Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№45 от 21 ноября 2019 г.
Крушение надежд и амбиций
 Восьмиметровый летательный аппарат разбился во дворе жилого дома

«Над селом фигня летала, серебристого металла. Очень много в наши дни неопознанной фигни!», – подзабытую частушку в одночасье вспомнили жители поселка Листвянка Рязанского района.  И не мудрено. Испытания нового беспилотника в десятке метров от жилых домов едва не закончились трагедией, в результате которой могли пострадать десятки человек.

Ветер сбоку дул...

В субботу, 16 ноября, в 13:00 в поселке Листвянка Рязанского района Рязанской области в 70 метрах от жилого пятиэтажного дома упал беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Орион» разработки компании «Кронштадт». 



По словам следователя по особо важным делам Московского межрайонного СУ СК России на транспорте Сергея Бубенева, это был экспериментальный образец, выполнявший испытательный полет.

По предварительной версии, произошел отказ техники. «Погода вряд ли могла повлиять, возможно, боковой ветер», – сказал Бубенев, отметив, что проблемы у беспилотника начались еще до посадки.

«Сегодня приблизительно в 12:45 услышал странный шум, как будто упал с крыши шифер... Вышли на улицу и увидели лежащий на земле беспилотник. На месте падения было уже очень много людей», – рассказал очевидец. 



БПЛА летел очень низко, на уровне второго этажа. «Он срубил дерево, ель, практически половину. Беспилотник носом врезался в дерево, вокруг были разбросаны осколки аппарата», – говорит мужчина.



По его словам, летательный аппарат упал на дачном участке, рядом с тропинками, где гуляют люди, поэтому могла случиться трагедия. Фрагменты фюзеляжа упали в нескольких метрах от детской площадки.

По словам местных жителей, в окрестностях находится филиал компании, которая разрабатывает и испытывает беспилотники. Они летают рядом с жилыми домами, возможно, нарушая нормы безопасности.

Пресс-секретарь губернатора Рязанской области Денис Арапов уточнил РБК, что поскольку беспилотник должен был садиться на ВПП Протасово, все экстренные службы были в готовности. «Но он не долетел, упал», – сказал Арапов.

Крылатый разведчик не долетел до места назначения всего 200 метров. Аппарат должен был приземлиться на местном аэродроме «Протасово». Взлетная площадка находится совсем рядом с жилым сектором.

Сразу же после падения в рязанском поселке Листвянка беспилотного летательного аппарата «Орион» на интернет-сайтах, специализирующихся по военной технике, началось обсуждение по нескольким вопросам:

1. Тот ли это «Орион» (бортовой номер и какие-то загогулины на фюзеляже совпадали), который бомбил повстанческие отряды на севере Сирии в сентябре месяце?

2. Из-за чего произошла авария: из-за отказа «железа» (двигателя, рулей управления и т.п.) или из-за недоделанности «софта» (программного обеспечения)?

3. Корпорация «Динамика» проводит испытания в Рязанской области или какие-то другие предприятия?

Стоит отметить, что управлявшие полетом БПЛА люди вряд ли специально посылали его по траектории, опасно близкой к населенным пунктам – технику безопасности при испытаниях или учениях никто не отменял. Между тем, беспилотник упал всего в 70 метрах от дома в несколько этажей высотой.  

Разработчик «Ориона» – компания «Кронштадт», но после аварии в Листвянке она заявила, что лишь поможет в расследовании. А одно из направлений деятельности ЦНТУ «Динамика» – разработка программного обеспечения для летных исследований. 

Но если все дело в навигации, то почему бы тем, кто эксплуатирует эти высокотехнологичные беспилотники, не воспользоваться, например, опытом другого предприятия все того же «Ростеха» – Государственного рязанского приборного завода? С его навигационными приборами самолеты (и, говорят, даже космические спутники) прекрасно летают и не падают.

Несекретный объект

О том, что на аэродроме «Протасово» (собственность Рязанской области) построили цеха по сборке и испытанию беспилотных летательных аппаратов, сообщил в мае 2017 года местный житель Олег Кондратов в группе «Рязань» социальной сети «ВКонтакте».

По его словам, цеха оборудовали «прямо под окнами жилищного массива, предварительно вырубив заградительную лесополосу между взлетно-посадочной полосой и домами». В связи с тем, что отсутствие деревьев открыло обзор на объект, Кондратов сделал вывод, что он не является секретным. 

О том, что аэродром «Протасово» может стать опытной площадкой для авиаконструкторов, рассказал в эфире телекомпании «Город» в декабре 2016 года тогдашний директор аэродрома Виктор Аксенов. По его словам, этот вариант обсуждался с областным правительством. «Речь идет о серьезной проектной организации, которая имеет крупные заказы», – сказал тогда Аксенов. 

Договор с «серьезной организацией» заключили, цеха построили, начались испытания, которые как раз и проводятся для того, чтобы выявить конструктивные недоработки. Основная проблема в том, что, понимая высокую вероятность аварии, беспилотник все равно запустили над жилыми районами. В итоге восьмиметровый летательный аппарат разбился фактически во дворе жилого дома.

