Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 23 июня 2022 г.
Разбор пометов
Почему в Рязань опять пришел удушливый запах, не позволяющий даже открыть окно

14 июня мэр Рязани Елена Сорокина провела встречу с городскими активистами, общественниками, экологами и профильными специалистами администрации. Цель общения, как написала чиновница на своей страничке «ВКонтакте» – «обсудить, какие шаги мы можем сделать на пути решения вопроса с качеством атмосферного воздуха в городе».

Нюх на верные решения

Елена Борисовна послушала спецов и тут же родила конкретное решение – «считаю необходимым разработать экологический стандарт города Рязани. Подобную практику видела в Вологде». По мысли Сорокиной, к выполнению требований, изложенных в документе, «могли бы присоединяться предприятия нашего города и общественные организации. Они возьмут на себя определенные обязательства по экологической проблематике, в том числе открыто рассказывать о том, что делают для снижения выбросов. Стандарт добровольный, но неприсоединение может повлечь большие репутационные риски».

Люди, которые постоянно дышат рязанским воздухом, наверняка уже обрадовались – у мэра открылся нюх на верные шаги. Но срочную необходимость принятия экостандарта в последние две недели своими носами почувствовали не только Сорокина, но и сотни тысяч горожан – от Песочни и Большого центра до Московского и Недостоева.

– В Дашках опять невозможно дышать!

– Через закрытые окна вонь идет. Хоть противогаз надевай.

– Запах, напоминающий дикую гарь. Окна открыть невозможно, вся квартира пропитывается этим запахом, и сквозняк не помогает, запах по Быстрецкой, Касимовскому шоссе, аж до мясокомбината. Больных мало в Рязани, надо еще потравить людей.

Вонь идет на город

Столь гневные и натуралистичные посты стали появляться в соцсетях еще в начале июня, аккурат накануне Всероссийского дня эколога. О том, какими эмоциями горожане встретили этот праздник, мы недавно писали.

Точно назвать производителя отвратительного амбре пока очень сложно. В Рязани и пригородах немало вредных производств, да и пресловутая роза ветров периодически портит атмосферу, окружающую жителей и гостей областной столицы. Но нашему корреспонденту в начале этой недели повезло (хотя это слово едва ли выражает и половину испытанных им ощущений) оказаться в предполагаемом эпицентре накрывшего город смрада.

На фотографиях – окрестности села Болошнево Листвянского сельского поселения под Рязанью. Эти иллюстрации, конечно, не передают жуткого запаха, который источают горы куриного помета, складированного здесь.

Фабрики дивных ароматов

Наши источники в природоохранных ведомствах утверждают, что почва на этой территории удобряется Окской птицефабрикой по соглашению с местными сельхозпроизводителями. Крупнейшее в регионе птицеводческое предприятие обладает несколькими расположенными неподалеку производственными цехами и миллионным поголовьем птиц. Ежедневно фабрика утилизирует около 200 тонн помета. Для более эффективного использования на полях с помощью специальных ворошителей куриные экскременты смешивают с землей. Скорее всего, урожайность от таких агроприемов растет, но вот если ветер дует в сторону Рязани, аромат болошневских полей приводит в ярость обитателей полумиллионного города. В образовавшейся смеси земли и помета комфортно себя чувствуют анаэробные бактерии, которые и провоцируют гниение образовавшейся массы.

Негативное воздействие такой смеси можно смягчить с помощью специальных реактивов и технологий, но многие промышленники, особенно в условиях экономической турбулентности, предпочитают экономить на инновациях.

Напомним, что такие отходы, как куриный помет, относятся к четвертому классу опасности, то есть сопоставимы по своей пагубности для человека с порошком известняка, пальмовым маслом, гипсовой и угольной пылью, резиновой мукой.

Мы не можем стопроцентно утверждать, что виновник распространившегося запаха – Окская птицефабрика. Удушливый амбре может образовываться и из-за работы находящегося недалеко от Болошнева ветсанутильзавода при нарушении технологии вываривания костной муки.

Схожий сероводородный запах иногда источают и городские канализационные сети, и даже спрятанная в трубы река Лыбедь. Но решение столь серьезных коммунально-инфраструктурных проблем – куда более сложная задача для городских властей, чем принятие экологического стандарта и подписание соглашения с крупными предприятиями об ограничении и установлении норм вредных выбросов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эко-активистов не допустили к процессу по делу «Техно»

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Дежурный субъект рязанской редакции