Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№41 от 25 октября 2018 г.
Колумбайнеры не дремлют
 Все больше российских подростков вслед за керченским стрелком живут по принципу «Зачем любить, зачем страдать, ведь можно взять и расстрелять»

Днем 17 октября 18-летний учащийся керченского политехнического колледжа Владислав Росляков пришел туда с самодельными взрывными устройствами, турецким ружьем 12 калибра и полутора сотней патронов. Дождался, когда в столовой колледжа во время перемены сработало одно из его взрывных устройств и появились первые жертвы. Затем начал бросать в классы взрывпакеты и методично расстреливать сотрудников колледжа, преподавателей и учащихся. Многих из них он знал в лицо, но это только добавляло куража. В результате: 20 убитых и около 70 раненых. Окончив кровавую бойню, керченский стрелок покончил собой.



Мы постоянно наступаем на одни и те же грабли. Пару лет назад мне пришлось впервые рассказать обществу о детских суицидах подростков из-за влияния на них в социальных сетях кураторов из пресловутых «групп смерти» («Новая» № 10Р от 17.03.16 г.). Как все новое, данная тема сначала отвергалась, но потом была осмыслена и принята. Никто сразу не мог поверить, что такое может происходить в России. Не исключено, что тема «российских колумбайнеров» тоже не сразу уместится в сознании рядовых российских граждан.

Сейчас мы пытаемся установить мотив преступления, ищем причины случившегося. Между тем эти причины лежат на поверхности и их нетрудно увидеть, внимательно рассмотрев последние фото и видеокадры Рослякова. И все-таки для того, чтобы разобраться в происшедшем, следует ненадолго возвратиться в прошлое – примерно на 19 лет назад. 

20 апреля 1999 года. Американские подростки Эрик Харрис и Дилан Клиболд врываются в свою школу «Колумбайн» в штате Колорадо с самодельными бомбами и помповыми ружьями. В соответствии с разработанным ими планом, бомбы надо было занести в кафе и там взорвать. Это привело бы к гибели множества детей. Остальных следовало расстрелять. Бомбы в кафе они установили, но из-за некачественной сборки в положенное время они там не взорвались. Тогда Эрик и Дилан просто стали расстреливать школьников. Убивая их, они шутили. Упиваясь властью и показывая жертвам свое могущество. Итог: 36 раненных, из них 13 смертельно.

Американское следствие установило, что у колорадских стрелков имелись проблемы с психологическим здоровьем. Лидер группы Эрик Харрис был агрессивен, ненавидел нормы морали и правила жизни. Его приятель Клиболд ненавидел себя и был разочарован жизнью и своим существованием. Налицо скрытая депрессия. Или даже уже не скрытая? У них не было друзей. Они считали, что жизнь – это игра. Все дни проходили одинаково. А им хотелось оставить свой след в этом мире, неважно какой, но след, выделиться из всех, доказать, что они не слабы. Эрику доставляло удовольствие решать, кто должен жить, а кто должен умереть. Они видели себя мятежниками, хотя бы на миг управляющими миром. У них был свой стиль одежды: черные брюки, армейские берцы, футболки с символикой рок-групп или хеви-метал, перевернутые назад кепки, плащи. Они считали, что мир и люди их ненавидят. И в ответ надо платить тем же. Главный постулат их и их последователей: «Ненависть порождает ненависть».

А теперь давайте, словно в сравнительном микроскопе, рассмотрим оба эти преступления, разница между которыми более 19 лет, и проанализируем их обстоятельства.

У Владислава Рослякова тоже имелись проблемы с психологическим здоровьем, в общении со сверстниками. Сокурсники отмечают, что на занятиях он обычно сидел в углу. Был агрессивен, с детства проявлял жестокость по отношению к животным. Любил играть в компьютерные игры, одна из которых была расстрел учеников в школе. План его преступления, по существу, соответствовал плану преступления Харриса и Клиболда: сначала взрыв самодельного взрывного устройства в столовой и затем расстрел сверстников. В отличие от американских вдохновителей керченскому стрелку реализовать свой план удалось полностью. Бомба взорвалась. Жертв оказалось больше, чем у Харриса и Клиболда. Идя на преступление, Росляков надел черные штаны, берцы и белую футболку, как у Эрика и Дилана. И на футболке оказался написан постулат «колумбайнеров» – слово: «НЕНАВИСТЬ». И помповые ружья имели сходство.

Правда, нападение на школу «Колумбайн» Эрик Харрис и Дилан Клиболд совершили 20 апреля – в день рождения Адольфа Гитлера. Росляков произвел бойню в другой день. Но он сделал ее тогда, когда к ней основательно подготовился: после того как получил разрешение на приобретение оружия, купил ружье и патроны.



Я полагаю, что если хорошо покопаться в биографии Владислава Рослякова, то можно будет установить его связи через интернет с другими подростками, которые считают себя фанатами Эрика и Дилана. Ибо вот уже несколько лет в Сети действует некое движение колумбайнеров. У многих его членов в головах пока еще виртуальные желания убивать учителей и учащихся их школ и колледжей. Но виртуальные желания в какой-то момент у иных из них могут стать совсем не виртуальными. Они называют себя последователями колумбайнеров. У фанатов убийц даже шутка своя есть: «Зачем любить, зачем страдать, ведь можно взять и расстрелять». Эти парни и даже девушки балдеют от Эрика и Дилана, им нравятся их мысли. И их след, «о котором будут говорить вечно». Чтобы быть колумбайнером, как они говорят, надо знать об этом явлении самое основное, всё остальное – потом. Фанаты общаются между собой при помощи социальных сетей. До последнего времени многие из них не верили, что в России можно устроить бойню, подобную расстрелу в «Колумбайне». 17 октября поверили. Самые крупные бойни в школах США: в школе Бата (штат Мичиган) – ранены 58, погибли 44, школа в городе Паркленд (Флорида) – 17 убиты, 14 ранены, школа «Колумбайн» – ранены 36, из них 13 погибли. Исходя из приготовленного арсенала взрывных устройств и патронов, Росляков, видимо, желал выйти на первое место в этом списке.

Между тем в России уже был известный ивантеевский стрелок из Подмосковья. Его конфликт с учительницей начался с того, что он пришел в класс в экстравагантной одежде: плаще и берцах (форменном обмундировании колумбайнеров). 18 апреля 2018 года (за два дня до 20 апреля – дня бойни в «Колумбайне») в республике Башкортостан некий мальчик по имени Артем напал с ножом на одноклассницу и учителя. На следствии он заявил, что вот уже несколько лет состоит в закрытой группе «Колумбайн» и хотел совершить расправу в школе. Сколько еще почитателей колумбайнеров состоит в подобных группах в соцсетях?

Время упускать нельзя. Опять нужны срочные государственные меры, чтобы поставить заслон возникшей криминальной субкультуре. В противном случае, за Керчью мы можем услышать выстрелы и взрывы в школах и колледжах других городов.

Автор - член Союза писателей России, почетный работник прокуратуры РФ
Дмитрий ПЛОТКИН