Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 24 марта 2011 г.
Свежие новости
‭«‬Безобидные‭» ‬инновации
Что надо сделать,‭ ‬чтобы продлить жизнь нашей культуре‭?



Вынесенный в подзаголовок‭ ‬вопрос и ответ на него были‭ ‬сформулирован‭ ‬в свое время‭ ‬крупнейшим ученым в области космического ракетостроения,‭ ‬академиком‭ ‬Российской Академии наук,‭ ‬профессором Московского физико-технического института,‭ ‬действительным членом Международной Академии астронавтики,‭ ‬лауреатом Ленинской премии и премии Демидова,‭ ‬Героем Социалистического труда‭ ‬Борисом Викторовичем‭ ‬РАУШЕНБАХОМ.‭

Бухенвальдом не удивишь

27‭ ‬марта исполняется десятая годовщина со дня его смерти.‭ ‬Следовало бы дать в газету большой материал о‭ ‬действительно уникальной личности.‭ ‬Написать‭ ‬о человеке,‭ ‬который,‭ ‬имея‭ ‬немецкие родовые корни,‭ ‬родившись в‭ ‬1915‭ ‬году‭ ‬в‭ ‬Петербурге,‭ ‬около семидесяти лет‭ ‬проработал в самой передовой науке ХХ столетия‭ –‬ космонавтике,‭ ‬являясь одним из ее основателей.‭ ‬Рассказать о его‭ ‬величайшем жизненном подвиге,‭ ‬в котором проявилась абсолютная преданность‭ ‬русской культуре,‭ ‬православию.‭

Наконец,‭ ‬сказать хотя бы несколько слов о нравственном подвиге легендарной личности,‭ ‬о его подвиге непредательства той ЗЕМЛИ,‭ ‬в границах которой помимо институтов и музеев,‭ ‬школ и больниц,‭ ‬храмов и театров существовали ОСОБЫЕ ЛАГЕРЯ,‭ ‬чьи огромные территории были обнесены колючей проволокой.‭ ‬В этих загонах для людей миллионами‭ «‬перековывались характеры‭»‬,‭ «‬закалялась сталь для новых созидательных свершений молодой страны Советов‭»‬.‭ ‬Этой процедурой перевоспитания в районе‭ «‬Тагиллаг‭»‬,‭ ‬в‭ «‬Стройотряде‭ № ‬18-74‭» ‬был‭ «‬осчастливлен‭» ‬и Раушенбах.‭ ‬Так же,‭ ‬как и он,‭ ‬прошел лагерную‭ «‬перековку‭»‬ генеральный конструктор‭ ‬Сергей Павлович Королев,‭ ‬под началом которого Раушенбах начал работать уже в‭ ‬1937‭ ‬году.‭ ‬(К слову,‭ ‬по доносу Костикова‭ ‬впоследствии Героя соцтруда,‭ ‬в места не столь отдаленные кроме Королева были отправлены величины отечественной‭ ‬науки в области ракетостроения,‭ ‬такие как Клейменов,‭ ‬Лангемак‭ ‬и Глушко‭)‬.‭

«Конечно,‭ ‬в лагере было тяжело:‭ ‬у нас за первые полгода умерла половина‭! ‬Вначале не было жилья,‭ ‬люди жили в мороз и стужу в‭ ‬неотапливаемом‭ ‬продуваемом бараке‭…‬ А знаете,‭ ‬какие морозы там,‭ ‬на Урале‭?‬ К счастью,‭ ‬я попал туда в конце марта‭ ‬42-го и эту‭ ‬тяжелую зиму не видел.‭ ‬Потом уже стало более или менее нормально:‭ ‬можно было бараки топить,‭ ‬и прочее,‭ ‬и прочее‭»‬.‭ 

Спустя годы,‭ ‬после своего очередного посещения Германии,‭ ‬Борис Викторович,‭ ‬увидев ужасные фотографии истощенных‭ ‬заключенных,‭ ‬умирающих от голода узников Бухенвальда подумал:‭ ‬«Удивили меня Бухенвальдом‭! ‬А у нас‭ ‬чем было лучше‭? ‬Ничем.‭ ‬Единственная разница‭ ‬– там,‭ ‬может быть,‭ ‬нарочно убивали,‭ ‬а у нас не нарочно,‭ ‬люди сами умирали.‭ ‬Есть не давали,‭ ‬а работать заставляли‭…‬ Были дни,‭ ‬помню,‭ ‬когда мы по десять человек хоронили.‭ ‬Точнее,‭ ‬не хоронили,‭ ‬а складывали в яму и присыпали песочком‭»‬.

