Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№45 от 20 ноября 2014 г.
Бомбардир на все времена
Главный рязанский голеодор Юрий БОРИСОВ покинул этот мир, оставив добрую память о своей порядочности и феноменальной игре


 
В минувший понедельник в одном из дворов Первомайского проспекта было как никогда многолюдно. Несмотря на холодную погоду, кажется, вся футбольная Рязань собралась там, чтобы проводить в последний путь одного из славных своих представителей – лучшего бомбардира рязанского клуба Юрия Николаевича БОРИСОВА, который покинул этот бренный мир в конце прошлой недели на 74-м году жизни.
 
Жизнь любого человека полна событий зачастую необъяснимых, которые при этом играют в ней значительную роль. Удивительно, но один из лучших рязанских футболистов Юрий Борисов родился в Москве, однако провел там всего лишь несколько месяцев. Началась Великая Отечественная война. Отец Юрия Николай работал тогда мастером в метрополитене и, как незаменимый специалист, имел «бронь». Но когда враг подошел к стенам столицы нашей Родины, пренебрег своим законным правом и отправился на ее защиту. В дальнейшем он прошел всю войну с Германией, невредимым выходил из множества кровопролитных боев, а свою голову сложил уже в Японскую, где и стрельнули-то всего несколько раз.
 
Нелегко пришлось в ту грозную годину и его семье, в которой кроме грудничка Юрки были еще два сына и дочка. Чтобы спасти детей от голодной смерти, мама увезла их к бабушке в Рязанскую область в поселок Машиностроителей (ныне Заречный, – Ю.М.). Именно там будущая гроза вратарей и пристрастился к футболу, где довольно быстро проявился его недюжинный талант. Уже в 14 лет Борисова взяли во взрослую команду «Машзавода», что по тем временам было событием из ряда вон.
 
А еще четыре года спустя он получил приглашение и в главную дружину области. Под руководством Василия Карцева рязанская команда пожаловала в Скопин для проведения товарищеского матча со сборной района, которую составили из футболистов «Машзавода» и «Труда». Поединок завершился победой хозяев со счетом 5:3, что стало настоящей сенсацией. Молодой форвард скопинцев отметился тогда хет-триком и тут же получил приглашение в команду мастеров, однако дебютировал там лишь спустя полтора года. Как впоследствии вспоминал сам Юрий Николаевич, на него каким-то непостижимым образом давила обстановка большого города, и каждый раз он при удобном случае просто сбегал домой.
 
Но от судьбы не убежишь. Когда руководству изрядно надоели мальчишеские выходки талантливого футболиста, от которых, безусловно, страдало общее дело, его попросту поставили перед фактом: либо в команду, либо в армию. Выбора как такового попросту не было, и уже 10 июля 1960 года Юрий Борисов провел в Ленинграде свой первый официальный матч против местного «Динамо». А еще неделю спустя в его активе появился и первый забитый мяч, да к тому же еще и в международной встрече, которые в ту пору имели свой особый статус.      
 
А уже следующий, 1961 год стал для него судьбоносным не только в карьерном, но и в жизненном плане. Именно в том сезоне произошло рождение бомбардира, который почти на десятилетие станет главной ударной силой рязанской команды. В 23 матчах первенства страны Борисов тогда наколотил около 20 мячей и вошел в число лучших снайперов зонального турнира. Любопытно, что в пяти матчах он сделал хет-трики, два из которых подряд. Другое не менее важное событие произошло 1 октября, когда партнер по нападению Анатолий Такташов пригласил Юрия в кинотеатр «Молодежный» на просмотр фильма «Визит инспектора», где тот и познакомился с симпатичной девушкой с Михайловки и, набравшись храбрости, сразу же пригласил ее на следующую календарную игру. Уже в следующем году они поженились, у них родился сын Евгений, более полувека прожили они душа в душу, так что в бомбардирских подвигах Юрия Николаевича, несомненно, есть частичка и его второй половинки Людмилы Дмитриевны.
 
