Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№47 от 22 декабря 2022 г.
Новобранцы к экспериментам готовы
В 2023 год рязанские театры входят со свежими режиссерскими силами

Кадровые изменения, прокатившиеся под занавес года по многим рязанским учреждениям, не обошли стороной и театральные коллективы. Так, театр драмы обрел художественного руководителя. Должность, которая несколько последних лет оставалась вакантной, занял Борис ЛАГОДА. В творческом портфолио режиссера более ста сорока постановок в разных жанрах и сотрудничество с достаточно известными труппами: Новосибирский театр музыкальной комедии, Иркутский музыкальный театр, Саратовский областной театр оперетты и другие. Но если для рязанских зрителей Борис Лагода пока «темная лошадка» (его работы всем еще предстоит увидеть), то новый штатный режиссер театра кукол – Анна КООНЕН – уже хорошо знакома публике. Ее спектакль «Синяя борода», вышедший в 2022 году, стал рекордсменом регионального фестиваля «Зеркало сцены» и вошел в лонг-лист «Золотой маски». И пока режиссеры обдумывают планы, есть время познакомиться поближе.

Борис ЛАГОДА:

«Первый спектакль поставил в армии»

«Я из Беларуси, родился в поселке Большая Берестовица Гродненской области. Образование получил в Белорусском государственном театрально-художественном институте, отделение актера театра драмы и кино. Учился у замечательных мастеров заслуженного деятеля искусств БССР Александра Бутакова и профессора Ильи Кургана, которые сами в свое время окончили этот вуз еще в 1949 году, в первом выпуске. Такая преемственность поколений сказывалась на стиле работы: мы все были заряжены одной целью. Студенческие годы и сейчас вспоминаю с благодарностью и теплотой».

«Самый первый свой спектакль – «Василий Тёркин» – поставил по поручению замполита части на сцене офицерского клуба во время службы в армии. Если же говорить о первой профессиональной работе, то это мюзикл «31-й серебряник» по мотивам пьесы Дунина-Мартинкевича «Сватовство», сделанный по госзаказу Министерства культуры Белорусской ССР. Мне тогда было 25 лет и я безумно мечтал создать в Гродно музыкальный театр. До сих пор удивляюсь, как такой молодой человек имел смелость браться за столь масштабные проекты».

«Сколько себя помню, сцену любил всегда и выступать не стеснялся: песня «С чего начинается Родина» и стихи на табуретке в детском саду по праздникам были обязательной программой. Школьный драматический кружок, агитбригада, народный театр – все это я прошел и варился в актерской профессии с самого детства. Хотя семья не театральная. Но творческая. Мама сочиняет стихи, песни и до сих пор с удовольствием поет в ветеранском хоре. Бабушка тоже хорошо пела. По мужской линии – много военных. Так что я, избрав театральную стезю, династию не продолжил».

«Момент реализации – для режиссера он, наверное, никогда не наступает. Всегда стремишься пробовать что-то новое. При этом постоянно есть ощущение, будто опять не успел. Поэтому хочется работать сутками. Чувство неудовлетворенности не отпускает ни на минуту. Люблю писать, было несколько публикаций моей прозы, но театр съедает все время. Пока пришлось взять паузу. Зато стал больше заниматься драматургией: есть собственные пьесы, либретто, инсценировки».

«Мой режиссерский стиль работы? Жесткий диктат творческого лидера при соблюдении демократических прав и свобод артистов. Люблю и уважаю актеров, цеха, всех служителей театра. Я – человек доступный и открытый. Но я не путаю профессию и работу. В стенах театра требую соблюдения этики и профессионального отношения к своей службе. А за порогом театра со мной можно хоть не здороваться – я на это не обижусь. Высоко ценю профессионализм. Если вижу, что человек «не может, но хочет», то сделаю все, чтобы помочь. И наоборот, люди, которые «могут, но не хотят», вызывают огромное раздражение».

«По первому впечатлению, Рязань – красивый город. Понравилось сочетание старинных улиц и современных зданий. Дышится легко. Город светлый, свободный. Уже успел понять, что в каждом театре свой особый зритель. Очень понравилась публика, которая приходит в наш театр драмы. Это люди самых разных возрастов, но за происходящим на сцене все наблюдают с одинаковым вниманием. Во время спектакля чувствуется единое дыхание зала – это очень важно».

