Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№31 от 25 августа 2022 г.
Проект «ТЮТЮ» обещает интерактив на «Подбелке»
Юлия Теуникова – о женских песнях, «Нашем радио» и своих коллаборациях


С Юлей Теуниковой мы знакомы больше двадцати лет. Еще когда были совсем молоды, и я «заведовал» Театром песни «Третье ухо» в Литературном институте, она выступала там чаще других авторов – одна, под гитару. Как, впрочем, и Юля Тузова – еще одна участница проекта «ТЮТЮ», с которым две Юли собираются приехать играть на «Подбелку-2022». С тех пор много воды утекло, Теуникова переучаствовала в куче самых разных формаций, собрала и возглавила сначала одну, потом другую рок-группу, стала лауреатом бардовского Грушинского фестиваля с песней «Гагарин жив!», и много чего еще произошло. Тем приятней было узнать, что нынешние хэдлайнеры нашей «Подбелки», оказывается, познакомились и подружились на фестивале женского вокала «Сильный потолок», что я устраивал в Литературном институте в 2001 году.  


Юлия Теуникова. Фото: Валерий Латыпов
 

 – Юля, сейчас я застал тебя в поезде. Куда и откуда едешь?

– Едем с Юлей Тузовой и Петей Акимовым с Мастрюков. Это молодежная версия Грушинского фестиваля с приглашенным десантом сцены «О!стров». 

– Домой, в Москву? Вообще лето выдалось концертным? Если посчитать по дням, где больше времени проведено – в четырех стенах или в разъездах по фестивалям?

– Да, домой. Лето выдалось вполне фестивальным, особенно по сравнению с двумя предыдущими «ковидными» годами. Но это все равно далеко от того, чтобы проводить половину лета в дороге.

Пойду с конца. В июле, перед тем, как уехать отдыхать всей семьей, мы полным составом команды Теуникова & «КоМПОзит» ездили на отличный фестиваль карельской культуры Oma Randa в Козлово. Его инициатор отец Димитрий с приходом уже несколько лет восстанавливает храм XVIII века, а на фестивале знакомит людей, помимо традиционных коллективов народной музыки, с хорошей рок- и фолк-музыкой.

До этого были на фестивале «Рамонский родник» под Воронежем, где я сидела в жюри, а еще раньше – на фестивале «Платформа» в Гуслице, который устроила команда «О!строва», Володя Кожекин с Машей Надежиной и волонтерами.

До этого был весьма насыщенный конец мая и июнь – сольник в «Китайском летчике» с «КоМПОзитом», «ТЮТЮ» (совместный проект с Юлей Тузовой при участии Петра Акимова) в питерском клубе «Сердце». Таким же составом были сеты на «Рамонском роднике» и на последней «Грушинке».

Еще был велофест под Тверью, фестиваль «Щепка» под Зеленоградом, «селюнник» памяти Сили в «Китайском летчике», посвященный годовщине выхода его альбома «Брат Исайя», показ документального фильма – разговора с тремя известными священниками – «Несвятая святая» режиссера Марии Сандлер в «Экслибрисе» с нашим с Петром музыкальным участием и всякое другое. В общем, жизнь происходит.

Ну, и самое главное – на рязанский День города мы приедем тоже с проектом «ТЮТЮ». Туда вошли всякие раздолбайские песни Юли Тузовой (в основном), мои и народные. Песни о жизни в самых разных ее проявлениях. Это акапелла, битбокс, драйв, театр, юмор, абсурд и никакой серьезности. Если вкратце.

А если подробнее – началось все очень давно, в начале 2000-х, с посиделок на кухне на улице Гримау, где мы пели всякий русский и цыганский фолк. Потом, через какое-то время, у нас родились дети, и довольно много, Юля параллельно с основными своими проектами занималась различными детскими практиками – колыбельными, потешками, играми под песни. Теперь это называется интерактив – когда людей вовлекаешь в концертное действо. Были специальные концерты для мам с детьми – чтобы и мамам было интересно, и детям, которых они с собой привели, потому что их негде оставить. Такой формат оказался востребованным. Сейчас, кстати, дети выросли, и некоторые завели свои группы… А пока шел процесс их роста, сочинялись всякие песни про жизнь, которые потом и вошли в «ТЮТЮ» как основной костяк. Например, там есть песня «Готовить – кормить», сочиненная Юлей, про быт, связанный с непрерывной готовкой. Ее обычно с нами поет весь зал. Помимо мам, песню любят волонтеры фестивальных кухонь. Еще мы любим исполнять всякий фолк, который пели когда-то на кухне, те самые балканские, цыганские и русские песни. Будет сборник из самых ударных вещей, хорошо исполняемых на улице! 

– Это уже второй приезд в Рязань, первый случился в январе 2015 года, когда сыграла совместный концерт с Ольгой Чикиной в «Старом парке», так что желающие уже тогда могли познакомиться с твоими песнями. Теперь люди получат возможность познакомиться и с новым проектом, уже не совсем твоим. Расскажи о своих сопроектниках, пожалуйста.

– С Юлей Тузовой мы дружим давно, еще со времен фестиваля «Сильный потолок». У Юли с тех пор много чего произошло. Группа «Порт июля», с которой они выпустили два отличных альбома, сольный проект, где она реализовала альбом «Подлежащее», недавно выпустила полностью авторский акустический альбом «Обратно», записав самостоятельно в домашней студии. Еще у Юли этно-проект с ростовским гитаристом Сергеем Проворовым и московской джазовой пианисткой Натальей Скворцовой. И много других коллабораций. Например, совместка с известным рэпером Дэцлом, к сожалению, ушедшим из жизни. Вообще у Юли надо брать отдельное интервью, потому что рассказать в одном комментарии о ней невозможно.

