Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 23 июня 2022 г.
В круге нервном
Рязанский музейный центр имени Солженицына, открытый меньше трех лет назад, скоро закроется. Почему уникальное здание опять стало ветхим и какие «чудеса» происходят здесь – в репортаже «Новой»

14 августа 2019 года в Рязани был открыт Музейный центр имени Александра Исаевича Солженицына. Торжественная церемония несколько раз переносилось, то ли из-за нерасторопности подрядчиков, то ли из-за проблем с финансированием.

Среди рязанской околокультурной общественности долго шли споры об уместности появления этой достопримечательности именно в бывшем доме Салтыкова-Щедрина. Но по прошествии времени страсти постепенно улеглись, солженицыноведы ищут новые возможности увековечить память писателя, а музейный центр меньше, чем через три года после своего основания могут закрыть на гарантийный ремонт.

Влажные обстоятельства

Когда входишь в само здание, сразу обращаешь внимание на три момента: с любовью оформленные экспозиционные залы, отсутствие посетителей и отваливающуюся, трещащую под ногами напольную плитку в коридоре первого этажа.

– За месяц у нас побывало больше 250 человек, – рассказывает заведующий отделом «Музейный центр имени А.И. Солженицына» ФГБУК «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» (РИАМЗ) Юрий Сарычев. – Да, это непозволительно мало, но масштабному пиар-продвижению солженицынского центра, как это неудивительно, препятствует руководитель нашей же головной организации – директор РИАМЗ Ольга Кречетова. Она сочетает в себе авторитарный стиль управления и острую аллергию на мнение внутримузейных структур [ученого, методического и редакционного советов, рабочей группы по вопросам переезда в новое здание]. Сильная воля, субъективизм оценок и слабо выраженное стратегическое мышление руководителя уже привели к запуганности и демотивации коллектива, дезориентированности его специалистов в перспективах развития огромного музейного комплекса. Общее состояние дел в нашем учреждении многими моими авторитетными коллегами характеризуется одним словом– упадок.  Более того, некомпетентность и неточности в воплощении первоначальных замыслов со стороны строителей и руководства Рязанского кремля создали угрозу для здания нашего Музейного центра имени Солженицына.


Юрий Сарычев

Свои выводы Юрий подкрепляет небольшой экскурсией по экспозиционным площадям. Кроме отваливающейся плитки шокирующее впечатление производят трещины на стенах, запредельная сырость в подвале, перекошенная и клинящая на открытие от повышенной влажности дверь пожарного выхода музейного центра, слоями обрушающаяся по этой же причине кирпичная кладка фундамента здания.

– Заметьте, музей открылся менее трех лет назад, а здесь уже обнаружились такие опасные дефекты, – разводит руками Юрий. – Система водоснабжения здания по-прежнему подключена по временной схеме, насосно-нагнетательное оборудование музейного центра не работает, так что при пожаре давления в одновременно используемых шести пожарных кранах, скорее всего, не будет – вероятно, директорат РИАМЗ рассчитывает на протекание чрезвычайной ситуации «по графику». Из-за нарушения норм влажности сотрудникам музея приходится предпринимать дополнительные меры сбережения, предотвращая необратимые разрушения выставленных экспонатов. Остается непонятным, каким образом, понимая такие неточности проектирования и строительства, руководство РИАМЗ приняло в эксплуатацию здание музейного центра. Увы, кем бы ни было это должностное лицо, но в ближайшие недели, максимум месяцы, московская строительная фирма-подрядчик ООО «Рубикон», скорее всего, приступит к объемному гарантийному ремонту здания центра, которое она же успешно сдала в эксплуатацию менее трех лет назад.

Ретротелевизор по цене комнаты

Среди причин такой странной для капитального каменного строения ненадежности здания по улице Николодворянской, 24/42 Юрий Сарычев приводит мнение строителей и руководства РИАМЗ: это ошибки при реконструкции здания для солженицынского центра, вибрация от проходящего мимо уличного транспортного потока и нарушение дренажной системы при расположенного рядом со зданием моста на улице Ленина [ремонтно-реконструкционные работы завершились в августе 2021 года].

– И чем основательнее погружаюсь я в рабочие моменты функционирования нашего музейного центра, тем больше неудобных вопросов возникает к Ольге Кречетовой и ее заместителям – нашим уставным руководителям, – сокрушается Юрий Сарычев. – Вот, к примеру, передо мной сличительная ведомость № 00000144 по объектам нефинансовых активов на 1 октября 2021 года, которую мне еще только предстоит подписать, – это предмет ответственности заведующего отделом музейного центра совместно с инвентаризационной комиссией РИАМЗ. – Например, согласно этой инвентаризационной описи, в экспозиции музейного центра за номером 139 числится объект «Телевизор Ретро, середина ХХ в. (медиаплеер 1 шт., точка доступа 1 шт.)». Его оценочная стоимость по ведомости определена в 649 764,31 руб. Но по факту визуального осмотра и опознания этого объекта в экспозиции – это всего лишь пустой (!) и без инвентарного номера (!) корпус ретро-телевизора. Предполагаю, что даже в полной, обозначенной в ведомости комплектации указанный прибор на заявленную цену, эквивалентную стоимости небольшой комнаты в рязанском общежитии, вряд ли потянул бы. И подобных примеров сомнительной оценочной стоимости закупленных для музейного центра предметов немало.


Тот самый телевизор

Юрий вновь с лупой в руках открывает инвентаризационную ведомость и указывает на объект за № 176 – «Стационарную перегородку сложной формы» с оценочной стоимостью 480 595,25 руб., представляющую собой возведенную из ДСП (или гипсокартона) угловую покрашенную выгородку (на фото ниже).

«Добиться комплексной проверки»

Сразу возникает вопрос о том, откуда такие цифры могли появиться. Всем известен 44-й Федеральный закон, ради борьбы с коррупцией требующий у всех бюджетных учреждений закупать подобные вещи для использования по наименьшей стоимости. Как определялись цены, как они подтверждались, и неужели нельзя было найти возможности закупать плиты ДСП или старые телевизоры по ценам ниже, чем сотни тысяч рублей?  На этот вопрос видимо могут ответить только те, кто подписывал соответствующие документы.

– Право слово, без доброго ока прокуророва и без заботливой экспертизы специалистов-экспозиционщиков из Минкульта РФ трудно тут что-либо утверждать однозначно, – делает осторожное предположение Юрий Сарычев. – И намерение мое в связи с описываемыми обстоятельствами одно – добиться комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности, исполнения трудового законодательства и основной деятельности ФГБУК РИАМЗ за последние пять лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Квартира Солженицына в Рязани получит мемориальный статус

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас
Борис Синицын