Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№37 от 23 сентября 2021 г.
Деловая дипломатия
На экспортный форум в Рязань съехались иностранные послы и российские бизнесмены

Утром в среду, 22 сентября, в рязанскую Дашково-Песочню из Москвы прибыло несколько автомобилей с дипломатическими номерами. В здании Академии тенниса имени Николая Озерова открылся деловой форум «Дни международного бизнеса в Рязанской области». Проводится он в нашем регионе по инициативе Рязанского центра экспорта уже в четвертый раз.


Не нефтью и газом едиными

Может ли Рязанская область стать центром российского несырьевого экспорта? Такой необычный вопрос был поставлен на одном из предыдущих аналогичных форумов, где приветствовали и предпринимателей из Европы, и арабских шейхов в белых одеяниях, и африканских гостей, искавших инвесторов для своих развивающихся стран. Повторили его и сейчас – это сделала модератор пленарного заседания форума-2021, телеведущая Ирада Зейналова, обращаясь к рязанскому губернатору Николаю Любимову.

В последние несколько лет география продаж рязанских товаров расширяется, количество направлений движения рязанского капитала растет. Но как сделать это движение необратимым?

По сравнению с первым полугодием 2020 года объем экспорта Рязанской области в I полугодии 2021 года увеличился на $89,08 млн и составил $295,36 млн. Мы не Югра и не Якутия, поэтому несырьевой экспорт занимает 93–94% от общего объема. За границу отправляются рязанские битумные материалы, измерительные приборы, слоистые и пористые пластмассовые пленки и листы, изоляционные материалы, электротовары, выделанная кожа, автоэлектрика, деревянные стройизделия.

Слов нет, бизнес у нас самостоятельный. Но государство готово ему помогать, чтобы описанный процесс не остановился.

Главные дороги на мировой рынок

Куда продавать? Несколько направлений эксперты считают для рязанского бизнеса приоритетными. Во-первых, постсоветский рынок – Беларусь, Казахстан, Узбекистан, где и законы, и стандарты не сильно отличаются. Во-вторых, крупнейшие страны Западной Европы – Франция, Германия. Именно им и был посвящен ряд круглых столов, проходивших параллельно 22 сентября. Еще на одной площадке обсудили страны Африки – регион, названный экспертами самым перспективным рынком будущего.

Почему самым перспективным?

Это утверждение убедительно доказали включившиеся в беседу через видеоконференцию российские торговые представители в Египте и Марокко. Африка сегодня – это не только крупнейший, но и постоянно растущий (параллельно с численностью населения) рынок сбыта и рынок рабочей силы. Пусть большинство африканских стран небогаты (ВВП на душу населения в год от 730 долларов в Уганде и 860 долларов в Эфиопии до 2500 долларов в Египте и 3400 долларов в Марокко), но это зона самой быстрорастущей экономики. Например, даже в кризисном 2020 году, когда Европа сражалась за стабилизацию, в Африке был зафиксирован рост на 7% в Гвинее, на 6,1% в Эфиопии, на 2,9% в Уганде.

С другой стороны, за Средиземным и Красным морями напряженная ситуация с продовольствием, чистой водой, машинами, приборами, медицинскими товарами.

И если им что-то очень надо, они найдут средства это купить.

Африканские пунктики

Выступавшие на круглом столе африканские гости и российские бизнесмены раскрывали друг перед другом особенности ведения дел на черном континенте.

Во-первых, свободной конкуренции на местных рынках мешает высокая ставка пошлин. Если нет межгосударственных соглашений о зоне свободной торговли – стоимость российских товаров вырастает как минимум на 2,5%, а как максимум на 40%. Где-то не признаются сертификаты ЕврАзЭС на товары и услуги – а новая сертификация в африканских странах растягивается на много месяцев. В период пандемии коронавируса участились случаи банкротства местных фирм и неисполнения ими контрактов. Как раз при проверке партнеров огромную помощь оказывают дипломаты из посольств – российских в Африке и африканских в России.

Местные власти любят, когда российский бизнес открывает у них филиалы компаний или новые предприятия, налаживает производство. Но часто возникают проблемы: начат выпуск продукции, а во что ее упаковать? В стране может не оказаться качественной упаковки.

– В Африке Россию знают в основном как поставщика вооружений, качественной продукции машиностроения и энергетики, – рассказал руководитель рязанского предприятия «Емельянъ Савостинъ» Вячеслав Губанов. – Но нам удалось наладить поставки товаров медицинского назначения и косметики. Мы успешно забираем рынок, потому что наш ассортимент шире, чем у конкурентов. Нашей работе в Кении и Танзании сильно помог Рязанский экспортный центр. Именно там мы узнали множество нюансов и получили данные, необходимые для маркетинговых решений.

«Новички нуждаются в стимулировании»

О том, как предпринимателям помогают в Рязанском центре экспорта, говорил в своем выступлении и рязанский губернатор Николай Любимов на пленарном заседании форума.

– Рязанская область может предложить на мировой рынок все больше и больше товаров, – заверил он. – Мы внедряем на своих предприятиях «Региональный экспортный стандарт 2.0». В 2021 году Рязанская область открыла шоу-рум формата «В2B»: сейчас он работает в Алматы, в первой декаде ноября переезжает в Узбекистан, Ташкент.

За последние полтора года, по словам губернатора, помощь от Рязанского центра экспорта получили уже более 400 предприятий. Оказывается, что почти всем компаниям, даже опытным экспортерам, нужно комплексное современное сопровождение. Почти ни у кого нет аккаунтов на маркетплейсах, рекламы на иностранном языке.

– И это в городах! А в сельских районах? Там часто и не задумываются о выходе на экспорт, хотя производят нужную за границей продукцию, – рассказал Николай Любимов. – Новички нуждаются в стимулировании, им нужны кэшбек или предоставлять льготы. Мы обязательно разработаем свою систему мер поддержки. Кроме этого, глава региона отметил, что очень важно изменить ситуацию с кадрами. Грамотные сотрудники в сфере международного сотрудничества сейчас на вес золота, а к 2025 году прогнозируется двукратное повышение потребности в таких кадрах.

Мечты о чем-то большем

Кроме рязанского губернатора, перед участниками форума выступили чрезвычайные и полномочные послы в РФ Ботиржон Асадов (Узбекистан), Огуту Оума (Кения), Олва Агара (Уганда), Аргау Тегену (Эфиопия), один из директоров рязанского «Рельеф-Центра» Сергей Воробьев.

Во второй половине дня на форуме 22 сентября прошел мастер-класс по эффективным экспортным продажам, а 23 сентября – «Биржа контактов», на которой запланировано 120 туров переговоров зарубежных и рязанских предпринимателей. Правительство Рязанской области продолжает поддерживать этот процесс: ведь каждый новый экспортный контракт – это новые рабочие места с хорошими зарплатами, новые платежи в бюджет, новое укрепление экономической мощи России.

СПРАВКА

Сегодня Рязанская область занимает первое место в России по экспорту кровельных материалов ($70 млн) и минеральной ваты ($15 млн), второе место по экспорту кожевенных полуфабрикатов ($7,7 млн), измерительных и контрольных приборов ($14,3 млн), полированного стекла ($8,1 млн) и третье место по экспорту нелегированного олова ($0,70 млн).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ 

Участники IV Делового форума договорились о поставках рязанской продукции на экспорт

 

Виктор СЕЛЬНИКОВ