Юрий Николаевич был форвардом таранного типа, зачастую мог и в одиночку расправиться с обороной соперника. Однако главной его коронкой оставались все же удары – пушечные, как тогда говорили, к тому же с обеих ног. В то время нападающие старались бить с подъема, что всегда нравилось болельщикам. Не был исключением и главный рязанский голеадор, который особенно любил приложиться с отскока, когда мяч можно было пустить на любой высоте, а удары получались смачными и практически неберущимися для вратарей. В одной из международных встреч, проходившей на стадионе «Трактор», где была великолепная акустика, Борисов пробил с такой силой, что звук раздался, будто кто кнутом щелкнул. И хоть мяч тогда угодил в боковую стойку, после игры к нападающему подошел тренер команды Василий Михайлович Карцев и пожал руку: «Ну, спасибо, порадовал, давненько я таких ударов не видел». 
 
Кто-то, а Карцев, после выстрелов которого капитулировали даже английские профессионалы, действительно знал в этом толк. И хоть секретов своего дара одному из своих лучших учеников так и не раскрыл, советами делился щедро, а молодой форвард, словно губка впитывал в себя новые футбольные знания. И по признанию самого Юрия Николаевича в дальнейшем он частенько использовал их в игре, что не раз приносило свои плоды. Первое время Борисов старался бить так, чтобы мяч непременно долетал до ворот, но подсказка Василия Михайловича заставила внести коррективы: «Ты наоборот делай, чтобы мяч падал метра за три-четыре до ворот, отскок тогда будет непредсказуемым». 
 
Нападающего в первую очередь характеризуют его голы, и Юрий Борисов довольно быстро выдвинулся в число самых результативных нападающих Российской Федерации. Уже в 1962 году он получил приглашение в сборную республики, а еще год спустя ему было присвоено высокое звание «Мастер спорта СССР». Чтобы не стать для соперника понятным, постоянно приходилось вносить разнообразие в свою игру, чтобы максимально осложнить жизнь защитникам. И центрфорварду «Спартака» это с успехом удавалось: он то замыкал фланговые прострелы, то выходил на огневой рубеж за счет игры в «стенку», но в большинстве случаев все же оказывался на ударной позиции за счет дриблинга: замахнулся, убрал мяч под себя и тут же пробил. А еще нередко в местной прессе тех лет смаковали его скоростные прорывы, как правило, завершавшиеся взятием ворот.
 
На счету Юрия Николаевича более 120 мячей, что называется, на любой вкус, забитых в поединках первенства и Кубка СССР, однако из общего ряда все же выбиваются его голы в ворота куйбышевских «Крыльев Советов» в 1961 году, когда рязанцы одержали одну из своих самых памятных побед (4:1). Первые два гола Борисов забил ударами из-за штрафной площади, а третий уже во втором тайме, когда одного за другим обыграл троих игроков приезжей команды и буквально из последних сил переправил мяч в ворота. Были в его активе и результативные удары с дальней дистанции, и даже из центрального круга. Один из таких случаев произошел в Краснодаре, когда кипер «Кубани» вышел немного из ворот, за что тут же поплатился: ударище вышел славный, да еще и ветерок помог, и мяч, угодив в штангу, отскочил во вторую, и только после этого оказался в сетке. 
 
Уже на поминальном обеде бывшие товарищи по команде высказали немало лестных слов в адрес своего бывшего капитана, отметив при этом, что злую шутку сыграли с ним такие человеческие качества как доброта и порядочность. Ведь не единожды ему предоставлялась возможность если уж не заиграть, то хотя бы попробовать свои силы на самом высоком уровне, ведь приглашения были из столичных «Динамо» и «Торпедо», краснодарской «Кубани», а также из команд Сталинграда, Воронежа,  Горького, Перми, Челябинска, где условия были куда лучше, а зарплаты куда выше, чем в рязанском «Спартаке». Однако он даже в мыслях не мог допустить подобного развития событий, считая это предательством перед клубом, в котором он стал мастером с большой буквы.
 
Об этом как-то не принято говорить, но помимо всенародной любви и популярности футбол принес Борисову еще и многочисленные травмы, а впоследствии и инвалидность. Сам Юрий Николаевич раньше просил об этом не упоминать в прессе, однако в последние годы он передвигался лишь с помощью костылей, а на его когда-то золотые ноги без содрогания просто невозможно было смотреть. Вот и призадумаешься, а не слишком ли высокую цену пришлось ему заплатить? Но вряд ли хоть единожды он пожалел о том, что свои лучшие годы отдал Великой игре, и если бы представилась такая возможность, наверняка, прожил бы свою жизнь точно так же.
 
Юрий МАТЫЦИН