Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№32 от 21 августа 2014 г.
Рязань развернут в сторону Тарковского
Автор одного из самых амбициозных культурных проектов нашего региона – о лестнице в небо, боли 20-летних и магии Мясного

Давно такого не было, чтобы в рамках одного проекта в Рязань заезжало столько «первых лиц» отечественного кино, да и культуры вообще – Андрей Звягинцев, Юрий Норштейн, Эдуард Артемьев. Однако уже на текущей неделе это чудо должно произойти. На вечер 22 августа в кинотеатре «Люксор-Круиз» запланировано открытие проекта «В сторону Тарковского», где свой фильм «Возвращение», отмеченный на многих престижных кинофестивалях, собирается лично представить его создатель Андрей Звягинцев. 
 
Об этом, как и о дальнейших акциях проекта, сегодня «Новой» рассказывает его идейный вдохновитель, рязанский журналист Ирина НЕЧАЕВА. 

 
– Ирина, так что это за проект?
 
– У нас сразу два проекта, пересекающиеся друг с другом и стыкующиеся между собой. Проект, который уже второй раз идет в конце августа, называется «В сторону Тарковского». Приезжают люди и читают мастер-классы на те или иные темы. На этот раз приезжают Андрей Звягинцев, Юрий Борисович Норштейн и Игорь Иванович Евлампиев. Звягинцева, наверное, знают все, Норштейна тоже – он просто гений, недавно делала с ним интервью и нахожусь в полном потрясении, уникальный человек во всех смыслах. А Игорь Евлампиев – доктор философских наук, автор книги «Художественная философия Андрея Тарковского», изучает фильмы и толкования фильмов Тарковского. Мне кажется, из всех, пишущих о Тарковском, именно Евлампиев много пишет о философии и эстетике Тарковского, не вдаваясь в подробности личной жизни. 
 
Начинаем мы 22 августа в 18.00 – в кинотеатре «Люксор-Круиз» пройдут и открытие, и пресс-конференция, все в одном, где будут Звягинцев и Евлампиев. Звягинцев ответит на вопросы, расскажет о себе и будет показ фильма «Возвращение». Кстати, три дня подряд – не только 22-го, но и 23-го, и 24-го можно будет на вечернем сеансе этого кинотеатра бесплатно смотреть фильмы Звягинцева. Сначала «Возвращение», затем «Изгнание», потом «Елену». 
 
А 23 и 24 августа Звягинцев и Евлампиев читают мастер-классы в Мясном – мы как раз сейчас готовим списки «вольных слушателей», которые смогут туда приехать. 25-го туда же приедет читать мастер-класс Юрий Норштейн. 
 
26 августа в 16.00 в камерном зале филармонии будет подведение итогов нашего конкурса, о котором я скажу позже. Затем Юрий Норштейн проведет творческую встречу с публикой. А в 19.00, уже в большом зале, начнется концерт Рязанского симфонического оркестра «Музыка мирового кинематографа», где специальным гостем вечера станет композитор Эдуард Артемьев, написавший музыку к нескольким фильмам Тарковского.
 
– Звучит многообещающе. Расскажи, как родилась идея проекта. 
 
– Все началось с дома Тарковского в поселке Мясной Путятинского района, где родина его жены, Ларисы Павловны Тарковской. Этот дом они купили в 1970 году, он является прообразом домов во всех его последующих фильмах – в «Ностальгии», «Жертвоприношении», «Зеркале». 
 
Узнала я об этом доме случайно, когда работала в Москве, в Совете Федерации. Там 2000 сотрудников аппарата, но человек, который сел напротив меня в одном из кабинетов, как оказалось, работал когда-то с Тарковским ассистентом оператора на «Солярисе». И однажды я сидела и вслух размышляла, что хочется что-нибудь творческое снять, что хорошо бы найти сестру Тарковского Марину Арсеньевну, а он вдруг говорит: «Она моя соседка». Я ей позвонила, и она говорит мне вскользь такую фразу: «Вот у нас в Рязани…» И начинает рассказывать, что есть этот дом, там живет родня. Правда, она сказала, что ни разу не была в том доме – понятно, что у них у всех очень сложные были отношения друг с другом. Но все-таки дала телефоны родни по линии Ларисы Павловны Тарковской – это Татьяна и Алексей Найденовы. Алексей кинооператор, как и его сын, который много работает сейчас с Иваном Вырыпаевым. Я приехала к ним в гости, задружились, и дальше стали искать пути, как этот дом вывести в статус музея, потому что куда бы мы ни обращались, везде нам сразу давали отказ, так как это частная собственность и не имеет с государством ничего общего. Конечно, надо, чтобы дом охраняли, потому что он стоит зимой бесхозный, а родственники живут по соседству – даже скупили рядом всю землю, чтобы никто не мог там ничего застраивать. Дом сейчас в достаточно дряхлом состоянии, а когда Тарковский покупал его, то буквально в него влюбился. Он каменный, там даже летом холодно очень, висит огромная зеленая люстра старинная... 
 
