Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№24 от 25 июня 2020 г.
Магия прокурорского родства
 Двое жителей Касимова получили солидные  тюремные сроки. Их родственники уверены, что благодаря кровному интересу гособвинителя
 
Приговором Рязанского областного суда назначено наказание в виде лишения свободы сроком 17 и 16 лет с ограничением свободы на полтора года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима жителям Касимова Алексею Потапову и Виктору Родину («Новая» № 31Р от 15 августа 2019 г.) Апелляционным определением Верховного суда РФ от 18 сентября приговор Рязоблсуда оставлен без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

Срок, соразмерный наказанию за терроризм. Вдобавок приговором суда взыскано 2,2 млн. рублей с одного и 1,9 млн. рублей с другого для компенсации родственникам потерпевшего.

Не исключено, что именно эта не менее фантастическая, чем срок, сумма и послужила толчком к тому, что правоохранительные органы целенаправленно переквалифицировали уголовное дело на более тяжкую статью. «Новая» (№35 от 12 сентября 2019 г.) предположила, что «содействие» в этом вопросе оказала родственница семьи потерпевшего, работающая в прокуратуре Рязанской области.
 
Расследование уголовного дела, возбужденного Касимовским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по Рязанской области по факту смерти августе 2016 года 21-летнего жителя Касимова Михаил Грушина, длилось почти три года. За это время обвиняемые успели посидеть в следственном изоляторе, пожить дома под подпиской о невыезде, продолжая работать, вплоть до начала слушаний в областном суде.


Алексей Потапов

Изначально Касимовским межрайонным следственным отделом было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»). По этой же статье обвинительное заключение было утверждено Касимовским межрайонным прокурором и передано в Касимовский районный суд.  За 10 дней до окончания срока давности, по ходатайству защиты, суд отправил дело на доследование. И неожиданно областная прокуратура настояла (что стало неожиданностью даже для следствия) на том, чтобы дело было переквалифицировано по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство, совершенное группой лиц»).


Виктор Родин

По словам мамы Виктора Родина Марины, первичные показания из него выбили, в прямом смысле слова, в ОМВД «Касимовский». Но даже добытые таким способом признательные показания не тянули на особо тяжкую 105-ю статью УК.

В ходе судебного разбирательства в Рязанском областном суде в качестве государственного обвинителя выступала старший прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Рязанской области Оксана Сергеевна Морякова.

Как рассказала «Новой» мама осужденного Алексея Потапова Лариса Ивановна, на заседаниях в областном суде ее очень удивили отношения представителя гособвинения Оксаны Моряковой с потерпевшим по делу Николаем Грушиным. Потерпевший подсаживался к прокурору, они что-то шептали друг другу на ухо во время процесса, а после вынесения приговора вышли из зала заседаний обнявшись. «Я могу в любом суде подтвердить, что они вели себя, как близкие люди», – говорит Лариса Ивановна. 

Новые адвокаты осужденных Сергей Антонов и Евгений Черненский установили и опросили (разумеется, с его согласия) жителя деревни Клетино Касимовского района Александра Валентиновича Исакова. При опросе Исаков сообщил, что прокурорский работник Морякова является двоюродной сестрой потерпевшего Николая Грушина и соответственно двоюродной тетей погибшего Михаила Грушина.

По словам Исакова, Оксана с сестрой Ольгой неоднократно приезжали в Клетино, где проживала их бабушка Александра Ивановна Авдонина. Мама Оксаны и Ольги Наталья Авдонина вышла замуж за Сергея Соклакова и взяла фамилию мужа. Ее сестра Татьяна является бабушкой погибшего Михаила Грушина.

Стоит отметить, что на момент суда ни подсудимые, ни их защита о родственных связях потерпевшего и прокурора не знали.

В конце минувшего года адвокаты обратились к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой дать соответствующую юридическую оценку свидетельства Исакова. Ведь в соответствии с п.З ч.1 ст.61 УПК РФ родство судьи или прокурора с потерпевшим исключает их участие в рассмотрении уголовного дела.

Обращение из Москвы спустили в прокуратуру Рязанской области.

