Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№51 от 23 декабря 2010 г.
Свежие новости
Как чиновник спорткомитета докатился до гонок


В 2009 году ведущий специалист областного комитета по физкультуре и спорту Константин Баринов выдал в своей карьере неожиданный вираж: взял да и заявился на участие в чемпионате России по автокроссу, где к сегодняшнему дню уже твердо входит в десятку сильнейших в классе Д-2, по простому – в «классике»... Примеров, когда спортсмены, завершив профессиональную карьеру, переходят на административную работу – масса. Но вот чтобы наоборот? Тут Баринов, пожалуй, первооткрыватель.

«Первые ощущения неописуемы!»

Сказать, что Константин тогда удивил спортивную общественность Рязани, значит не сказать ничего! Автор этих строк не верил до последнего, пока лично не увидел Баринова за рулем гоночного автомобиля. Мало того, что у многих работа специалиста спорткомитета ассоциируется в основном с перекладыванием бумажек (хотя в основной массе тут люди спортивные), но главное было даже не в этом:  в спорткомитет Константин пришел из легкой атлетики. А тут – автокросс!

– Спортивное сообщество взаимосвязано, спортсмены и тренеры дружат между собой. Вот и я сдружился с представителями питерского спортклуба СКА. Особенно тесно сошелся с Владимиром Худяковым, спортсменом с большой буквы, двукратным чемпионом мира, – рассказывает о том, «как докатился до такой жизни» Баринов. – Вот на 12-й год нашего общения Владимир Михайлович предложил и мне попробовать свои силы, видно, что-то подсказало опытному мастеру, что может из меня выйти толк. «Не пожалеешь!», – уверял Худяков, а для пробных заездов даже предоставил свой автомобиль. И я решился. Первые ощущения неописуемы! Чтобы их прочувствовать, надо сесть за руль гоночного автомобиля самому. Могу лишь констатировать: гонки – это действительно для настоящих мужчин. Выброс адреналина идет по полной! Эмоции, которые получаешь на трассе, не сравнить ни с чем. Когда смотришь заезды со стороны – дико интересно. Когда же ты за рулем, чувства, ощущения совершенно иные, они увеличиваются в разы.

9 мая 2009 года. Это дата моей первой официальной гонки. И, представляете, я с первого раза пробился в финальный заезд! Затем был кораблинский этап, на котором я занял 3-е место. Это была большая неожиданность: трасса была очень тяжелая, разбитая в дожди. Может быть, в тот момент мне и повезло, но в то же время появилась уверенность в своих силах, в том, что могу на равных бороться с сильнейшими гонщиками страны.

Выделю и еще один старт. Свою первую гонку вне пределов Рязанской области – в Саратове. За ту поездку я по-человечески благодарен всем представителям рязанской делегации. Из Рязанской области в Саратов отправилось 8 машин, я ребят толком не знал – кого-то по имени, кого-то по отчеству. Но мне помогали так, будто мы вместе гоняем лет как минимум десять! На трассе были определенные правила, например, между заездами из машин не выходить. Мне коллеги протирали стекла. Когда после удара на трассе, кресло оторвалось – его приварили в течение трех-пяти минут между заездами. Кто-то отдал свои колеса – увидели со стороны, что на тех, что стояли на моей машине, далеко не уедешь. Так и сказали: «Сиди в машине, мы тебе колеса «переобуем». Именно та атмосфера, потрясающая  взаимовыручка, которая была в команде, в этой саратовской гонке повлияла на мой окончательный выбор, и я остался в автокроссе. Понял, что это всерьез и надолго.


В планах – пересесть на «уазик»

– Семья у нас спортивная, супруга занималась спортом, хорошо понимала, что может произойти на гонках, и поначалу, что есть то есть, отнеслась отрицательно, – словно извиняясь улыбается Баринов, вспоминая, что родные и близкие поначалу были не в восторге от такого решения. – Но потом пришло понимание, что мне без этого уже не жить. Впрочем, жена все равно за меня сильно волнуется и переживает. На гонки не ездит, даже телевизионные репортажи не смотрит. Зато старший сын, Володя, с дедом всегда в первых рядах. Переживают со мной после неудач, искренне радуются успехам. Поддержка близких очень для меня важна. У меня двое сыновей растут и старший просто из машины не вылезает. Занимается и гимнастикой, и танцами, но как только свободное время появляется – бежит ко мне в гараж. Не буду скрывать, мне такое стремление сына безумно нравится.

Несмотря на то, что с трассой Константин за рулем фактически один на один (не «считая» соперников), машину к гонкам готовит целая команда. Нельзя не признать, что в автоспорте от техники зависит как минимум 50 процентов успеха. Благо, у Баринова есть друзья, такие же фанатики, как он сам, которые фактически бесплатно, тратя свое свободное время, помогают гонщику с автомобилем. Это Владимир Иваничев и Сергей Зайцев.

– В официальные документы гонок можно вписать лишь одного техника. Я в основном записываю Зайцева, – поясняет Баринов. – Потому как именно с Сергеем мы собрали первую машину для гонок, на что у нас ушло почти девять месяцев. Не все у нас срасталось, какие-то «болячки» у нашего детища увидели не сразу. Но, в целом, все у нас получилось. С машиной ведь общаемся как с живым существом, слишком многое от нее зависит. Прихожу в гараж – обязательно с ней здороваюсь. Несколько слов говорю перед каждым стартом. В гонках мы – одно целое, делаем одно дело.

