Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 20 июня 2013 г.
Три кремлевских вечера
Рязанские меломаны собрались на мультимедийный open-air
 
Провести вместе три июньских вечера предложили горожанам Министерство культуры и туризма, Рязанская филармония и Рязанский кремль. Уже второй год под открытым небом разворачивается социально-культурный проект «Кремлевские вечера». Программа этого сезона: от оперы до мультимедиа-шоу – лишний раз доказала, что классическая музыка может с легкостью перешагнуть за стены филармоний и собрать сотни зрителей на open-air.
 
Шестое


 
Стартовал проект в день рождения Пушкина, 6 июня, поэтому ничего удивительного, что выбор организаторов пал на оперу «Евгений Онегин». Это уже вторая опера Чайковского (после «Пиковой дамы»), которую исполнил Рязанский симфонический оркестр в нынешнем сезоне. Так что постепенно, усилиями маэстро Сергея Оселкова, наш город прикасается к живому оперному искусству.
 
Тем более что к хорошему привыкается очень быстро! А состав солистов, собравшихся на сцене в кремле, вкупе с Государственной академической хоровой капеллой России имени А.А. Юрлова, действительно, оказался на самом высоком уровне. Артисты ведущих театров столицы: Большого театра, «Новой оперы», «Геликон-оперы», Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко – создали галерею запоминающихся образов. 
 
В либретто Шиловского не так уж много сохранилось «нетронутого» Пушкина, однако мелодизм его стихотворных строк является украшением оперы. Притом что Пушкин, наверное, даже и не подозревал, что эти строки будут петь, о чем мы и поразмышляли перед концертом с исполнителем партии Евгения Онегина солистом «Новой оперы» Игорем Головатенко:
 
– Пушкинский стих достаточно сложный в плане вокализации, если так можно сказать. В самом стихе уже достаточно музыки! Она задает определенную гармонию, и к этому надо привыкать. Не случайно эта партия считается одной из самых трудных баритоновых партий. Не потому что она какая-то длинная или замысловатая, просто в ней много именно этой поэтической музыки, которую надо прочувствовать.
 
Концертная версия оперы не предусматривает драматической игры, костюмов и декораций, однако «живописная» музыка и эмоциональное исполнение артистов давали воображению куда больше пищи, чем вся режиссура и сценография. Впрочем, в сценах бала в действие включались танцующие пары, торжественно шествующие в полонезе или кружащиеся в вальсе, – яркий штрих, подстегнувший внимание тех зрителей, которые не были готовы к более чем трехчасовому исполнению оперы.
 
Присутствие микрофонов на сцене (объективная, но неудобная для артистов необходимость) не сильно стесняла общение. На сцене сложился цельный актерский ансамбль, эмоции накалялись, а стремительный финал и драматический срыв: «Позор!.. Тоска!.. О, жалкий жребий мой!» – стоном вырвавшийся из души Онегина, был встречен овациями!
 
Восьмое


 
Глядя на ливень, который обрушился на город вечером 8 июня, казалось, что очередной «Кремлевский вечер» не выдержит и потонет в его струях. Однако к началу концерта, запланированному на 22.00, небо расчистилось, и зрители сначала робко, а потом все смелей потянулись в кремль на путешествие по ночным улицам.
 
Проводником в этом приключении стал блистательный музыкант Денис Шаповалов. Подумать только, еще в феврале рязанские меломаны трепетно внимали его романтической виолончели в стенах филармонии, где он исполнял Концерт Дворжака для виолончели с оркестром. И вот тот же инструмент, абсолютная копия Страдивари, украшенный драгоценными рубинами, подарил рязанцам немыслимое музыкальное смешение классики, рока, джаза и психоделики!
 
«Night Streets» – авторский проект знаменитого музыканта. Его премьера с большим успехом состоялась в 2007 году в рамках Московской Биеннале Современных Исполнительских Искусств в Доме музыки. 12 оригинальных композиций, каждая из которых выдержана в разных стилях, демонстрирует безграничные возможности виолончели: от нежного классического звучания до жесткого рокового драйва. Сочетая классические и электронные инструменты (виолончели, синтезаторы, электрогитару, бас-гитару и ударные), подключая компьютерные сэмплы, сюрреалистический видеоряд и световые эффекты, Шаповалов смешивает две культуры, заставляет взаимодействовать классическое и современное искусство.
 