И,‭ ‬несмотря на все ужасы,‭ ‬Раушенбах не просто выжил.‭ ‬Работая‭ ‬на производстве‭ ‬по выпуску кирпича,‭ ‬буквально вырвался из мертвой хватки судьбы.‭ ‬В‭ «‬зоне‭» ‬сам себе устраивал сдачу экзаменов по высшей математике‭!‬ Без поблажек,‭ ‬и каких-либо скидок‭ «‬на трудность условий‭»‬.‭
Вытащил из лагеря Бориса Викторовича авиаконструктор генерал Болховитинов,‭ ‬который полагал,‭ ‬что молодой ученый,‭ ‬имевший интересные научные труды,‭ ‬связанные с авиа-‭ ‬и ракетостроением,‭ ‬принесет пользу отечественной науке.

Раушенбах‭ ‬был‭ ‬крупнейшим‭ ‬специалистом в‭ ‬области расчетов траекторий космических аппаратов.‭ ‬Мировому научному сообществу он известен как‭ ‬автор уникальных трудов по теории горения реактивного топлива и как оригинальный‭ ‬искусствовед,‭ ‬разработавший научные доказательства‭ ‬справедливости теорий‭ ‬геометрического‭ ‬построения пространства в картинах и иконах древнерусских художников.‭ ‬Всегда обнаруживал неподдельный интерес к различным областям‭ ‬культуры,‭ ‬искусства и педагогики.

Именно эта тема и стала главной причиной многолетней дружбы ученого-математика и автора настоящего материала.‭

Письма‭!‬..‭ ‬Это лишь сейчас понимаешь величину гения.‭ ‬По всему миру у него были сотни учеников,‭ ‬друзей и искренних поклонников его научных идей и откровений.‭ ‬И,‭ ‬представьте себе,‭ ‬он многие годы вел активную переписку,‭ ‬считая КАЖДОГО интересным собеседником.‭

Геометрия для черных‭ 

Он многие годы вел активную переписку со своими учениками‭ (‬а их по всему миру у него были сотни‭!)‬,‭ ‬считая КАЖДОГО при этом интересным собеседником.‭

В‭ ‬письмах,‭ ‬присланных в Рязань,‭ ‬есть тревожные строки о судьбе отечественного образования.‭ ‬И не только математики,‭ ‬но и предметов гуманитарного цикла.‭ ‬Вот почему я решился в статье,‭ ‬посвященной Раушенбаху,‭ ‬высказать несколько собственных мыслей по поводу‭ «‬больной‭»‬ темы‭ – ‬уничтожения СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ СВЯЗИ и КОМПЛЕКСНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ.

Постоянному читателю‭ «‬Новой газеты‭»‬ известно авторское отношение‭ ‬к так называемым инновационным проектам в системе образования.‭ ‬Чушь‭ –‬ имя всему этому‭ «‬предприятию‭»‬.‭ ‬Но куда более‭ ‬пугающие факты выкристаллизовались в настоящее время:‭ ‬«Алексей Викторович‭!‬ – обращаются ученики к своему педагогу.‭ –‬ Может быть,‭ ‬лучше‭ ‬алгеброй займемся‭? ‬По ней ЕГЭ‭ ‬сдавать...‭ ‬Ну ее,‭ ‬геометрию‭!»

Эта реплика современного растерянного молодого человека не оригинальна,‭ ‬поскольку задолго до него третий президент Соединенных Штатов Томас Джефферсон,‭ ‬автор Декларации независимости,‭ ‬по поводу преподавания геометрии высказал следующее:‭ ‬«…ни один черный никогда ни поймет ни слова в Евклиде,‭ ‬и ни одного учителя‭ ‬(или учебника‭)‬,‭ ‬который будет ему объяснять‭ ‬евклидову геометрию,‭ ‬он никогда не поймет‭… ‬Кому нужна она,‭ ‬эта математика‭…»‬!!! Я думаю,‭ ‬просвещенному читателю стало‭ ‬понятным,‭ «‬откуда уши растут‭»‬? Нынешний‭ «‬демократизм‭»‬ в системе современного образования оплодотворен семенем‭ «‬серого‭» ‬посткоммунистического большинства.‭ ‬Отсюда все эти‭ «‬безобидные‭»‬,‭ ‬на первый взгляд,‭ ‬инновации.‭ ‬Так что же‭?‬ Получается,‭ ‬что‭ ‬кому-то действительно нужны в нашей стране социальные группы с мутирующим сознанием‭?‬



Наличие реального факта деградирования системы Российского образования заставляет уже не одно десятилетие с тревогой говорить специалистов самых высоких уровней.

Хорошо помню,‭ ‬как Борис Викторович рассказывал о тревожных симптомах массового отъезда из страны молодых специалистов.

Во время наших многочасовых разговоров о‭ «‬вариантах‭ ‬изображения видимого пространства‭»‬,‭ ‬о возможных способах‭ «‬учета‭» ‬погрешностей,‭ ‬возникающих в процессе написания картины,‭ ‬он периодически возвращался к проблемам преподавания в школах геометрии и основ черчения.‭ ‬И,‭ ‬если в‭ ‬70‭–‬80-х годах прошлого столетия обозначились лишь тревожные симптомы разрушения системы образования,‭ ‬то в настоящее время‭ ‬мы‭ ‬вынуждены свидетельствовать об обрушении самого некогда величественного дворца,‭ ‬в стенах которого размещалась‭ ‬русская математическая школа.‭

Сегодня‭? ‬Сегодня наши‭ ‬«достижения‭»‬ проявились в стремительном‭ ‬достижении‭ ‬38‭ ‬места в мировом рейтинге.‭ ‬Это отнюдь не голословные заявления:‭ ‬перед вами таблица‭ –‬ «Результаты стран по математической грамотности‭»‬,‭ ‬опубликованная в журнале‭ «‬Математика‭» (№‬4‭ ‬за‭ ‬2011‭ ‬год,‭ ‬статья‭ «‬Первые результаты международной программы‭ ‬PISA-2009‭»)‬.‭

Мировой авангард выглядит так‭ ‬(«Страны,‭ ‬средний балл которых статистически значительно выше среднего балла по странам ОЭРС‭*»‬):

1.‭ ‬Шанхай‭ (‬Китай‭)
2.‭ ‬Сингапур
3.‭ ‬Гонконг‭ (‬Китай‭)
4.‭ ‬Республика Корея
5.‭ ‬Тайвань
6.‭ ‬Финляндия
7.‭ ‬Лихтенштейн
8.‭ ‬Швейцария
9.‭ ‬Япония
10.‭ ‬Канада

Россия обретается в диапазоне между Литвой‭ (‬36‭–‬38‭ ‬место среди других стран‭)‬ и Хорватией‭ (‬39‭–‬40‭)! (‬Исследователи учитывали стандартную ошибку измерения,‭ ‬отсюда и‭ «‬плавающие‭» ‬номера мест в режиме‭ «‬от‭… ‬до‭…»‬ – прим.‭ ‬ред.‭) ‬Эта группа классифицируется как‭ ‬«Страны,‭ ‬средний балл которых статистически ниже среднего балла по странам ОЭРС‭»‬.‭ ‬Впереди нас‭ – ‬венгры‭ (‬23‭–‬34‭) ‬и люксембуржцы‭ (‬28‭–‬33‭)‬,‭ ‬на пятки наступают турки‭ (‬41‭–‬44‭) ‬и Азербайджан‭ (‬45‭–‬47‭)‬.‭

К слову,‭ ‬США в мировом математическом рейтинге на‭ ‬26-м месте,‭ ‬а Эстония‭ – ‬на‭ ‬14-м.‭ ‬Последняя и вовсе входят в группу‭ №‬2:‭ «‬Страны,‭ ‬средний балл которых‭ ‬не отличается от среднего балла по странам ОЭРС‭»‬.
‭…

Борису Викторовичу как профессору кафедры физики и математики Московского‭ ‬института были знакомы‭ ‬имена не одного десятка талантливых выпускников‭ ‬рязанских школ.‭ ‬К слову,‭ ‬привез меня на первую встречу с Раушенбахом сотрудник его лаборатории Вячеслав Рожков,‭ ‬который в‭ ‬60-х годах успешно окончил‭ ‬рязанскую среднюю школу‭ №‬7.

Говорил я с Раушенбахом и о великолепной системе преподавания‭ (‬с‭ ‬6‭ ‬класса‭) ‬основ проекционного и машиностроительного черчения в большинстве школ нашего города.‭ ‬Причем чертежный кабинет‭ (‬преподаватель‭ ‬Виктор Иванович‭ ‬Пунов‭) ‬средней школы‭ №‬4‭ ‬официально считался методической базой Академии педагогических наук‭! ‬Мне самому пришлось работать не один год в замечательной‭ ‬рязанской школе‭ №‬20,‭ ‬в которой классы‭ ‬Елизаветы Никифоровны‭ ‬Рахвановой были‭ «‬закреплены‭» ‬за кафедрой математики МГУ‭!

Да что там говорить,‭ ‬высшие учебные заведения были заинтересованы в подлинном,‭ ‬а не мнимом отборе одаренных,‭ ‬талантливых учеников.‭ ‬Системой практических действий они буквально выращивали будущих гениев.‭ ‬Безусловно,‭ ‬всегда в советских школах было много лишнего,‭ ‬пустопорожнего,‭ ‬навязываемого серыми кардиналами от идеологии и науки.‭ ‬Но слишком еще были крепки традиции русского национального образования,‭ ‬с его МОРАЛЬЮ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПЕРЕД ПОКОЛЕНИЯМИ‭!

Именно об этом настойчиво говорил в своих статьях и публичных выступлениях академик Раушенбах.

Аппетит‭  ‬к разрушению

То,‭ ‬что нынче взошло на ниве российского‭ ‬образования,‭ ‬кроме как сорняком не назовешь.‭ ‬Думайте сами:‭ ‬в‭ ‬образовательных стандартах второго поколения,‭ ‬которые‭ ‬вводятся с сентября‭ ‬2011‭ ‬года в начальную школу,‭ ‬нет понятия ПЕРИМЕТР.‭ ‬Вместо него размытые рассуждения вроде следующего:‭ «…‬так сколько же нужно досточек,‭ ‬чтобы обнести забором участок вокруг вашей дачи‭?»‬ Какие уж тут ЗАДАЧНИКИ и РЕШЕБНИКИ,‭ ‬которые рассылались в‭ ‬50‭–‬70-х годах по школам из недр передовых в мире институтов‭!

Уважаемый читатель,‭ ‬задумайся о том,‭ ‬в какую пропасть‭ ‬сползли‭ ‬наши школы.‭ ‬Мне как учителю пришлось повидать многое в системе образования,‭ ‬познакомиться с довольно большим числом учителей разного уровня.‭ ‬Посчастливилось самому пройти школу у великих педагогов,‭ ‬таких как универсальный педагог Рязанского художественного училища Андрей Николаевич Молчанов или абсолютный авторитет в современной науке,‭ ‬непревзойденный диалектик Алексей Федорович Лосев.‭ ‬Тут необходимо сказать о том,‭ ‬что Молчанов во время обсуждения книги Раушенбаха буквально обворожил ученого,‭ ‬который вскоре приехал в наш город ради того,‭ ‬чтобы еще раз послушать рязанского педагога,‭ ‬обнаружившего поразительные знания в области высшей математики,‭ ‬хотя по профессии Молчанов был художником‭!

С особым пиететом Борис Викторович относился и к великому философу Лосеву,‭ ‬который был и блестящим математиком‭!

Так вот,‭ ‬помимо счастливых лет общения с подлинной культурой русской педагогики,‭ ‬что наполняла этих незаурядных личностей,‭ ‬мне,‭ ‬как и многим нашим соотечественникам,‭ ‬пришлось провести массу утомительных часов на лекциях откровенных‭ «‬ДУРАКОВ‭»‬.

К сожалению,‭ ‬именно они слетелись на манящий свет кабинетов в министерстве образования.‭ ‬Привлеченные ароматами свеженапечатаннных купюр и возможностью ощутить себя на‭ «‬верхотуре власти‭»‬,‭ ‬они,‭ ‬пренебрегая законами морали и чести,‭ ‬плодят бессмыслицу в педагогике.
Ну,‭ ‬как же иначе воспринять так называемый‭ «‬демократизм выбора учебника на усмотрение учителя‭»? ‬Понятно,‭ ‬что умный,‭ ‬образованный учитель начальной школы отыщет вариант,‭ ‬в котором содержатся‭ ‬интересные,‭ ‬сложные задания,‭ ‬предполагающие увлекательные для ребенка ходы решений.‭ ‬А если учитель‭ «‬серенькая мышка‭»‬,‭ ‬то будет выбрана и‭ ‬серенькая книженция с‭ ‬примерами и задачами на уровне:‭ «‬Сколько стоит двухрублевый пирожок‭?»‬ Все это не смешно.‭ ‬На днях учитель математики попросила у меня совета:‭ «‬Как вы думаете,‭ ‬Александр Николаевич,‭ ‬в какой‭ ‬вуз следует подать заявление моему ученику,‭ ‬который все теоремы и все задачи школьного курса по геометрии решает только в‭ ‬уме‭»?‬!

Я растерялся.‭ ‬Ребенок гений‭; ‬а кафедра геометрии в педуниверситете‭ ‬закрыта.

‭– ‬Ну,‭ ‬что это вы,‭ ‬так уж и закрыта‭?

– Заявляю во весь голос:‭ ‬ГЕОМЕТРИЯ,‭ ‬как‭ ‬и ЧЕРЧЕНИЕ,‭ ‬и‭ ‬АСТРОНОМИЯ‭ ‬– ЗАКРЫТЫ‭ ‬ДЛЯ‭ ‬СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНИКОВ.‭ ‬Об этом не я,‭ ‬об этом ведущие математики,‭ ‬такие как‭ ‬Б.В.‭ ‬Раушенбах,‭ ‬В.И.‭ ‬Арнольд,‭ ‬И.Ф.‭ ‬Шарыгин‭ ‬во всю силу своего голоса годами предупреждали.‭ ‬Предупреждали о недопустимости разрыва в математическом образовании.‭ ‬Их главная тревога‭ –‬ это поступательное движение отечественного образования в сторону‭ ‬американизации с ее укорененной точкой зрения,‭ ‬что‭ «‬все старое надо выбрасывать‭»‬.

Только вот незадача:‭ ‬фигляры-инновационники,‭ ‬продавшиеся или безвозмездно уступившие себя ради корысти,‭ ‬так и не смогли логически обосновать необходимость тотального разрушения всей системы воспитания и образования в нашей стране.‭ ‬Когда нынешний министр образования господин Фурсенко‭ ‬декларирует идеи замены устаревшей системы,‭ ‬то становится даже‭ «‬ежу понятно‭»‬,‭ ‬ради чего все затевается‭! ‬Ради незамедлительного принятия НОВОГО ЗАКОНА‭ «‬ОБ ОБРАЗОВАНИИ‭»‬.‭

Сами посудите‭ ‬– раз предыдущий закон не исполнялся,‭ ‬значит,‭ ‬в системе современной практики ухода от ответственности‭ ‬необходимо как можно сильнее‭ ‬замутить и концы спрятать в воду.

Паломник‭  ‬и лабиринт

В начале статьи я заявил о том,‭ ‬что‭ ‬во фразе,‭ ‬вынесенной в‭ ‬подзаголовок,‭ ‬Раушенбахом‭ ‬поставлен вопрос и им же на него‭ ‬был‭ ‬дан ответ.‭

Вот он:‭ ‬«Подводя итог мрачным размышлениям,‭ ‬невольно хочется найти какие-то средства,‭ ‬позволяющие избежать надвигающейся катастрофы‭ –‬ и в национальном,‭ ‬и в общеевропейском,‭ ‬и в общеземном масштабах.‭ ‬Во всех этих случаях оказывается необходимым одно и то же:‭ ‬надо,‭ ‬чтобы люди перестали‭ ‬ вести себя,‭ ‬как сегодня,‭ ‬когда каждый считает себя центром Вселенной,‭ ‬а всех других людей чем-то второстепенным.‭ ‬Надо дать новую жизнь традиционным сообществам‭ – ‬семье,‭ ‬общине,‭ ‬государству,‭ ‬делающим из населения НАРОД.‭ ‬И надо,‭ ‬чтобы интересы сообщества ценились всегда выше,‭ ‬чем интересы индивидуума,‭ ‬и не только с точки зрения закона.‭ ‬Надо,‭ ‬чтобы‭ ‬каждый индивидуум искренне‭ ‬считал свои права менее существенными,‭ ‬чем интересы сообщества.‭ ‬И еще‭ – ‬надо,‭ ‬чтобы общим мнением стало то,‭ ‬что обязанности человека выше его прав.

Достижимо ли это‭? ‬Трудно сказать,‭ ‬но ясно,‭ ‬что выживут в конечном итоге лишь те народы,‭ ‬которые пойдут по этому нелегкому пути‭»‬.‭

Не секрет,‭ ‬что наш народ всегда шел именно этим путем.‭ ‬Путем СОВЕСТИ и ЖЕРТВЕННОСТИ ради общего дела,‭ ‬ради пользы Отечества.‭ ‬Хотя неистребимы попытки врагов Русской национальной культуры,‭ ‬соблазны ступить на зазывающие версты чернотропа сманили многих.‭ ‬И еще сумеют сманить не одно поколение,‭ ‬проведя их по тропам духовного растления.‭

Но наш народ‭ – ‬вечный‭ ‬паломник,‭ ‬ищущий выход из темного лабиринта.‭ ‬Ищущий путь к‭ ‬истине.‭ ‬К ней ведет только один путь,‭ ‬именно тот,‭ ‬на котором‭ ‬новыми поколениями будет оживлена национальная культура и надежно‭ ‬сохранены основы академического образования с учетом всего самого современного и‭ ‬подлинно прогрессивного.‭

Следует помнить‭ ‬о том,‭ ‬что во все времена подлинная культура и наука чурались всего вульгарного.