Впрочем, будь ты десять раз увлеченным человеком, а без денег в автоспорте никуда. Спорт дорогой, очень дорогой. Поначалу выступал без спонсоров, но долго это продолжаться попросту не могло. Благо, что сначала руку помощи мне протянула группа «Автоюрист», на следующий год под свое крыло берет «Рязань-МАЗ-сервис», за что хочется сказать огромное спасибо его директору Дмитрию Волкову. Надеюсь, наше сотрудничество получится продолжительным и взаимовыгодным. Со своей стороны заверяю, что моя команда приложит все усилия, чтобы не просто выступать, а добиваться высоких результатов на радость любителей автоспорта.

Хочется двигаться вперед. Первый сезон, 2009 года, у меня для дебюта получился хорошим – 7-е место. В этом году похуже – 9-я позиция. Но с другой стороны, ныне я в каждой гонке выступал в финальном заезде, очки зарабатывал постоянно. К тому же и сами гонки стали сложнее, напряженнее. Если поначалу профессионалы смотрели на меня сквозь пальцы – мол, побалуется и успокоится – то сейчас уже стали считаться, скидок не делают.

В более отдаленных планах попробовать себя в другом классе. В этом году уже думал по этому поводу. Была бы возможность, пересел бы. Что мешает? Все банально. На данный момент – финансовые проблемы. Ну а если помечтать… Хотелось бы попробовать себя в классе Т-1-2500. Это УАЗ и «Нива». Другие скорости, эмоции, ощущения.  К тому же, возвращаясь к теме знакомства с ребятами из команды Санкт-Петербурга, ее специализация именно на этом классе. В гонках участвует 40–45 машин.  В первую десятку там попасть очень тяжело. Но именно это и манит. Новый вызов, новые цели. Впрочем, пока это не больше чем мысли вслух. Сейчас  готовимся –  меняем кузов –  и в 2011 году точно буду выступать в Д-2 «классике».


Хобби работе не помеха

– Не устаю удивляться – как вам удается совмещать основную работу в облспорткомитете, где организация и проведение соревнований подразумевает ненормированный рабочий день, и тренировки с выступлениями в автоспорте! – не удержался я от вопроса-комплимента в завершении нашей беседы.

– Да очень просто! Работа – это работа. А автоспорт все же в первую очередь хобби. Кто-то свободное время проводит у телевизора, другие идут по грибы или на рыбалку. А я иду в гараж, выезжаю на тесты, участвую в соревнованиях по автокроссу. Получаю от занятий автоспортом огромнейшее удовольствие, заряд положительной энергии, поэтому какой-то усталости от того графика или дискомфорта не ощущаю. Вот если вдруг встанет выбор: работа или спорт, – Константин на секундочку задумывается, а затем, словно приняв уже это решение, отвечает как на духу. – Не встанет. Просто надо реально отдавать себе отчет, что я соревнуюсь с профессионалами. Эти люди с детства совершенствуют мастерство: начинают с картинга, затем пересаживаются на багги, наконец, подбирают для себя наиболее подходящий класс. Всю жизнь в спорте! Не надо думать, что можно вот просто так придти, как говорят, «с улицы» и начать у всех выигрывать. То, что у меня порою получается хотя бы навязывать профессионалам борьбу – уже здорово! Но я любитель, автоспорт для меня, повторюсь, хобби.


МЕЖДУ ТЕМ

Сезон-2010 был одним из лучших для рязанских мастеров автокросса за несколько последних лет.

Класс Д-2 («классика»). Острая борьба продолжалась до последнего этапа. Победитель определялся только во время финальной гонки в Арзамасе. В итоге, по итогам года в первой десятке оказались сразу четыре рязанца: Владимир Ермаков занял 2-е место, на 4-м месте Александр Фабриков, 5-е место Эдуард Горшков, на 9-м месте Константин Баринов.

Класс Т4-3 («ЗИЛ-130»). Несмотря на жесткую конкурентную борьбу из 24 участников, рязанец Сергей Никифоров занял 8-е место.

Класс Т4-1 («ГАЗ-51»). Сразу 2 рязанских спортсмена были в призах: 2-м месте Андрей Савин, на 3-ем Алексей Ельцов. В десятке сильнейших наши земляки Александр Узлов и Семен Клевлеев.

Класс Т4-2 («ГАЗ 52»). 5-е  место у Валерия Фролова, 6-е место занял Андрей Кученев, на 7-м месте Алексей Алёшин.

Класс Т1-2500 («УАЗ», «Нива»). Представитель команды УВД Сергей Журавлёв на 10-й позиции из 41 спортсмена-участника, это весьма хороший результат. 

Последние два года Рязань занимает лидирующую позицию в Российском автокроссе, три этапа Российских соревнований проходили на рязанской трассе у села Семёно-Оленинское. Это  традиционная «Русская зима» на 23 февраля, «День Победы» 9 мая и «День Урожая» – августовская гонка,  которая была перенесена с Кораблинской трассы, но уже с 2011 года она будет возвращена  в Кораблино. И еще одна из особенностей Рязанских автокроссов: по количеству зрителей Рязань твердо держит пальму первенства.
Михаил СОЛДАТОВ