Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 21 апреля 2022 г.
Город токсичных рек
Администрация Рязани не собирается решать проблемы с ливневой канализацией, видимо, дожидаясь резонансных ЧП

Про ливневую канализацию в Рязани чаще всего говорят после дождей – в связи с потопами на улицах. Все помнят прошлогодний случай, когда наводнение залило магазин автозапчастей на Касимовском шоссе в Кальном: стоило только приоткрыть раздвижные двери – и мутные волны хлынули в торговый зал. 

Парой лет раньше глохли и тонули машины под железнодорожным мостом у вокзала «Рязань-2». Выше колена в воде переходили дорогу у торгового центра «Атрон» пешеходы. Жители Канищева видели, как скорые помощи везли больных в ОКБ в объезд огромной лужи на улице Интернациональной.

Потопы на улицах Ленина и Интернациональной (на фото ниже)

Власти тоже иногда видят и начинают бороться с потопами: прочищают решетки на дорогах, устраивают новые пути оттока и сливы…

Сливы куда?

Стоит только задать этот вопрос – и вот уже сделан первый шаг к выяснению главной причины беспокойства, которое ливневка причиняет городу.

Очистка не предусмотрена

Прошлым летом 2021 года чиновники, включая регионального министра транспорта Вадима Решетника, хвастались быстрой разгрузкой от воды после ливня нового Астраханского моста. Для того чтобы лужи утекли с дороги, потребовалось всего три минуты! «Система отведения воды с моста очищает его полностью», – рапортовало городское начальство следом за областным, не вдаваясь в то, как устроена эта система водоотведения.

Под Астраханским мостом проходит русло речки Лыбедь, в 1967-69 годах спрятанной в бетонный коллектор. Именно туда и направлены трубы из водопринимающих решеток. По Лыбеди все течет в Трубеж, а дальше – в Оку.

Без какой-либо очистки.

Ни одна из разрозненных линий рязанской ливневой канализации, собирающей стоки с улиц и из дворов Рязани, не имеет никаких очистных сооружений. Несведущие люди спросят: а разве дождевой воде нужна какая-нибудь очистка? Да, когда речь идет об улицах полумиллионного мегаполиса.

16 апреля нынешнего 2022 года в Рязани весь день лил дождь, и уровень Оки за день поднялся более чем на один метр. Что туда притекло, подняв этот уровень? 

Каждая весна в городе – это смывание с проезжих частей дорог соли и прочих реагентов из противогололедной смеси, высыпанной туда зимой.

Под припаркованными вдоль улиц и во дворах автомобилями образуются лужицы горюче-смазочных материалов – солярки, автомасел. Их тоже смывает дождем туда же.

Самосвалы выезжают со строек, неся на колесах грязь пополам с цементным раствором. Раствор этот тоже направляется в канализацию.

Еще более страшны колеса машин, выезжающих с промышленных полигонов и городской свалки. Представляете, что они тащат в Горрощу и на Михайловское шоссе?

«Сток-шоу» продолжается

Чем же так опасен для рязанцев слив всякой гадости в реки? Чтобы ответить, надо посмотреть на карту – хотя бы даже Яндекса. Трубеж впадает в Оку выше автодорожного моста на Солотчу. А что расположено ниже него? Дядьковский затон с Окским водозабором. То есть стоки засасываются вновь в пруды, питающие городской водопровод.

«Ливневая канализация в Рязани была построена в основном в 50-60-х годах прошлого столетия. Из-за возросших нагрузок на дорожную сеть коммуникации разрушаются. Ливневки в среднем принимают 30-35 миллиметров осадков в сутки…» – это фразы из доклада главы администрации Рязани Елены Сорокиной, которая летом 2021 года рассказывала, как собирается реконструировать и расширять ливневку. Но о том, чтобы хоть как-то очищать стоки – хотя бы фильтровать их пропуском через песок – не было сказано ни слова.