– Прости, я до сих пор так и не был в Мясном…
 
– К сожалению, тот вид, который был при Тарковском, постепенно все-таки убивают, но мы, наконец, достучались до властей, где нашелся человек, который мгновенно от-реагировал, – это вице-губернатор Сергей Владимирович Филимонов. Он истинный патриот, в своем родном Ряжске уже более 10 лет заботится о проведении Гаретовских чтений, посвященных известному священнику и краеведу. Благодаря Филимонову теперь в Мясном будет место, где никто не имеет права ничего застраивать. Мы сейчас как бы открываем имя Тарковского в приложении к Рязани и запускаем его на небосклон «великие рязанцы». Мне кажется, интересней не те люди, которые родились здесь, а те, кто в осмысленном возрасте, как Тарковский, остались на этой земле. Он 11 лет сюда ездил и снял с 1970 по 1981 годы фильмы «Сталкер», «Солярис» и «Зеркало». Так что мы смело можем говорить, что эти фильмы появились отчасти благодаря Мясному, который он называл раем. Мне сын его Андрей рассказал: «Люди за границей подходят и спрашивают: вот эти его кинообразы – он их выдумал?» А я говорю: «Нет, не выдумал – это рязанская земля, поселок Мясной». Именно из Мясного была его подпитка. Там некоторые места – прямо кадры из «Ностальгии». 
 
Сценарий «Гофманиана» Тарковский написал как раз в Мясном. И сейчас режиссер Сергей Виноградов предложил поставить эту вещь в Рязанском театре драмы. Мы с Найденовыми долго думали, что нам сделать на рязанской земле, связанное с Тарковским. Но кинофестиваль «Зеркало» уже есть в городе Иваново. Кстати, когда он появился, губернатором Иваново был Михаил Мень, папа которого, знаменитый священник, учился в одном классе с Тарковским. И он говорил: «Я живу так, чтобы когда мы встретимся с папой – а мы обязательно встретимся – я мог сказать: «Отец, мне не стыдно за то, как я тут без тебя жил». Поэтому Мень сделал такой фестиваль, и у нас эта тема отпала. 
 
Еще можно делать различные симпозиумы, научные конференции, но для этого наш город пока не слишком приспособлен. 
 
И родилась идея сделать в Мясном кинематографическую Мекку, куда съезжались бы творческие люди, и начать с такого жанра как чтения и мастер-классы. То есть при-езжают какие-то «звезды», но не попсовые, естественно, а люди, которые работали с Тарковским или являются его последователями. 
 
Долго думали на тему: кто будут слушатели? Решили, что это тоже должны быть избранные люди, которые достойны присутствия там. То есть ВГИКовские студенты или какие-то интересные молодые режиссеры, сценаристы и так далее. И два года назад, когда проект стартовал, в этой роли выступил курс Сергея Соловьева – он как раз был тогда главным лицом проекта и вдобавок привез своих студентов из ВГИКа, плюс рязанцев мы собрали. 
 
В этом году будет человек двенадцать из Москвы, так или иначе причастных к киномиру, приедут аспиранты Евлампиева из Питера и от Рязани будут четыре человека. Кого туда делегировать из Рязани – было не очень понятно. Потому что или никто не захочет, или сразу «лес рук». 
 
Вот чтобы найти этот «лес рук», я и придумала творческий проект «Океан Солярис – острова памяти». Это уже не одна неделя в августе, а на протяжении полугода приезжали разные люди давать мастер-классы в резном домике Центра народного творчества у Елены Шаповской. И проходил творческий конкурс по ряду номинаций: композиторское искусство, изобразительное искусство, писательство и визуальные искусства – фото и видео. 
 
