Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№18 от 25 мая 2023 г.
Обойти Рязань за 36 миллиардов
В рязанском правительстве раскрыли новые детали строительства моста-дублера через Оку и продолжения Северного обхода. Обещания потрясают размахом и дороговизной

 

С лета 2022 года главными ньюсмейкерами в команде Павла Малкова были сам глава региона и вице-губернатор Артем Бранов. Зампредам правительства и министрам обычно отдается роль осведомленных пропагандистов, которые продвигают в массы выдвинутые наверху идеи и иногда делятся эксклюзивными деталями. Упомянутый тандем иногда превращается в трио, если право сообщить о важном событии или обнародовать новую цель дают профильному министру. В роли третьего нелишнего периодически выступают руководители Минздрава, Минспорта, Минобра и Минтранса.

На прошлой неделе вновь отличился рязанский министр транспорта и автомобильных дорог Павел Супрун. Информационному агентству РЗН.инфо он рассказал о судьбе Солотчинского моста через Оку, строительстве моста-дублера и возведении второй части Северного обхода.


Действующий Солотчинский мост. Фото: bangkokbook.ru

Шесть лет до закрытия

По словам чиновника, действующий мост через Оку необходимо закрыть через шесть лет, к 2029 году. Такой вывод опирается на заключение специалистов от 20 марта 2023 года. Согласно документу, несущие конструкции, включая пролетные строения, уже изношены.

«Ресурсность балок пролетных строений существенно снижена, поэтому составит не более четырех-пяти лет. Мы уже приступаем к проектированию [нового моста] в июле 2023-го и планируем завершить проектно-изыскательные работы в четвертом квартале 2024 года. После этого будет обсуждаться вопрос финансирования с федеральным центром», – объяснил министр.

По его данным, на новый мост потребуется более 21 млрд рублей (цены рассчитаны на четвертый квартал 2022 года).

Кроме того, для строительства моста-дублера планируют реконструировать несколько улиц Рязани и участок дороги Рязань-Спасск.

Речь идет о расширении улиц Центральная и Старое село, но этот план неокончательный.

«Мы уже обратили внимание, что часть объектов попадает под снос, порядка пяти точно, в том числе и заправочная станция… Нужно будет учесть интересы всех сторон», – заявил министр.

Он отметил, что после проекта самого моста специалисты будут решать, как именно пройдут подъездные пути к нему. Супрун признал, что проблемы могут возникнуть и с выводом коммуникаций для расширения дорог, поэтому еще один вариант – построить отдельный участок, не затрагивающий уже упомянутые Центральную улицу и улицу Старое село.

Виртуальный дублер со стажем

Напомним, что разговорам о строительстве такого моста в июне следующего года исполнится пять лет. Тогда возведение объекта обещали начать после 2024 года, а стоимость проекта определили примерно в 30 миллиардов.

Более конкретные очертания идея обрела в июне 2019 года. На расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике тогдашний зампред областного правительства Рязанской области Роман Петряев выступил с предложением поддержать инициативу региональных властей о выделении из федерального бюджета десяти миллиардов рублей на строительство еще одного моста через Оку.

По словам Петряева, наличие одного моста через Оку «очень сильно ограничивает развитие и инвестиционную активность в регионе». Стоимость моста длиной в километр оценили уже в упомянутые десять миллиардов. Экс-губернатор, а в то время уже сенатор от Рязанской области Олег Ковалев дал понять, что регион пока не готовит дорогостоящую проектно-сметную документацию, так как ждет одобрения финансирования будущего объекта.

Правда, откуда взялась цифра в 10 миллиардов – непонятно. Видимо, она не устроила распорядителей бюджета из российского правительства и администрации президента, так как деньги выделены не были.

Такая пауза вполне объяснима, так как при губернаторе Любимове смогли лишь в общих чертах определиться с местом возведения моста и не начали проектно-изыскательские работы. Стоимость объекта (вместе с подъездными путями его протяженность должна была равняться шести километрам) к концу 2021 года составляла около 19 миллиардов рублей. Считалось, что мост и дорога к нему могут стать частью трассы Калуга – Тула – Рязань – Гусь-Хрустальный – Владимир, которая входит в федеральную магистраль «Золотое кольцо». Но планы планами, а мечты Николая Любимова начать стройку в 2021 году и попутно дать стимул жилищному строительству в близлежащем поселке Варские, где под это было предусмотрено около 300 га, остались громкими декларациями.

Правда, цель амбициозного проекта первым обозначил именно Любимов. По его мнению, которое не оспаривается и Павлом Малковым, действующий мост через Оку уже сейчас не справляется с возрастающим потоком транспорта, и вопрос строительства моста-дублера крайне важен. В частности, это обеспечит беспрепятственный проезд транзитного транспорта в обход города от федеральной автодороги М-5 «Урал», и, как следствие, повысится уровень безопасности дорожного движения в Рязани, улучшится экологическая обстановка в городе.

Все вроде бы здорово, но смысл новой мегастройки не вполне понятен. На трассе М5 не настолько велик поток машин, которые собираются ехать во владимирском направлении через дорогу Рязань – Спасск. Если действующий Солотчинский мост планируют закрыть в 2029 году, значит, к этому времени власти собираются возвести новую переправу. А если исходить из прикидок Супруна, то строить начнут после окончания проектных работ, то есть в 2025 году, а закончат в 2028-м или в начале 2029-го.

У этого суперпроекта есть еще два уязвимых места. Огромная стоимость, требующая мобилизации серьезных ресурсов федерального бюджета, который сейчас ориентирован на достижение иных целей и поддержку других регионов. И возможная смена власти как минимум в отдельно взятом Рязанском регионе через четыре года, а то и раньше. И как пометет новая губернаторская метла, представить себе очень сложно.

Второй бросок на Север

Но вернемся к откровениям господина Супруна. Министр заявил, что в региональном правительстве сейчас обсуждают строительство второго этапа Северного обхода Рязани по концессионному соглашению. Чтобы не тратить бюджетные средства на эти цели, областные власти – за вариант финансового взаимодействия со Сбербанком. Этот проект по своей масштабности вполне сопоставим с мостом-дублером. Планируется, что протяженность новой дороги будет составлять 14,5 км. Для ее появления необходимо более 15 млрд рублей. В планах – пустить по этому участку грузовой транспорт, чтобы по нему большегрузы выезжали на М5 без заезда в Рязань.

Павел Супрун считает, что такая схема даст импульс развитию грузовых хабов из-за близости Рязанской области к Москве. Предполагается, что сама дорога пройдет за микрорайоном Канищево и выйдет на М5, также планируется построить развязку и путепровод. Ориентировочный срок строительства – от двух лет.

Точные сроки реализации этой идеи сейчас не указываются, но без резкого экономического подъема в стране и особой благосклонности федеральных властей к Рязанскому региону и мост-дублер, и Северный обход-2 могут остаться лишь громкими прожектами, а дорожный и весьма дорогостоящий пасьянс областного Минтранса (на сегодня общая стоимость обоих объектов составляет 36 миллиардов рублей) не сойдется с планами других, куда более влиятельных игроков.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Собеседники спорят про летники

 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Борис Синицын