Ни одна конечная труба рязанской ливневой канализации не приходит ни на какие очистные сооружения. Трубы эти открываются в открытые водоемы – в Трубеж около остановки «Автовокзал», в Быстрец за торговым центром «Лента» на улице Тимуровцев, в Лыбедь на проезде Речников, в овраг ручья Крутица за Недостоевом.


Труба, открывающаяся в реку Лыбедь на проезде Речников


Труба, открывающаяся в Быстрец на улице Тимуровцев

Никакой очистки стоков нет у крупных строек. За торговым центром «Премьер» возводятся многоэтажки – и слив того, что валяется на земле вокруг строящегося дома, идет непосредственно в соседний Трубеж. На тот изгиб реки, где летом иногда пытаются купаться жители поселка Мервино.


Труба, отводящая стоки от новостроек на Московском шоссе в Трубеж

Еще хуже, что очистных сооружений нет у ливневой канализации на многих старых промышленных предприятиях. Отходы производства – разнообразный шлак – валяются в заводских дворах, смываются дождем и стекают туда же, в ближайшие ручьи и овраги.

На десерт – рыба с селитрой

В 2016 году в городской администрации Рязани задержали за взятку заместителя начальника управления капстроительства Сергея Солодова. Он взялся подписать изменения в документацию, чтобы застройщик, возводивший ЖК «Прага» на улице Костычева, имел право не строить ливневую канализацию вообще. В измененном документе должно было появиться обоснование: «отведение дождевых вод происходит естественным образом благодаря складкам местности».

Проще говоря – в соседний овраг.  

Солодов получил приговор в четыре года лишения свободы. Но тех, кто проектировал слив дождевой воды из прочих жилых микрорайонов в речки и овраги, никто даже не ругает.

Что можно было бы сделать в этой ситуации?

Во-первых, рязанские экологи из ассоциации «ЭРА» и по меньшей мере две группы урбанистов говорили о том, что в городе не хватает «дождевых газонов». Если бы вдоль улиц было много зеленых площадок, где растет трава, расположенных немного ниже уровня дороги, вода стекала бы туда, впитывалась в почву и уходила в подземные воды. Но у нас все закатали асфальтом и заложили плиткой – отсюда и потопы.

Во-вторых, специалисты, работавшие раньше в рязанском МП «Водоканал», говорят, что каждые десять лет городским властям предлагают, если уж нет средств на очистные сооружения, направлять стоки из ливневки в специально выкопанные водоемы, где дно и берега состоят из щебенки и песка. Это хотя бы какой-то фильтр для грязи и нефтепродуктов. Но и на это денег нет. 

Но вспомните – на то, чтобы Ореховое озеро полностью спустить, провести в нем работы, навозить песка и снова наполнить, деньги десять лет назад нашлись. Потому что на продаже пива и шашлыков вдоль пляжа можно было заработать.

А здесь одни убытки.

И в-третьих, можно направить ливневую канализацию в общегородские коллекторы, которые все-таки приводят потом на очистные сооружения в Хамбушеве. Но и этого делать не собираются. Где-то надо трубы заново перекладывать, где-то насосы дополнительные ставить.

Деньги, деньги, деньги...

Пусть уж лучше рыба в Оке будет с селитрой. Пусть на огородах после паводка осядет ил с автомаслами и диоксинами со свалки. Ну, люди болеть будут больше. В крайнем случае поговорим о том, какие у нас очистные сооружения устаревшие. Свалим все на них.

Хотя гораздо больший ущерб городской экологии и канализации наносят – повторим выводы, ранее сделанные «Новой» в своих публикациях – промышленные предприятия, у которых до сих пор не измеряются вредные вещества в стоках. Городские власти пока так и не нашли способа «прищучить» промышленных олигархов. Продвинутые на деньги финансово-промышленных групп и прикормленные депутаты не хотят в интересах защиты здоровья рязанцев устроить большой общегородской скандал. И наконец-то закончить десятилетиями травить водоемы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рязанские чиновники боятся призвать к ответу тех, кто варварски относится к городской канализации

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Илья Крейков