Петр Акимов переиграл, наверное, в половине культовых питерских рок-команд. «Колибри», «Выход», Павел Кашин, «Наутилус Помпилиус», запись с БГ («Русский альбом»), «Аукцыон» и Хвост (альбом «Чайник вина»), долгая работа с Ольгой Арефьевой («Ковчег») – в общем, проще открыть Википедию и прочитать. Петра многие знают, но только те, кто ходят на концерты, понимают, на что способен этот виолончелист... В «ТЮТЮ» он, безусловно, привносит элементы театра – помимо музыки. 


С мужем Петром Акимовым.  Фото: Валерий Латыпов
 

– Петр Акимов в Рязани частый гость, в отличие от Теуниковой, заезжавшей лишь единожды. Интересно, чем запомнилась Рязань в первый приезд и чего ожидаешь от новой встречи с нашим городом.

– Мы тогда не успели погулять. Помню, что смотрели какую-то городскую скульптуру, которая осталась у меня на фото – кстати, надо найти его и посмотреть. В этот раз надеюсь разглядеть город получше, тем более, все будет происходить на улице. 

– Лауреатом Грушинского фестиваля ты стала с песней «Гагарин жив!» Если нас читают люди, не знакомые с твоим творчеством, – посоветуешь им начать знакомство именно с нее или с какой-то другой?

– Можно и с нее. Вообще мне сложно предлагать ознакомиться с тем, что я делаю, по одной-двум-трем песням. Я и сама не люблю слушать песни выборочно: если я не прослушала хотя бы альбом, значит, мое знакомство с автором не состоялось. А в моем случае обычно смысловое раскрытие песни происходит в контексте альбома.  

– Песни Теуниковой, как правило, стилистически и ритмически изощрённы – это можно и про музыку, и про тексты сказать. Мало общего с дремучим попсовым форматом «Нашего радио» и других современных радиостанций, считающих за панк «Наив» и «Тараканы!», а за поэтические достижения – поздних Шевчука и Макаревича. Поэтому закономерно, что по «Нашему радио» ни Теуникову, ни группу «КоМПОзит» не услышишь. А ваш кавер пикниковской «Шарманки» там, оказывается, крутили – недавно об этом узнал. Интересно, почему именно «Пикник»? Карты так легли? Может, еще чьи-то песни хочется спеть, потому что воспринимаются как свое, родное?

– Наша рок-музыка, хороша она или плоха, сложилась такой, какая есть. К слову, я считаю и Макаревича, и Шевчука сильными авторами – на мой взгляд, их вклад в местную песенную культуру отрицать сложно. Особенно мне близок Шевчук – некоторые его песни из 80-х я слушаю до сих пор, на мой взгляд, они прекрасно написаны.

С «Пикником» получилось так, что наш тогдашний директор группы предложил нам (группа тогда называлась «Город Макондо») поучаствовать в трибьюте. Мы долго выбирали и выбрали «Шарманку», и мне в какой-то момент пришла в голову идея сделать что-то типа Тома Уэйтса. В итоге вещь ускорили, и получился не Уэйтс совсем, но записываться было очень весело. Песня понравилась замдиректора «Мистерии Звука» и таким образом попала на «Наше Радио». Кстати, мы тогда же записали кавер на песню Егора Летова.

А вообще у нас существует целый проект каверов бразильских песен, относящихся к наследию «Тропикалии», формации психоделического бразильского рока 1960-х – называется «Дефеса». Главный солист – Псой Короленко, а также московская певица Алиса Тен, ну и я. Про него и его инициатора московского поэта Антона Аксюка нужно рассказывать отдельно. Правда, в данный момент проект в полном составе не звучит, поскольку Псой Короленко пока не выезжает из США, где живет основную часть времени.

Из чужих песен, помимо «Дефесы» и фолка с «ТЮТЮ», я иногда пою программу советских и несоветских песен в рамках проекта «Болт» – с Петром Акимовым. Там много местной и зарубежной песенной классики.  

ЛУЧШЕ ХОРОМ 

 

Гагарин жив,  

пусть говорят нам, что он будто бы разбился,  

Гагарин жив,  

хоть знают все, что в монумент он превратился.  

 

Врут, что его крылатый МИГ маневр не выдержал, из штопора не вышел,  

сочинили это все под спецзаказ у главной «крыши»,  

и эксперты не спешат 

вскрывать архив… 

 

Гагарин жив,  

но он не вынес лжи и предпочел опушку леса,  

он сыт по горло ролью жупела КПССа,  

и он подался в дальний скит, ушел отшельником в леса,  

и иногда мотор шумит, и раздаются голоса.  

 

И в деревнях его встречали в летном шлеме  

даже в наше время…

Гагарин жив,  

ведь он из тех, кто слышит голос, чуду внемля,  
 

Гагарин жив,  

он полз на локтях, нюхал травы, ел горстями землю,  

и снова каждую весну все полыхает и плывет,  

перед глазами все кружит его горящий самолет, 

и проявляется на миг в тумане зыбком 

его улыбка.  

 

Гагарин жив, 

Ведь как никто он знал полет, такого он отведал,   

что не прочухал в самых тонких снах несчастный Кастанеда.   

Он с хищным эго совладал и превратил его в нажим,  

в нем проявился русский дух, а этот дух неудержим,  

и наш народ еще проснется и покажет 

диво див. 

 

 

Гагарин жив,  

Гагарин жив,  

Гагарин жив!  

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Изменять урбанистике не собираюсь»

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

 

Анатолий Обыдёнкин