Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№07 от 20 февраля 2020 г.
«Рязанский склиф» – триумф или миф?
 Грядущее слияние новой БСМП и станции скорой помощи вызывает болевые ощущения

В начале марта в Рязани планируется открытие долгожданной больницы скорой медицинской помощи (БСМП). Стройку анонсировали еще в 2013 году, а приступили лишь в 2017-м.  В настоящее время запущен процесс получения необходимых для медицинской деятельности лицензий и разрешений, формируется кадровый состав организации. А 14 февраля на сайте министерства здравоохранения Рязанской области размещено сообщение о создании «рязанского склифа» – крупного многопрофильного медцентра, который образуют при слиянии Городской клинической станции скорой медицинской помощи с БСМП.


«Это будет крупный многопрофильный медицинский центр, занимающийся проблемами скорой медицинской помощи, неотложных состояний и плановой госпитализации», – утверждают в региональном Минздраве. За образец решили взять московский НИИ скорой помощи им.Склифосовского.

Идея не нова. С момента создания в 1954 году рязанской БСМП, или как ее тогда называли горбольницы № 2, и до 1976 года – это было единое со скорой медучреждение. С июня 1976 года городская больница № 2 стала называться больницей скорой медицинской помощи, а городская станция скорой медицинской помощи стала самостоятельным подразделением.

Выиграют ли жители региона от создания «рязанского склифа», сказать сложно. Сотрудники скорой  выразили беспокойство о решении регионального Минздрава и предположили, что «основной задачей такой «реформы» станет сокращение количества бригад, работающих на выезд».

«Решение в динамике может привести к тому, что жители нашего города, позвонив 03 и обратившись по поводу, например, высокого давления, услышат ответ диспетчера: “Ваша ситуация не критическая. Обращайтесь в поликлинику по месту жительства…”», – отметили медики и планируют обратиться к губернатору Рязанской области с просьбой «не допустить присоединения».

Но глава региона вряд ли пойдет на поводу у сотрудников скорой. Раз, как принято сейчас говорить, «дорожная карта» создания «рязанского склифа» запущена, отыгрывать ее вряд ли станут.  Тем более что тема объединения исходит из московских кабинетов.

В регионы было разослано письмо министерства здравоохранения РФ от 20 марта 2019 года (№ 14-3/и/2-2339) «Об обеспечении доступности и качества оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и специализированной медицинской помощи».

В документе говорится: «Провести объединение станций (отделений) скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф в одно юридическое лицо – Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф субъекта Российской Федерации, на который будет возложена ответственность за организацию медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной эвакуации, пациентов на всей территории субъекта Российской Федерации. Объединение станций (отделений) скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф позволит успешно использовать их общие силы и средства для оказания экстренной медицинской помощи как в режиме повседневной деятельности, так и в режиме чрезвычайной ситуации».

Но в Рязани указания из Центра решили воплотить с корректировками. Запланировано объединение скорой и БСМП, а вот центр медицины катастроф Областной клинической больницы не вписался в «склиф». Но не исключено, что в региональном Минздраве готовят второй этап «дорожной карты» по объединению. А мы об этом просто не знаем.

В Рязанской области планируется строительство нескольких вертолетных площадок для санитарной авиации. Об этом 29 января на заседании областной Думы заявил министр регионального здравоохранения Андрей Прилуцкий: 

– Рязанская область не такая большая и достаточно компактная, в сравнении, например, с Костромским или Архангельским регионами. Но у нас все равно планируется использование санитарной авиации, собираемся строить вертолетные площадки, и со второго полугодия, возможно, будем использовать вертолеты для доставки пациентов».

По словам министра, случаев, когда пациентам экстренно нужна эвакуация, не так много – за три последних года не более пяти-шести человек.

«Это очень дорогостоящее мероприятие, и мы несколько раз подумаем, прежде чем использовать авиацию», – отметил министр.

Так вот, в новой БСМП вертолетная площадка для приема санавиации отсутствует. Напрочь. Хотя еще 14 февраля 2013 года на пресс-конференции тогдашний министр здравоохранения Рязанской области Лариса Тюрина, рассказывая о проекте строительства новой больницы скорой медицинской помощи на месте бывшего трамвайного депо, заявила, что в новом комплексе будет вертолетная площадка. 27 марта 2013 года губернатор Олег Ковалев провел совещание по вопросу проектирования и строительства городской клинической больницы скорой медицинской помощи, на котором сказал, что «проектом предусмотрены лечебная и хозяйственная зоны, зона общего пользования с автостоянкой для посетителей и персонала, площадка для приема вертолетов».

Тюрина и Ковалев мечтательно говорили о прожектах. Но 25 сентября 2017 года начальник строительного участка Сергей Хватов, рассказывая журналисту ИА RZN.info о ходе работ по строительству БСМП, отметил, что главный корпус будет десятиэтажным с учетом подвала, цокольного и технического этажа. Кроме того, планируется вертолетная площадка на крыше.



В итоге оказалось, что вертолетной площадки нет. «Новая» изучила проектную документацию строительства БСМП. Упоминание о вертолетной площадке отсутствует. Не исключено, что столь необходимый объект был все эти годы лишь в воображении чиновников. Хотелось бы не ошибиться, но если где-то затерялась бумажка с корректировкой проекта, на которой прописана вертолетная площадка, то подписавшим акт приемки чиновникам впору сушить сухари.

Да, на территории Областной клинической больницы есть возможность принимать вертолеты санавиации. Что периодически и происходит. Но почему столь необходимый объект выпал из проекта БСМП – непонятно. Ведь с той же ОКБ (на улице Интернациональной) до БСМП (на Гоголя) путь неблизкий. С учетом пробок можно запросто упустить драгоценное время. 

Нам могут возразить, что срочную медпомощь могут оказать и в ОКБ. Но больница и так перегружена, плюс к тому она все-таки ориентирована на пациентов из районов области. А зная наши бюрократические проволочки, нельзя исключить ситуацию, при которой попавшего в тяжелое ДТП на улице Интернациональной рязанца повезут оперировать через весь город на улицу Гоголя. И еще. Площадь здания новой БСМП, рассчитанная по проекту на 540 койко-мест, – 67 тысяч квадратных метров, в то время как площадь ОКБ – 45 тысяч квадратных метров.

Если со временем в «рязанский склиф» включат и ОКБ с центром медицины катастроф, актуальность вертолетной площадки в БСМП все равно останется на повестке дня. Ведь речь идет о жизни людей. Даже если, как говорит министр Прилуцкий, «случаев, когда пациентам экстренно нужна эвакуация, не так много».
Павел Гресь