Мы объявили конкурс 4 апреля, в день рождения Тарковского. Это интернет-конкурс на базе информагентства «7 инфо», где и выкладываются работы. Пока конкурс экспериментальный: думали, вообще ни одной работы не придет, мы на композиторство замахнулись – и где? в Рязани! Но сам Тарковский как раз по всем этим четырем направлениям и шел. В детстве занимался и музыкой, и живописью, в консерватории у него потом было даже любимое место, откуда он слушал концерты. То есть человек был на редкость многогранен, он не считал себя только узко режиссером. Мне кажется, у него просто был в жизни некий духовный путь, он искал его через многое: через живопись, музыку, писательство – он же сценарии тоже писал. 
 
В жюри конкурса, помимо именитых гостей, мы взяли известных рязанцев, которые имеют отношение к живописи, видео, литературе. Это директор РХУ Василий Колдин, директор художественного музея Марина Котова, министр культуры области Виталий Попов, писатели Нурислан Ибрагимов, Константин Паскаль, Раиса Купавская, заслуженные учителя России Татьяна Архипова и Татьяна Сущинская, композитор Виктор Платонов, кино- и теле-операторы Валерий Борисов и Станислав Номероцкий, режиссер Николай Царев. 
 
В конкурсе нет ни возрастных, ни социальных, ни географических границ. Главное – чтобы присутствовало авторское размышление о своей жизни с философским обобщением. Неважно, музыка это, живопись, писанина и так далее. 
 
Так как конкурс проходит на рязанской земле и осенен именем Тарковского, нам хотелось, чтобы присылаемые работы желательно имели привязку либо к Рязани, либо к Тарковскому. Поэтому к четырем номинациям добавлено четыре темы: «Рязанская земля – духовная обитель Тарковского», «Великие рязанцы», «Война», «Наши родители – моя семья».
 
– И много ли пришло работ на конкурс? 
 
– Мы думали, у нас будет не больше 10 работ по всем номинациям, но буквально вчера нам сразу 11 работ из Шилова прислали. Всего пришло 60 работ, если считать все номинации. Конечно, больше всего – поэзия и проза. Из 60 участников выделили четырех лауреатов, остальным вручим дипломы участников. По разделу видео победил Николай Алхазов из Таллина – он прислал фильм «Андрей Тарковский: время – сон», который снимался, в том числе, в Мясном. Среди композиторов победила Дарья Платонова, в изобразительном искусстве – Олег Вишенков, по литературе – студентка журфака Анна Шмакова. 
 
– Слушая тебя, мне хочется задать сразу несколько не слишком приятных вопросов. Готова ли на них отвечать? 
 
– Конечно, готова. 
 
– Дело в том, что ты перечислила далеко не все темы конкурса. Я скачал с Фейсбука его условия и нашел еще вот какие темы: «Лучше мамы друга нет», «Бабушка рядом с дедушкой», «Мама, папа, я – дружная семья»… 
 
– Да, это подтемы, там очень много таких подтем. 
 
– Но это ведь низведение имени Тарковского уже даже не до уровня местного отделения Союза писателей России, а до уровня школьных сочинений, если не утренника в детском саду. Кто из адекватных взрослых людей в здравом уме и трезвой памяти станет участвовать в акции, где заявлены подобные темы? Тарковский – не детский режиссер. 
 
– Сначала думали сделать конкурс для детей и молодежи, потом народ так же стал сомневаться: а что в Тарковском вообще поймут дети, когда и многие взрослые либо удивленно чешут затылок, пожимают плечами, либо делают унылое лицо, дескать, скучно, нудно и вообще непонятно. Потом вместе с членами оргкомитета и жюри решили сделать его абсолютно народным, убрать всяческие границы – географические, возрастные и т.д. Ведь основная идея и конкурса и проекта (а мы уже с 4 апреля показывали его фильмы с толкованиями, круглыми столами) – идея просветительская и благотворительная. 
 
