Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№42 от 22 октября 2015 г.
Шестиструнная история
Талантливая гитаристка России отыграет свой рязанский сольник на уникальном инструменте



В нынешнем сезоне Рязанская филармония представляет новый абонемент «Три музы». Три концерта, три имени: Мария Охотина, Дина Иванова, Полина Борисова. Сегодня про них уже с полным правом можно писать как о столичных знаменитостях, лауреатах всероссийских и международных конкурсов. Но еще недавно они были юными талантливыми воспитанниками музыкальных учебных заведений нашего города. Насладиться мастерством взрослых состоявшихся музыкантов филармония приглашает уже в ближайшую субботу, 24 октября: открывает цикл гитаристка Мария ОХОТИНА с программой «Гитара Испании».

Тепло и лирически проникновенно, ярко и мощно – так отзываются об исполнении Марии Охотиной. И добавлю, красиво. Красота самой исполнительницы, ее гитары и музыки, сливаясь, создают ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие.

Выпускница Рязанского музыкального училища, Мария получила профессиональное музыкальное образование в Российской Академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Александра Камилловича Фраучи). Продолжила обучение в Итальянской Академии музыки им. Киджиана (профессора Оскар Гилья) и в США в Гитарном Институте Селедонио Ромеро (профессор Пепе Ромеро).

И в преддверие концерта Мария Охотина – гость «Новой».

– Мария, каково это – возвращаться с сольным концертом, в расцвете профессиональной карьеры, в город, где тебя помнят еще подростком? Ответственность и страх, или радость и гордость?

– Наверное, все вместе. На самом деле, жду концерта с радостным предвкушением. Когда я начинала заниматься на гитаре в Детской музыкальной школе №1 в классе Анатолия Сергеевича Зайцева, уже тогда у меня была мечта: закончить РАМ им. Гнесиных именно у Фраучи и приехать в Рязань уже состоявшимся гитаристом. И вот 24 октября моя мечта исполнится! Придут все мои друзья, приедут ученики из Москвы. Так что у меня настоящий праздник!

Из Рязани родом мой папа. В силу его профессии (военнослужащий) мы часто переезжали. Родилась я в Вологде, до 12 лет прожила в Комсомольске-на-Амуре. Но моя гитарная жизнь началась именно в Рязани. Проучившись три года в музыкальной школе, поступила в музыкальное училище имени Г. и  А.Пироговых к Ксении Александровне Гитман. Мне везло с педагогами. Гитман – известная гитаристка, выпускница «Гнесинки», также ученица Фраучи, и в Рязани она жила и преподавала всего несколько лет. И я чудом попала к ней в руки, успев именно в этот период. Затем – учеба в «Гнесинке». Обучение в Италии у Оскара Гильи, которое дало совершенно новое представление о гитаре. И США, где общение с Пепе Ромеро и подтолкнуло к сольной карьере.

– В чем состояло новое представление о гитаре? Если можно выразить словами?

– В Итальянскую Академию Музыки съезжаются гитаристы со всего мира. И когда напитываешься этим воздухом, то в сознании происходит взрыв: вот как бывает! Ты слышишь, как играет японец, австралиец, испанец – и это совершенно разная музыка. Мы, русские, играем эмоционально – в этом наша национальная особенность. Обмениваться опытом – безумно интересно. Это расширяет сознание и понимание музыки в целом.

– Получилось остаться русской?

– Надеюсь, да. Темпераментной, открытой, яркой, сильной.

– Возвращаясь к началу, как вообще в руки попала гитара?

– С 5 лет я играла на фортепиано. Но на гитаре играл папа, причем играл классику. Он не был профессионалом, а просто сам получал от игры огромное удовольствие и передавал его всем нам. А когда мы переехали в Рязань, он как-то предложил: «Маша, а что думаешь по поводу гитары?». И мы решили попробовать, тем более оказалось, что Анатолий Сергеевич Зайцев – папин друг детства, одноклассник. И тут как пошло! Я просто «вцепилась» в гитару! Мне нравился сам процесс: перебирать пальцами, зажимать струны. В результате школу я окончила параллельно по классу фортепиано и по классу гитары.

– По поводу выбора инструмента в дальнейшем не было борьбы внутри себя? Все-таки столько лет отдано фортепиано?

– Нет, мне было интересно все. Я и в училище еще продолжала играть на фортепиано, ездила на конкурсы. Но потом гитара окончательно захватила мой разум, душу, всю меня без остатка.

– Выбрать путь профессионального музыканта – это тоже всегда определенная смелость: хватит ли таланта, будет ли успех, признание?.. В какой момент поняли, что будете профессионально заниматься музыкой?

– Наверное, с самого детства. Помню себя еще маленькой, когда, увидев фортепиано в детском саду, я заявила маме: «Буду на нем играть!». На следующий день меня повели к педагогу – и началось! А так, конечно, я хотела стать балериной!.. Просилась в школу в Санкт-Петербург. Но никто меня, разумеется, не отпустил. А что касается фортепиано, то я очень много сама занималась дома, помимо школы. В нашей семье у всех есть музыкальное образование, так что накопилась огромная библиотека нот, довольно раритетных, уникальных. Я ставила стопочку и играла все подряд. Возможно, это было не совсем осознанно, но нравилось безумно. А когда появилась гитара, то играть хотелось постоянно. И, главное, все получалось легко и с удовольствием. После училища меня брали во все музыкальные учебные заведения, но я, конечно, выбрала «Гнесинку». И поступила туда с «десяткой»! Я была первой девушкой, которой это удалось. Так что поступление было по-настоящему триумфальным.

– А вообще много девушек-гитаристок?

– На самом деле, нас мало, единицы. К сожалению, редко кто остается в профессии: семья, дети…

– Интересно, что практически в один и тот же период времени: с 2005 по 2013-й – вы сотрудничали с двумя коллективами, играющими совершенно разную музыку: ансамбль старинной музыки «Da camera a da chiesa» и «Студия новой музыки» Владимира Тарнопольский. Как чувствовали себя в разных музыкальных эпохах?

– Очень комфортно! В ансамбле старинной музыки исполняли аутентичные произведения XVIII–XIX вв.: Боккерини, Джулиани, Паганини… И в современной музыке классическая гитара очень востребована. 2 марта, например, буду играть в Баку в рамках международного проекта «Лицом к лицу со временем» музыку Караева.

– Расскажите, пожалуйста, о своей гитаре. На чем играете?

– О, у меня уникальный инструмент – Contreras. Контрерас – это легендарная семья мадридских гитарных мастеров. Моего мастера, к сожалению, уже нет в живых, но семейное дело продолжается. Гитара была сделана по заказу, мензура была специально подобрана под мои руки. И еще она интересна тем, что у нее задняя дека – двойная. За счет чего она звучит очень громко. Специальные сорта древесины: палисандр, ель, черное дерево. Contreras – это подлинное произведение искусства! Фантастический по звучанию инструмент, который великодушно и тонко позволяет мне исполнять все заветные фантазии в мире музыки.

– На вашем сайте есть фотографии с Алексеем Кузнецовым, прославленным джазовым гитаристом. В прошлом году он проводил в Рязани несколько мастер-классов, выступал с концертами. Как состоялось ваше знакомство?

– С Алексеем Алексеевичем мы знакомы уже давно. И однажды он предложил прийти на его джазовый мастер-класс и попробовать сделать что-то вместе. Я с радостью согласилась, но, правда, предупредила, что импровизировать не умею. Но в итоге мы взяли испанскую тему, и получилось очень интересно. Он загорелся, предложил выступить с ним на концерте, где я играла еще и сольно: хотелось показать зрителям, что помимо джазовой электрогитары есть еще и классическая. И что классическая гитара может гармонично существовать со своими «сестрами». Получился весьма любопытный микс.

– В джаз не пытался заманить?

– У меня есть такая мечта, и Алексей Алексеевич помогает мне в этом: снабжает материалами, дисками, нотами. Есть даже идея сделать концерт классической музыки в джазовой обработке.

– Творческий путь любого музыканта – это всегда череда событий: концерты, конкурсы, записи. Но всегда можно выделить вехи, означающие переход на более высокую ступеньку. Что для вас является таким фактором? 

– Новая ступенька сейчас – это сольная карьера. До этого в основном я была ансамблевым исполнителем. Конечно, играла и сольно, но не так много. Сейчас у меня подрос ребенок, появилось больше времени. И теперь мне интересно играть индивидуально, ни с кем не объединяясь, со своей программой. 

– В Рязань вы привозите программу «Гитара Испании». Это любимая музыка?

– Любимая, однозначно. Обожаю Турина, Таррега, де Фалья…

– Наверное, не просто целый концерт держать на себе внимание зрителя. Как выстраиваете программу?

– Да, это тяжело. Обязательно должно быть развитие эмоций, динамика. Начинается все с классических произведений, не наседая, чтобы зритель понял, о чем идет речь. Постепенно градус возрастает, и в финале идут самые зажигательные вещи, хиты. Кстати, сейчас как раз записывается диск «Гитара Испании».

– Гитара – инструмент, играя на котором, исполнитель его обнимает, прижимает к телу. Как влияет такое единение на человека?

– Гитара – удивительно теплый инструмент. От нее исходят очень благотворные вибрации. И это надо передавать, использовать внутренние резонаторы, подключать легкие, сердце. Тогда и звук совершенно другой, волшебный. Играть на гитаре, обнимать ее очень приятно. Она лечит, исцеляет. Гитара обладает чудодейственными способностями приводить человека в равновесие, пробуждать самые романтичные чувства.
 
Вера НОВИКОВА