«До этого времени из постановок Рязанского театра драмы что-то видел в записях, тизерах. О многих вещах слышал и читал. Когда всю жизнь варишься в театральной среде, это естественно. Мир искусства – маленький. Даже здесь встретил знакомых. Если говорить о ближайших планах, то это «Три сестры» Чехова. Также есть мысли о Набокове, Булгакове, Шекспире. И, конечно, хочется современной драматургии. Репертуар театра, как я всегда говорю, сродни меню в хорошем ресторане. Кому-то – фуа-гра, а кому-то – отбивные. Постановки должны быть разные. Должны быть и фестивальные спектакли, по которым критики смогут судить о росте труппы, и классические названия, и кассовые комедии, и пьесы для детей… Планы есть, будем работать».

Анна КООНЕН:

«Театр – искусство коллективное»

«Родилась в Москве, окончила ГИТИС по специальности «режиссер театра кукол» (мастерская Бориса Константинова и Виктора Антонова, 2022 год). До этого в 2006 году окончила актерский факультет Института современного искусства (курс Владимира Комратова), еще училась на факультете психологии Московского педагогического государственного университета им. Ленина и на факультете шоу-режиссуры Института современного искусства. Как актриса и режиссер работала в разных театрах Москвы и Подмосковья, так что «портфель» творческих работ накоплен солидный. За последний год помимо рязанского спектакля «Синяя Борода» вышли еще две постановки: «Коза-дереза» в Театре кукол Республики Карелия и «Человек в футляре» в Московском областном театре кукол.

«Театр в моей жизни был всегда, потому что родители – заядлые театралы. В детстве я часто ходила на разные спектакли, только не в театр кукол. Туда я попала уже в довольно сознательном возрасте. Я служила актрисой в Московском камерном театре и меня отправили на проект «Летняя театральная школа». Там познакомилась с Борисом Константиновым, увидела, как он работает. Это произвело колоссальное впечатление! И хотя тогда я была не «кукольница», но все равно попросилась в команду. Переход в театр кукол длился почти десять лет. Но в конечном итоге все произошло так, как должно было быть».

«В Рязанский театр кукол я попала, уже будучи студенткой ГИТИСа. Вместе с другими ребятами курса в рамках фестиваля «Рязанские смотрины» мы дважды приезжали на Международную творческую школу-лабораторию «Луна для всех одна». Во время работы познакомились с коллективом, некоторые артисты попали в наш спектакль. Словом, завязались хорошие отношения. И я предложила директору театра Константину Кириллову свою дипломную работу. Причин несколько. Во-первых, по замыслу для постановки требовалось много молодых, танцующих, пластичных актрис. Не каждый театр кукол может похвастаться таким «богатством»! И, во-вторых, прекрасно оснащенная сцена. Идея нашла поддержку, так появился спектакль «Синяя борода».

«Идею «Синей бороды» я придумала давно. В 2010 году на Международном театральном фестивале им. Чехова я увидела спектакль «Донка» Даниэле Финци Паска. Тогда меня поразило, как режиссер, вроде бы говоря не про Чехова, рассказывает тем не менее именно о нем. И захотелось сделать нечто подобное. Спектакль построен на синтезе разных искусств: пластическая фантазия с артистами, куклами и живой музыкой. Почему постановка обрела такой успех – это, наверное, лучше спрашивать у зрителей и критиков. Как мне кажется, залог всегда в хорошей команде. Театр – искусство коллективное. И когда большое количество талантливых людей работает сообща, то и результат получается уникальный».

«Пока трудно сказать, что новая должность изменит в жизни. Надеюсь, принесет возможность сделать что-то интересное, работать и развиваться рядом с талантливыми людьми. Сейчас мы задумали постановку с рабочим названием «Дневник Блюмки». В ее основе – книги доктора Януша Корчака, одного из основателей современной гуманистической педагогики, а также одноименная повесть Ивоны Хмелевской, которая рассказывает о воспитанниках Корчака. Время действия – лето 1944 года. Лейтмотив – жизнь маленького человека на фоне больших исторических событий. Несмотря на трагические события, на которых основана эта история, нам хочется, чтобы спектакль получился светлым и исполненным надежды».

Фото: Максим МИХАЙЛОВ (театр кукол) и Сергей ГАЗЕТОВ (театр драмы)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Театр вечного двигателя

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Вера Новикова