Впрочем, никаких противоречий в подобных экспериментах музыкант не усматривает:
 
– Много знаменитых рок-музыкантов имели классическое, консерваторское образование, – пояснил он перед концертом. – И, кстати, когда я приехал учиться в Москву, то попал как раз не в классическую среду, а в атмосферу Pink Floyd, DeepPurple, King Crimson.
 
А на вопрос, как бы отнесся к этому шоу великий Мстислав Ростропович, с которым Денис 10 лет сотрудничал, не задумываясь, ответил: 
 
– Он был великий человек и понимал, что надо всегда искать новое и что-то открывать свое. Главное – знать чувство меры и иметь вкус.
 
Действительно, «Night Streets» – это не только интересно написанная и блестяще сыгранная музыка, это высказывание музыканта, его философские размышления о жизни человека в урбанистическом мире.
 
Как признался виолончелист, себя он считает городским человеком. Вырос в маленьком городке на Урале, носящем гордое имя Чайковского (символично или нет, но от городка Чайковский музыкант в итоге прошел путь до Золотой медали на конкурсе Чайковского). Но уже более 20 лет живет в Москве и колесит по планете, играя везде, вплоть до Северного полюса (на льду в палатке при минус 30!).
 
При таком ритме все города, наверное, уже слились в один живой мегаполис, побродить по фантастическим улицам которого и пригласил рязанцев музыкант. Каждое утро над этим городом поднимается раскаленный солнечный диск, неотвратимо отправляющий человека в новый день. Судя по меланхоличному настроению композиции «Утро», пробуждение дается музыканту нелегко («Хорошо, если вообще поспать удается!» – пожимает он плечами). Но расслабляться некогда, начинается каждодневная беготня, открываются «Двери» в неизведанные миры, включается стремительная «Погоня», завораживает «Одинокое танго»…
 
Не самая легкая для восприятия музыка пришлась рязанцам по вкусу. Зрители активно подбадривали музыкантов, перекидывались в паузах шутками и активно сигнализировали светодиодными палочками. Кремль все больше погружался во мрак. И только прихотливый сценический свет бродил по сцене.
 
Виолончелист то погружался в медитативное состояние, то неистовствовал под джазроковые ритмы. Буйная шевелюра Шаповалова, редкостное обаяние и огромный рост, при котором виолончель в его руках кажется скрипочкой, разрушили все стереотипы о классических музыкантах, превратив его из любимца колонных залов в загадочного сталкера.
 
Двенадцатое


 
Итог «Кремлевским вечерам» подвел концерт Рязанского симфонического оркестра в День России 12 июня. «О России с любовью» – так назвала концертную программу автор сценария музыковед Галина Ганина. И, действительно, в одном выступлении были с любовью собраны подлинные жемчужины русской классической музыки, произведения Глинки и Мусоргского, Прокофьева и Хачатуряна, Чайковского и Римского-Корсакова. Величественная музыка рисовала яркие картины из отечественной истории. Авторы праздника начали отсчет с 862 года, времени призвания варягов на Русь, и завершили путь на дорогах Великой Отечественной войны. Театрализованные номера, представленные артистами Театра на Соборной, наполняли сменявшиеся эпохи живыми образами.
 
Гостями вечера также стали солистка «Геликон-Опера» Ирина Самойлова (сопрано), солист Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Денис Макаров (бас) и лауреат международных конкурсов Полина Борисова (скрипка). Их безупречные партии стали настоящим подарком зрителям!
 
Концерт продолжался почти два часа, без перерыва, но внимание публики не ослабевало. Начав с исполнения гимна Российской Федерации (автором музыки которого является наш земляк, композитор Александр Александров), путешествие по музыкальной России вышло на блестящую точку – финал Симфонии №4 Чайковского! Музыка, которая как нельзя более точно воплощает дух русского человека: ощущение неотвратимого фатума и при этом безудержное веселье. И вера в оптимистичный итог, записанный самим Чайковским: «Жить все-таки можно».
 
Вера НОВИКОВА, фото Андрея ПАВЛУШИНА