Все члены жюри работали бесплатно. И понимая, что Тарковский для Рязани – это лестница в небо, каждый из представителей жюри считал своим долгом взять любого ребеночка за руку и шаг за шагом вести его по этим крутым ступеням вверх! Особенно хочу отметить Надежду Майорову, главного редактора «7 инфо», – она сразу поняла мою идею пригласить к участию в конкурсе не просто отличников или особо одаренных, выделяя или возвышая кого-то, а позвать в первую очередь детей-инвалидов из школ области и донести образ Тарковского до всех детей через «Иваново детство», к примеру. Фильмов о войне много, а юный Бурляев играет с таким отчаянием и гневом в глазах, что мальчишки плачут после фильма навзрыд. Татьяна Васильевна Архипова, заслуженный учитель России, тоже член жюри, очень высоко оценила присланные работы в литературном жанре, сказала: «Ирина, это вся Россия, вся боль в них». И это про работы студентов. А откуда у 20-летних боль, казалось бы? Откуда приходят образы – никто не знает. А Тарковский дает толчок к размышлению, и вот начинают люди слушать себя, свои чувства, и сравнивать, и думать, и писать эссе, картины, музыку. Так как у нас были 4 темы и среди них и война, и мир, то, естественно, через близкие всем и родные слова – мама, бабушка, папа и т.д. – и хотелось пробудить интерес к собственной семье, к собственному дому. 
 
Тема дома – основная в творчестве Андрея Арсеньевича, просто для маленьких она может быть более понятной и безмятежно-счастливой, а для тех, кто старше, уже, конечно, с пониманием несовершенства человеческих чувств. Через тему мамы и дома приходит и любовь к Родине в целом. Поэтому темы заявили – и шли к ним на всех уровнях, какие возможны. И пока неважно, что кто-то более глубоко-философски подошел, а кто-то наивно по-детски – важно, что и те и другие зашли на сайт, посмотрели на портрет Тарковского, залезли в интернет и прочитали, кто он был такой. А кому-то это объяснили учителя русского языка и литературы или истории, или дополнительного образования. Мы все люди и выяснение лучше-хуже, ниже-выше не может укладываться в творческие вселенные. Хотят люди расти? Им предоставляют такую возможность. В любом случае наше общее движение – в сторону Тарковского, и ни в какую иную. И кто-то идет туда увереннее, кто-то медленно, на ощупь. Но путь этот рязанским краем уже очерчен.
 
– Очень много пафоса и, на мой взгляд, пафоса, далекого от Андрея Тарковского. Тебе не кажется, что название конкурса не дает представления о сути проекта и первая ассоциация тут – отнюдь не Тарковский, а научная фантастика вообще и Станислав Лем в частности, поэтому в целевую аудиторию ты никак не попадаешь? 
 
– Ну почему? Я сейчас объясню. Океан Солярис – это метафора и образ будущего. А острова памяти – вырванные, выхваченные эпизоды из прошлого, скопления которых, возможно, и порождают наш океан. Будут эти острова добрые – наш океан будет светлым и прозрачным. 
 
Мы выхватываем из памяти светлые мгновения, прокручивая их ежесекундно и опираясь на них, как больной на посох. Нам важно думать о хорошем. А скорректировав прошлое и вынув из него несбывшиеся радости, украсить ими огромный и неведомый мир.

– Еще один неудобный вопрос: почему такое безобразие с рекламой мероприятия? Я даже маленькие концертики «Старого парка» за две-три недели начинаю рекламировать, а тут приезжают люди из числа первых лиц отечественной культуры, но я буквально за неделю до мероприятия случайно узнаю о нем от нашей общей знакомой. 
 
– Нет, это не безобразие. Проблема в том, что заявленные люди – сложные. Норштейну 72 года и он не очень хорошо себя чувствует. Было тяжело его уговаривать, как и Звягинцева, который сейчас нарасхват, у него миллион мастер-классов, он нам переносил сроки несколько раз, потому что его собираются номинировать на «Оскар», и он улетает в Сан-Франциско, потом у него «Кинотавр» и еще какие-то фестивали, где он в жюри. То есть одно, другое, пятое, десятое... И мы не знали до конца, все ли состоится и состоится ли вообще, находились в подвешенном состоянии, поэтому обширную рекламу не делали, боялись, что у кого-то не получится по времени и все сорвется. Тем более, у нас это первый опыт такого масштаба и поэтому трудно, мы не могли заранее дать стопроцентные гарантии, что все заявленное состоится.
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН