Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№23 от 21 июня 2018 г.
Абсолютное футбольшинство
 Марадону, Платини и Дасаева когда-то можно было повстречать почти в каждом рязанском дворе

Футбол, пожалуй, с середины тридцатых и до конца века – безусловный лидер среди летних и демисезонных забав российской дворовой ребятни. С апреля по сентябрь в каждом околотке шли чемпионаты  внутриквартального масштаба. Вопрос, чем и где играть, даже в самые суровые и непутевые годы, как правило, не стоял. На излете советской эпохи мячи можно было купить в «Детском мире» или магазине «Турист», а площадкой служил практически любой пустырь. 



Голкипер вместо белья

Если не было полноценного поля величиной хотя бы с треть настоящего, играть можно было прямо во дворе, и в одни ворота. Вратарь становился в проем широкой П-образной стойки для белья, и команда из трех-шести человек пыталась забить ему как можно больше голов. Для усиления соревновательного духа голкипер в рамке периодически менялся. Конечно, никакой экипировки у юных энтузиастов псевдокожаного мяча не было, поэтому легкую травму в таких импровизированных матчах мог получить практически любой. 

В нашем дворе было целых две стойки, пригодные для проведения игр. Но куда азартнее выглядели состязания на точность удара, шедшие на этих же площадках. За каждое удачное попадание начислялись очки. Если просто угодил в створ – 10, в верхний угол или в «девятку» – 50, в штангу – 75, в перекладину – 100, в крестовину – 150. Кто первым набирал определенное количество баллов, например, 300, 500 или 800, тот и побеждал. Именно поэтому в нашем дворе такая забава называлась «триста». Самому невезучему стрелку приходилось после подведения итогов подставить пятую точку, по которой каждый из участников метров с десяти пытался попасть мячом. Вот такие санкции применялись тогда за неумение поражать ворота.

Неудачник с рогами

По названию еще одной околофутбольной игры «Одно касания» сразу ясен ее смысл. От участника требовалось один раз пнуть мяч так, чтобы он ударился в стену. Идеальной мишенью для бьющих был торец нашей или соседней девятиэтажки. Автору неудачного удара начислялось штрафное очко, а для пущего веселья еще и буква в каком-нибудь ругательном слове, к примеру, «козел». Кто последний совершал роковое количество промахов, тот на короткое время в сознании сверстников становился сородичем рогато-бородатого домашнего животного.

Если говорить о поединках, напоминающих настоящие футбольные баталии, то пригодных для этого полей было три. Одно напротив бывшего магазина «Дом книги», другое – близ сельхозинститута. Третий вариант – асфальтовое покрытие хоккейной коробки рядом с нашей многоэтажкой считался самым травмоопасным. 

А вот настоящую сетку на воротах я впервые увидел на стадионе дягилевского военного городка, где гонял мяч вместе со своим дедом и двоюродным братом. Говорят, что в 50-е сюда на тренировочные матчи приезжала команда ВВС, ведомая самим Всеволодом Бобровым. 

В компании с Марадоной

У моих ровесников тридцать лет назад были и более молодые кумиры, навсегда вошедшие в футбольные летописи. Среди вратарей – недосягаемый идол Яшин и современный суперстраж Дасаев. А нарицательным персонажем, чья фамилия не раз становилась кличкой маленьких (по антропометрическим данным) футбольных талантов, был, конечно же, неподражаемый и ныне здравствующий Диего Марадона.

На финише прошлого века похожей харизмой и узнаваемостью даже среди деревенской детворы мог похвастаться, наверное, лишь зубастик Роналдо.

Гол, не выходя из беседки

Когда все поля и пустыри были заняты, мы однажды придумали новую разновидность главной игры с мячом – сидячий футбол. Устроившись на противоположных скамейках в беседке,  две команды по три человека пытались  забить друг другу ногами, не вставая с мест. 

Но все эти развлечения тут же сходили на нет, если по телеку показывали какой-нибудь важный матч. А когда шли игры чемпионата мира, во многих дворах оставались лишь девчонки со своими традиционными забавами, а мы приникали к экранам, предвкушая эффектные комбинации, изумительные голы и победу родной сборной.
Денис ПУПКОВ