И ведь это не первое авиапроисшествие. Ранее летательный аппарат падал в соседней деревне Сальково,  а 21 сентября беспилотник рухнул около села Романцево. Вместе с ними рухнули и над¬ежды рязанцев на безопасность и мирное небо над головой. Местные жители не понимают, почему испытания проводят на полигоне, который расположен так близко от жилых домов.

«Пока не довели технику до нужного уровня надежности, будьте добры испытывать ее на полигонах и в безлюдных местах. То, что техника, которая, мягко говоря, до сих пор считается опытной и летает в районе жилых домов, – это преступление чиновников, военных, которые это сделали», – заявил в эфире РЕН ТВ военный историк Борис Юлин.

Впрочем, есть вероятность, что технически организаторы испытаний ничего не нарушили. Ведь, судя по выписке из кадастра, земли вокруг аэродрома не предназначены для строительства многоэтажек.

«Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», – говорится в выписке.

Но, несмотря на назначение земель, кто-то выдал разрешение на строительство многоквартирных домов рядом с аэродромом. Пятиэтажки появились здесь уже в 90-е. 

Тот, кто подписывал бумаги, вряд ли думал, что если судно не дотянет до полосы даже считанные метры, то в лучшем случае окажется у кого-то в огороде. В худшем – может задеть здание.

Сирийская обкатка

«Орион» – средневысотный беспилотный комплекс большой продолжительности полета, максимальная взлетная масса которого составляет одну тонну, а максимальная масса полезной нагрузки – 200 кг. Его «потолок» достигает 7,5 км, максимальная продолжительность полета со стандартной нагрузкой – 24 часа, скорость – до 200 км/ч.



БПЛА близкий по размерам к американскому аппарату Predator и израильским Heron и Hermes 900.

Работы по созданию разведывательного БПЛА начались в 2011 году в рамках опытно-конструкторской работы «Иноходец». В составе одного комплекса «Орион» находится от трех до шести БПЛА в зависимости от поставленных перед ними задач. Главные области его применения – воздушная разведка и патрулирование, определение координат объектов и топографическая съемка местности.



Впервые он был представлен на авиасалоне МАКС в Жуковском в 2017 году. На форуме «Армия-2018» группа «Кронштадт» демонстрировала блок управления вооружением для беспилотника и прототип боеприпаса собственной разработки массой до 50 кг, который может оснащаться различными боевыми частями.

В феврале 2019 года источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе сообщал, что в 2018 году «Орион» был испытан на применение авиабомб, не уточнив, о каких марках боеприпасов идет речь. По словам собеседника агентства, тогда же беспилотник побывал в Сирии, но без применения вооружения.
В апреле боевики запрещенной в России группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» сообщали, что БПЛА «Орион-Э» российского производства якобы нанес удар по базе боевиков в окрестностях поселка Закият на севере сирийской провинции Хама.

«Московский комсомолец» после публикации видео с беспилотником привел комментарий эксперта в области беспилотных систем Дениса Федутинова о том, что Минобороны РФ в последние годы «демонстрирует прогрессивный подход в отношениях с разработчиками перспективных систем вооружения и военной техники. К примеру, многие еще не принятые на вооружение образцы уже прошли апробацию в реальных боевых условиях в Сирии».

В августе 2019 года генеральный директор компании «Кронштадт» Сергей Богатиков сообщил, что серийное производство беспилотника-разведчика «Орион» для армии России уже началось и в перспективе может достичь 30 БПЛА в год. 

На авиасалоне «МАКС-2019» генеральный конструктор группы «Кронштадт» Николай Долженков сказал, что беспилотник «Орион» находится в финальной стадии испытаний, Минобороны России получит один такой комплекс до конца года. В начале ноября источник сообщал ТАСС, что «Орион» начал поступать в опытно-войсковую эксплуатацию в ВКС России. 

В военном ведомстве считают, что авария в Рязанской области не повлияет на эти планы.

А как у них 

Каждый месяц две аварии

В Британии идут дебаты о возможности разрешить тяжелым военным беспилотникам летать над территорией страны. Данного разрешения добивается британское министерство обороны. Об этом пишет новостной ресурс Defense-aerospace.com.

Не в пользу этого разрешения говорит мировая статистика о крупных авариях с военными БПЛА. За последние десять лет произошло 250 аварий тяжелых военных беспилотников размером с Predator («Хищник»), это классы беспилотников II и III по классификации НАТО. Получается, что каждый месяц падают два тяжелых военных БПЛА.

64 процента аварий произошло во время полета дрона, а 28 процентов – при взлете или посадке. Причины примерно половины инцидентов связаны с механической неисправностью (например, срезание хвостов или защелкивание винтов), проблемами связи (известные как «потерянная связь»), отказом двигателя (часто из-за потери масла или охлаждающей жидкости), погодными условиями (включая удары молнией) и ошибками оператора.
Павел Гресь
Строительство кирпичных домов и коттеджеи в Казани Строительство домов в Казани.