Музей Есенина получит в дар удивительный экспонат, связанный с именами так не похожих друг на друга русских классиков
22 октября исполнилось 150 лет нобелевскому лауреату, русскому писателю Ивану Алексеевичу БУНИНУ. Как нам стало известно, рязанский журналист Галина Воропаева не только много лет дружила с внучатой племянницей Ивана Алексеевича Бунина, но и получила от нее бесценный подарок – портрет Сергея Есенина, который был ее любимым поэтом. В этом году Галина Дмитриевна решила подарить портрет музею Есенина в Константинове. Вот как она сама рассказала эту историю.
Галина Воропаева с Маргаритой Ивановой в московском дворике
– Этот портрет Сергея Есенина подарил Маргарите Александровне Ивановой, внучатой племяннице Ивана Алексеевича Бунина, московский художник Игорь Радоман, когда узнал, что Есенин – ее любимый поэт. Он так и подписал: «Маргарите Ивановой в память о ее любимом поэте, 1977 год». Небольшой портрет написан карандашом на скромной картонке, но художественное качество изображения, как уверяют искусствоведы, высокое. Да и сам поэт, может быть, впервые представлен здесь не как лирик, а скорее, как мудрый мыслитель, который внимательно всматривается в нас из своего небесного далека.
Художник Игорь Радоман
Живописец не только дружил с семьей Ивановой, но его мастерская располагалась по соседству в их доме на улице Беговой. Он частенько заходил к радушным соседям на чай с пирогами, а заодно и делал наброски портретов всех домочадцев. Мужа, сына, да и самой хлебосольной хозяйки. А затем все их портреты, написанные маслом, стали украшением доброжелательного дома. Познакомила Маргарита Александровна и меня с художником. Он даже подарил мне свой портрет с теплой надписью.
Игорь Радоман. Портрет Есенина
Как портрет Сергея Есенина попал ко мне? – Очень для меня неожиданно. Но прежде я должна рассказать о моем знакомстве с Маргаритой Александровной. В 1979 году меня, как и других региональных дикторов радио, послали в столицу поучиться художественному чтению у опытных коллег. Мне очень повезло. Моим мастером стала Маргарита Александровна Иванова. Занятия с ней проходили в перерывах между ее передачами в Останкино. Наставником она была строгим, дотошно требовала к каждому жанру подходить «со своим ключиком». И очень точно показывала, как умело можно это делать. Я старалась соответствовать ее требованиям, с удовольствием и допоздна слушала, как читает она, другие дикторы Всесоюзного радио, в том числе и Юрий Левитан.
Вскоре Маргарита Александровна пригласила меня к себе домой. Ее двухкомнатная кооперативная квартирка по-хорошему удивила уютной скромностью. Никакой дорогой мебели. Низкие диваны, много книг и картин друзей-художников. Палевые занавески на окнах. Желтый цвет осени –любимый цвет Маргариты Александровы. Мое внимание привлек вернисаж из фотографий на одной из полок. Спросила, показав на Бунина: «Любимый писатель?» – «Нет, он мой близкий родственник. Отец моей прабабушки Варвары Владимировны и дед писателя – родные братья», – как-то очень спокойно ответила мастер и добавила, что, как рассказывала ее мама Ольга Клавдиевна, в молодости Иван Бунин любил приезжать к ним в имение Петровское. Это недалеко от Тамбова. Играл с ребятишками то в прятки, то в жмурки, то в горелки. А когда писатель после революции уехал из России, то мама не единожды предупреждала своих дочек, чтобы о родстве с Буниным никому не говорили. Они и не говорили, ведь были времена, когда за это можно было и срок получить.
Но, по словам Маргариты Александровны, в молодости она ездила в Петровское и горько плакала у родных покосившихся ворот разоренного дворянского имения… В партию не вступала, хотя ее настойчиво уговаривали. Позволять беспартийной читать тексты в живом эфире, да еще первой открывать «МАЯК», в советские времена такое никак не одобрялось, но она по-бунински достойно стояла на своем. И Бог ее миловал. Уволить не посмели.
А мне любопытно было еще узнать, почему среди фотографий ее родных людей есть портрет Есенина? Маргарита Александровна, не задумываясь, ответила: «Это мой любимый поэт. Уж очень нежная у него душа! Его поэзия прямо в душу заглядывает».
С тех пор мы подружились. И занятия уже проводились у нее в доме. Закончилась учеба, но когда я приезжала в столицу к своей тете, непременно заходила к Маргарите Александровне. Мы с ней ходили на выставки, в театры. И она никогда не отпускала меня без подарков, а ее муж Игорь Михайлович – альтист оркестра Юрия Силантьева, талантливый театральный художник и фотограф, часто меня снимал. Лучшие мои портреты – его. И вообще в их доме я всегда чувствовала сильную духовную подпитку.
Маргарита Александровна не раз приезжала и ко мне в Рязань. Она полюбила Солотчу, Константиново. Я записала с ней беседу на местном телевидении.
А когда мастер уже не работала на радио и жила одна, мне было очень приятно, что она частенько приглашала меня приезжать прямо к ней. И я приезжала. На Рождество, в майские праздники. Мы допоздна разговаривали с ней на разные темы. Но более всего знатока русской речи беспокоил язык, с которым так небрежно стали обращаться на радио. «Идет сплошная, без всяких акцентов скороговорка, – сокрушалась мастер. – Тараторят с такой скоростью, что я даже не понимаю, о чем говорят. Послушала, а в голове ничего не осталось. Неслучайно и Бунин предупреждал: “Умейте же беречь в дни злобы и страданья наш дар бесценный речь”»...
Жалея Маргариту Александровну, я пыталась переключить ее от тревожных мыслей на поэтический лад. Просила почитать что-нибудь из ее любимых стихов. И она читала то из Есенина, то из Бунина. Постепенно сама оживала, а для меня слушать безукоризненное исполнение стихов – бальзам на душу!
Навсегда запомнила Рождество 2013 года, когда вдруг мастер без всяких предисловий подарила мне портрет Сергея Есенина, подписав его с обратной стороны. Я пыталась остановить щедрого человека, сославшись на то, что художник подарил портрет ей, но она, словно предчувствуя свой скорый уход, твердо сказала: «Когда меня не станет, это никому не будет нужно. Я хочу, чтобы портрет моего любимого поэта был у вас». Сопротивляться я уже не смела. Но к этому портрету Есенина, будто соединяя двух великих поэтов, Маргарита Александровна поднесла мне еще трехтомник И.А. Бунина, изданный в России в 1915 году. Понимая, каким бесценным подарком хочет наградить меня мастер, я, тем не менее, сказала категорическое «нет». Ведь у Маргариты Александровны есть сын, племянники, но она настаивала, мотивируя тем, что и книги без нее никому не будут нужны. Чтобы не обижать своего учителя, я все-таки взяла, но только один третий том Бунина и услышала в ответ: «Ну, хорошо, приедете в другой раз и заберете остальные два». Но другого раза уже не случилось. Вскоре моего друга и наставника не стало. Для меня это была одна из самых тяжелых потерь после мамы. Признаюсь, я очень пожалела, что не выполнила последнее, такое искреннее желание моего мастера.
Почему портрет Сергея Есенина я хочу подарить музею его имени? Во-первых, я уверена, что Маргарита Александровна одобрила бы мой поступок. Ведь мы все не вечны, а я только повторила ее поступок. К тому же этот год юбилейный для ее любимого поэта. Получается, что это и от нее подарок. Только из-за пандемии передать вовремя портрет Есенина музею я не успела, но его директор Борис Игоревич Иогансон знает о моем подарке и готов с благодарностью принять. Мы с ним решили, что я непременно сделаю это чуть позже, но непременно в этом году...
Портрет Есенина радовал внучатую племянницу Ивана Алексеевича Бунина с 1977 года по 2013 год – тридцать шесть лет! У меня портрет был только семь лет. Я очень надеюсь, что в музее Есенина в Константинове он останется навсегда.
Рязанское бюро «Новой»