«Довод Вашего обращения о наличии оснований для отвода государственного обвинителя проверен и признан необоснованным, поскольку обстоятельства, указанные в приложенном к Вашему обращению объяснении Исакова А.В., в части места рождения Моряковой О.С., имени, девичьей фамилии и места рождения её матери, не подтвердились. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется», – ответила 31 декабря начальник уголовно-судебного управления облпрокуратуры Татьяна Комогорцева.

Разумеется, таким ответом защита удовлетворена не была.

Адвокаты обратились с жалобой на имя прокурора Рязанской области Ивана Панченко:

«...Считаем, что фактически никакая проверка по обращению не проводилась. Рассмотрение обращения осуществлялось формально, – говорится в документе. – Согласно предоставленным для изучения (адвокатам,ред.) материалам проверки и, в частности, справки из кадровой службы Рязанской областной прокуратуры от 30.12.2019 г. указано, что факты в обращении в части места рождения Моряковой О.С., девичьей фамилии, имени матери, ее места рождения, согласно материалам личного дела Моряковой О.С., своего подтверждения не нашли.

...В подтверждение информации, изложенной в справке, не приложено никаких документов, в частности копий документов о личности Моряковой О.С., а именно: паспорта, свидетельства о заключении брака и т.д., что в очередной раз ставит под сомнение достоверность справки...».

А дальше пошла просто какая-то абсурдная переписка.

«Потерпевший по делу Грушин Н.Н. отрицает родственные отношения с Моряковой О.С. и указал о наличии у его матери Авдониной Т.М. сестры Соклаковой Н.М., дочь которой Оксана Сергеевна Соклакова (до замужества) в настоящее время проживает за пределами Российской Федерации. Обстоятельства, указанные в объяснении Исакова  в части места рождения Моряковой О.С., имени, девичьей фамилии её матери, не подтверждаются материалами личного дела Моряковой О.С», – ответил заместитель прокурора Рязанской области Виктор Эпп.    

По словам родственников осужденных, за пределами России проживает Ольга Соклакова, а Оксана как раз живет в Рязани.

Создается впечатление, что информация о месте и дате рождения Оксаны Моряковой, ее девичьей фамилии и фамилии ее матери – умышленно умалчиваются. Или есть что скрывать?

Адвокат Сергей Антонов дожать дело до конца и направил на имя зампрокурора Эппа ходатайство с просьбой предоставить возможность ознакомиться с материалами проверки по обращению от 20 марта 2020 года о несогласии с ответом начальника уголовно-судебного управления прокуратуры области Комогорцевой Т.А. от 31 декабря 2019 года.

Надзорное ведомство Рязанской области молчит. Алексей Потапов и Виктор Родин сидят. Старший прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Рязанской области Оксана Морякова как ни в чем ни бывало продолжает поддерживать не только обвинения в судах, но и отношения с касимовскими родственниками.

*   *   *
...Многие жители касимовского микрорайона Черемушки, где проживают семьи осужденных Алексея Потапова и Виктора Родина, выражают им сочувствие и считают их потерпевшими от судебного беззакония.

«Мы ценим поддержку земляков, – говорит Лариса Потапова. – Но, представляете, как тяжело объяснять маленьким детям, нашим внукам, которые спрашивают, где их папа. Говорим, что работает и скоро вернется. Пока верят».

Тем временем

«Новая газета» отправила запрос в прокуратуру Рязанской области по поводу возможных родственных отношений прокурора и потерпевшего. Ответ, даже если закрыть глаза на его корявый бюрократический стиль, сразил нас наповал.



«Служебная проверка в отношении старшего прокурора отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры области Моряковой О.С. по факту ее возможных родственных связей с потерпевшим Грушиным Н.Н. по уголовному делу в отношении Потапова А.В. и Родина В.А., осужденных приговором Рязанского областного суда от 01.07.2019, прокуратурой области не проводилась ввиду отсутствия оснований ее проведения, предусмотренных п.2.1-2.2. Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.04.2016 №255», – ответил редакции заместитель прокурора Рязанской области Александр Дикарев.

Простите, а как же тогда понимать ответ еще одного заместителя облпрокурора Виктора Эппа (см. выше) о том, что проверка проводилась? Не хочется быть уверенным, что в  ведомстве г-на Панченко левая рука не ведает, что творит правая.
Отдел расследований