Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№28 от 23 июля 2020 г.
Свежие новости
Артем СОЛОВЕЙЧИК: «Пандемия – репетиция будущего»
 Эксперт партии «Новые люди» – о школах-кванториумах, учительских нагрузках и родителях из 1990-х

О том, какой должна быть школа будущего, и о проблемах в образовании, которые особенно остро обнажила пандемия, рассуждали на круглом столе представители педагогической общественности и родители школьников с лидером движения «Школа – наше дело» Артемом Соловейчиком. Главный редактор Издательского дома «Первое сентября», один из лидеров партии «Новые люди» побывал в Рязани на прошлой неделе. 



– Цель моего приезда в Рязань – это поддержка и поиск родительских инициатив в области образования и общественной жизни. Мы, «старшие», откровенно проморгали момент, когда родители стали частью образовательного процесса. А ведь сегодняшние родители –  это дети, рожденные в девяностые, чье взросление пришлось на начало двухтысячных. Многие из них вместе со своими мамами и папами, дедушками и бабушками впервые побывали заграницей, увидели мир. В семье появился второй холодильник,
– психолог по образованию Соловейчик говорит образно и увлеченно, как и подобает популяризатору науки. 

Первое: пора постепенно отказываться от термина «дополнительное образование»:

– Современные школы должны раздвигать свои стены. Да, в регионах по стране строят кванториумы, и это прекрасно! Но школа – это еще и среда. В первую очередь. И каждая российская школа должна становиться современным кванториумом.

– Имеете в виду школы полного дня?

– Да! Это и есть школа будущего. – И соглашается: – Конечно, между столицей и регионами великая пропасть и она не только финансовая.

– Учительская нагрузка в объеме 18 часов в неделю – это, наверное, уже устаревшая норма? 

– Это идеально, чтобы сосредоточиться на изучении предмета. Но что мы видим? Из-за невысокого заработка педагоги работают на износ: трудятся на полторы-две ставки. Мне бы хотелось на законодательном уровне отрегулировать этот вопрос. Зарплата учителя в Рязанской области должна быть не только не ниже средней по региону, как декларируется. Она должна быть таковой при условии оптимальной, не завышенной нагрузки на педагога. 

– В экспертном сообществе называется сейчас цифра 22–24 часа в неделю. 

– А как быть с внеклассной работой? Она порой носит круглосуточный характер, поэтому очень важно закрепить на бумаге серьезные доплаты именно за этот вид деятельности. 

Вот так я совершенно неожиданно обнаружил себя в политике. Поэтому и откликнулся на призыв моего друга Алексея Нечаева войти в сооснователи партии «Новые люди». Мне приятно видеть, что в Рязани у него так много единомышленников. Это очень интересные ребята, уже состоявшиеся кто в бизнесе, кто как общественник, кто как педагог.

Странно, конечно, что власть не слышит экспертов с непререкаемым авторитетом. Зато именно так, своими руками, неповоротливая российская бюрократия и «проталкивает» новых людей составить ей конкуренцию. 

Учитель появляется, когда ученик готов. Спрашиваю, а готовы ли родители в провинции принять новую философию образования «по Соловейчику»? И понимаю, что сам, как отец школьников, заранее знаю ответ: пандемия обнулила незыблемые «аналоговые» стереотипы, на которых советская система образования удивительно продержалась до марта-2020.

– Демографическая волна, спровоцированная стабильностью начала уходящего десятилетия, покидает детские сады. Градус нагрузки снова, как и в девяностые, смещается на школы, – считает эксперт. В Рязани это уже ощутили. В городе абсолютно не хватает школ. – A коронавирус, сыграв с нами злую шутку, стал репетицией будущего. Ведь чем больше будет у нового поколения школьников компьютерной деятельности, тем более подготовленными они войдут в реалии современной жизни. И чем больше они после себя будут оставлять цифровых следов, тем выше их мера ответственности за свое будущее.

Главное зло в современной средней и высшей школе, уверен Соловейчик, в перегрузе педагогов отчетностью:

– Когда родилось самое большое количество авторских школ? Именно в девяностые годы, когда рухнула вся отечность и исчез контроль, образование получило наибольший импульс. Это опыт Тубельского, Щетинина. И сейчас, после пандемии, мы еще увидим, как много будет сделано образовательных открытий.
Алексей ФРОЛОВ