издания тогда уверял, что некто Жирков, шедший свидетелем со стороны обвинения, их с другом оговорил.

По словам мамы Александра Чайкова Ольги Петровны, с которой пообщалась «Новая», в деле было не одно спорное свидетельство. Так, девушка по имени Настя якобы подписала заявление о том, что видела под кроватью в доме у Чайкова обрез. И о том, что Александр после ей угрожал: мол, скажешь кому про оружие – будет плохо. К этому мы еще вернемся.

Суд над Александром и Станиславом завершился в начале февраля 2021 года – присяжные вынесли оправдательный вердикт единогласно.

Сидел бы дома. И тихо

Дальше события разворачивались непредсказуемо. Вернувшись после длительного задержания и суда в родной Скопин, Александр Чайков встретился с одним из приятелей, дружившим с Настей. А тот взял и проговорился, что девушка фигурировавшее в деле заявление не подписывала. За нее это сделал другой человек. Александр уговорил приятеля рассказать все на камеру и записал эти слова на видео с телефона.

А спустя месяц телефон Чайкова вместе с видеозаписью (о которой они уже узнали) попал к полицейским. Сосед нечаянно разбил аппарат, и пока шел имущественный спор, участковый телефон забрал. Кстати, владельцу правоохранители его до сих пор не вернули.

И тут внезапно двое скопинцев, бывшие приятели Чайкова и хорошие знакомые полицейских, пишут заявление о том, что в середине февраля Чайков их похищал. Обоих. И угрожал убийством. Только три недели после этого они почему-то молчали. После их заявления Чайкова снова берут под стражу. А прокуратура подает апелляцию на решение суда присяжных: вся история с видеозаписью и «похищением», описанная выше, произошла до того, как оправдательное решение суда присяжных вступило в силу.

Теперь Александра и Станислава снова судят по делу об убийстве Литвинова. И оба снова под стражей. Мать Чайкова уверена, что это месть со стороны правоохранительных органов. А горячий Александр «дал им повод». Мало того, что пытался добыть данные, подтверждающие его невиновность, так еще и рассказывал знакомым, что «знает настоящих убийц».

И теперь в суде продолжается рассмотрение уголовного дела. В эти дни присяжные заслушивают показания свидетелей.

КСТАТИ

Один из фигурантов дела – 31-летний Александр Чайков – отец троих детей. Но, кроме, как стать отцом, в свои годы он успел получить судимость за кражу, грабеж и автоугон. Вышел по тем делам условно-досрочно. В Скопине его знают как парня горячего, но при этом считают, что его «потолок» – это угон машины. Но никак не хладнокровное убийство.

ЗА ПОДЛОГ ГОД УСЛОВНО

У скопинских следователей тем временем свои дела не так уж чисты. Например, два года назад суд вынес приговор… одной из них. Женщину-следователя судили за фальсификацию доказательств по уголовному делу и за незаконное освобождение от уголовной ответственности. На момент суда – а это ноябрь 2019 года – она в органах уже не работала.

Еще будучи старшим следователем, изъяла из уголовного дела часть протоколов допросов подозреваемого и свидетеля, сделала взамен другие «с ложной информацией об обстоятельствах преступления» и подложила их к материалам. А после сама вынесла постановление о прекращении уголовного преследования в отношении одного из подозреваемых.

Тогда суд приговорил экс-следователя к одному году и одному месяцу лишения свободы условно. Об ограничениях в будущем месте работы в решении суда не сказано.  

Отдел расследований