Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 25 марта 2021 г.
Парижанки берут Михайлов
 Живописец Денис Исаев – о портрете митрополита, новом мосте искусств и француженках без этикеток

В течение трех лет художник Денис Исаев провел шесть персональных выставок живописи и графики в рязанском Музее истории молодежного движения и Михайловском историческом музее. Экспозиции были построены преимущественно на местном материале. Хотя часть составляли южные пленэрные работы, написанные в Крыму («Новая» № 3Р от 23.01.2020 г.). Теперь же произведения художника-неоавангардиста, созданные в прошлом году, снова демонстрируются в городе Михайлове. На вернисаже «Рязанцы и парижане» представлено более ста портретов. Вот что рассказал автор о выставке своему коллеге художнику рязанской «Новой» Георгию Титову.

досье «Новой» 



Денис ИСАЕВ
имеет среднее и высшее художественное образование, степень магистра дизайна. Много лет работает преподавателем, профессионально занимается живописью и графикой. Автор множества публицистических и искусствоведческих статей о художниках и искусстве, участник всероссийских и международных конференций молодых ученых. Ведет активную искусствоведческую, научную и общественную работу, проводит мастер-классы и межрегиональные пленэры. Проиллюстрировал более ста книг и брошюр в издательстве «Книжная лавка писателя». Лауреат премии Ремизова за достижения в области графического дизайна и изобразительного искусства.

– На создание выставки «Рязанцы и парижане» меня подвигло общение с одним из известных арт-мэтров, который подарил мне на день рождения поездку в Европу. Однако я поехал не просто отдыхать и праздно осматривать достопримечательности, как все, или добывать легкие деньги, а работать творчески, захватив с собой краски, карандаши, холсты и альбомы, находя новые типажи, интересные и необычные лица, бесконечно рисуя и копируя в галереях и музеях. Также представлены портреты из новых серий «Мост искушения», «Рязанские дети», «Спасский монастырь», «Духовная семинария», созданные непосредственно в Рязани и области.

Например, цикл «Мост искушения» объединил в себе портреты, но роль стаффажа, фона и детального дополнения здесь играет новый разводной мост через Трубеж с видом на Рязанский кремль. Именно там, в заливных лугах, в любое время года я провожу пленэры и пишу.



У некоторых работ сложилась собственная история. Так из небольшого наброска с натуры, сделанного в храме, родился уникальный портрет митрополита Марка. Или в технике старых мастеров в течение длительного времени были созданы портреты духовных отцов и певчих Спасского монастыря в Рязанском кремле. Мне часто из-за нехватки времени приходится рисовать в дороге во время путешествий. Возможно, поэтому мои графические портреты, как и живопись, часто экспрессивны, передают живые эмоции и впечатления. 

– На выставке ты представил портреты не только рязанок, но и француженок. Возникла ли какая-либо конкуренция? 
– Никакой конкуренции нет, есть определенная интрига выставки, которую постепенно понимает тот, кто приходит посмотреть на работы вживую. Где рязанцы, а где парижане? Кто есть кто? Мы даже специально не повесили этикетки, чтобы еще больше заинтересовать посетителей экспозиции, которые во многих портретах сразу же узнают себя или знакомых.

– Почему в качестве выставочной площадки ты выбрал именно Михайловский исторический музей?
– Мне там нравится. Мои весенние вернисажи графики стали уже традиционными на рязанской земле. Три года назад в Михайлове я представил зрителям тематические персональные экспозиции «Портреты» и «Белый Чернобыль». В прошлом году в Михайловском музее я показал новую южную выставку «Геометрика гор».

– А противовирусные ограничения как-то повлияли на выставочные планы?
– Практически нет. Как правило, я провожу ежегодные зимние выставки живописи в Рязани, а весенние выставки графики в Михайлове. Однако в этом году моя зимняя выставка «Живая живопись» состоялась в Крыму, в Керченской картинной галерее, где были показаны новые полотна, в том числе написанные летом и осенью в Рязани, когда у меня было больше времени для творческого роста и создания портретов и натюрмортов. 

– Скажи, почему в Крым тебя потянуло зимой?
– Я бываю там каждый год, но в основном летом и осенью. Там у меня большая мастерская у моря. К тому же в Керчи уже много лет живут мои родители, и в этот раз они смогли лично посетить вернисаж и порадоваться за меня. Именно радость и позитив я несу своим творчеством, и для меня не важно географическое положение. Я с удовольствием проеду на машине или поезде тысячи километров, потрачу пару дней или недель на дорогу и абсолютно не почувствую расстояний. Однако зимой больше люблю рисовать в Рязани, походить в свободное время на лыжах и поплавать в бассейне.

– Денис, однажды мы с тобой говорили о межрегиональных проектах, в частности, об «Исадских пленэрах». Одна из твоих персональных выставок в Рязани называлась «Искусство без границ». Они получили свое развитие?
– «Искусство без границ» – это и есть мой большой выставочный проект, и теперь его суть заключается не только в межрегиональных пленэрах в Исадах, но и строительстве и запуске некоего моста искусств между континентом и Крымом. Чтобы рязанские мастера смогли выставляться в Крыму, а крымские художники у нас. 

– Кстати, раньше искусствоведы называли твой стиль «протославянским импрессионизмом», а в этот раз уже смело окрестили «неоавангардом» и «неопосмодернизмом». Насколько это верно?
– Я считаю, что немного перерос свой «протославянский период», когда писал серебристо, фресочно, часто игнорируя академические каноны. Теперь мое творчество стало более разнообразным и современным. Я, например, не просто внезапно открыл для себя жанр экспрессивного портрета и натюрморта, в моем творчестве произошел некий апгрейд, перезагрузка приоритетов и взглядов. Я ушел от маленьких незавершенных этюдов к большим монументальным полотнам. В моей мастерской стоит двадцать двухметровых картин на зимнюю тематику. Надеюсь, что их покажу рязанскому зрителю в ближайшее время. А вот мой неоавангард и постимпрессионизм, как оказалось, отлично сочетаются с классикой. Выставка «Живая живопись» была представлена в окружении настоящих античных скульптур. А «Рязанцы и парижане» – в окружении соцарта пятидесятых годов прошлого века, и в этом есть что-то оригинальное и необычное.

Фото автора
Георгий ТИТОВ
Подробное описание кабель ввгнг-ls 3*16 здесь.