Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№07 от 20 февраля 2020 г.
Больных рязанцев в Москве не ждут
 Почему столичные клиники скоро перестанут принимать иногородних пациентов

Не успели в столице озвучить возможность отсечения от обслуживания в московских клиниках иногородних пациентов, как эта тема пошла будоражить умы рязанцев. Затрагивает она очень многих. Ведь, как говорится, нет абсолютно здоровых людей, есть недообследованные. 

Рязанцы уже привыкли как к столичным «квотам», позволяющим получать в Москве высокотехнологичную медицинскую помощь, так и просто к обращению в столичные клиники вместо рязанских по любому поводу. В головах наших земляков устойчиво закрепился стереотип о том, что любая даже самая захудалая клиника Москвы заведомо лучше самой передовой рязанской больницы. 



Что касается современных медицинских центров, это не вызывает сомнения. Но типовые процедуры, выполняемые на аналогичном оборудовании врачами, прошедшими обучение и стажировку там же, где и их столичные коллеги, не зависят от геолокации клиники. Как же и когда сформировались эти стереотипы?

Нездоровый губернатор

Прошедшая неделя была ознаменована в Рязанской области трехлетней годовщиной пребывания в ее руководстве Николая Любимова. Вернее даже будет сказать, что это трехлетие окончания эпохи Олега Ковалева, который вместе со своей слабой командой почти десять лет пытался управлять регионом. За это десятилетие были разрушены многие заделы, сформированные ранее. И одной из сфер деятельности региональной власти, которая пострадала в тот период особенно сильно, многие называют систему здравоохранения.

И дело тут не только в том, что в «ковалевские» годы медицинское обслуживание в районах области сокращалось. Пик кампании по закрытию сельских медпунктов пришелся на 2010–2011 годы. Только в одном 2010 году закрыли около 60 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов). Сокращали также отделения районных больниц и целые больницы. К моменту ухода Олега Ивановича на почетную синекуру в Совет Федерации в рязанской медицине не хватало не только ФАПов, в ней не хватало всего: сотрудников, оборудования, бесплатных лекарств, денег.

Но помимо перечисленного, в те годы была заложена системная проблема, которую можно назвать миной замедленного действия под всем рязанским здравоохранением. Не секрет, что о проблемах со здоровьем у возрастного экс-губернатора пошли разговоры практически сразу же после его приезда в Рязань. И никого не удивляло его постоянное и длительное отсутствие. Шила в мешке не утаишь, и все обсуждали тот факт, что он постоянно лечится в столичных клиниках. Чаще всего в «Национальном медико-хирургическом Центре имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Одновременно с этим с подачи Ковалева рязанских пациентов начали массово направлять на лечение как в тот же пироговский центр, так и в смежные с ним учреждения здравоохранения Москвы и Московской области.

Деньги бегут за клиентом

«Что же в этом плохого? – подумает наш читатель. – Пусть рязанцы лечатся в столице, за что же до сих пор ругают бывшего губернатора?» Ответить на этот вопрос можно, только разобравшись в системе финансирования здравоохранения в России. Если не вдаваться в детали и подробности, то условно это выглядит следующим образом. Наряду с Пенсионным фондом России, собирающим взносы с работающих и выплачивающим пенсии пенсионерам, существует еще Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), в который также перечисляются взносы работодателями за всех работников. Это не единственный источник его пополнения, но базовый. И из этого фонда оплачиваются медицинские услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения. Существует еще несколько звеньев в этой сложной цепочке, например, страховые компании, но мы не будем так детально углубляться.

Принципиальным моментом является то, что деньги из упомянутого фонда идут в учреждения здравоохранения «вслед за пациентом». Точнее, за его полисом обязательного медицинского страхования. Условно говоря, приходит пациент с полисом в любую клинику, получает там медицинскую помощь, а затем его страховая компания перечисляет деньги фонда в эту клинику в соответствии со стоимостью оказанной услуги.

То есть, массово направляя рязанцев на лечение в столичные больницы, Ковалев не просто направлял значительный поток денежных средств туда, где лечился сам, он эти деньги забирал у рязанских больниц и поликлиник. Начавшись с малого, к концу его десятилетия  пребывания в должности маховик набрал значительные обороты, и сегодня огромные деньги из Рязани уходят в Москву, вместо того чтобы способствовать развитию рязанского здравоохранения. Из этих же денег выплачивается доплата к основной заработной плате врачам и медперсоналу, которая также уходит мимо рязанских медиков.

В столичном ФОМС объясняют переток денег к ним из Рязани наличием у них большого числа подведомственных федеральным органам государственной власти медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, а также трудовой и студенческой миграцией застрахованных лиц.

Однако не всегда этот переток средств объясняется лишь тем, что пациенты нуждаются в специализированной помощи, которую нельзя получить по месту жительства, или с тем, что, оформив страховой полис в одном регионе, учатся или работают в другом. За какими видами помощи жители чаще всего обращаются в медицинские организации Москвы? Если посмотреть статистику, то наибольшие суммы направлены по следующим профилям: онкология, акушерство и гинекология без учета вспомогательных репродуктивных технологий и хирургия. Далее идут кардиология, травматология и ортопедия, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, неврология, гематология, оториноларингология (кохлеарная имплантация).

В Рязанской облдуме 29 января состоялся правительственный час на тему «Организация первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи на территории Рязанской области. Модернизация. Обеспечение квалифицированными кадрами». На нем обсуждали проблемы финансирования региональных медицинских учреждений. В числе негативных моментов, оказывающих серьезное влияние на объемы направляемых денег, отмечалось увеличение количества рязанцев, которые лечатся в Москве и Московской области.

Директор территориального отделения ФОМС Рязанской области Елена Манухина сообщила, что на оплату медпомощи жителям региона на территории других областей на 2019 год было запланировано 980 миллионов рублей. Но этих средств не хватило. На начало текущего года по этой позиции сложилась задолженность почти в 500 миллионов. Областное правительство не имеет права ограничить пациента в выборе медицинской организации. Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» жители могут получить набор медицинских услуг в любом регионе страны. С другой стороны, значительный рост финансовых средств, которые направляются в другие регионы, приводит к финансовой неустойчивости системы ОМС на территории Рязанской области.

Подсказка для правительства

В силу накопившейся задолженности, о которой упомянула руководитель Фонда, и появилась вызвавшая активное обсуждение информация о том, что московский городской фонд ОМС уведомил руководителей медицинских организаций, что больше не может оплачивать медпомощь, оказанную пациентам, застрахованным в других регионах. Причина – долги территориальных фондов ОМС. Пока они не будут погашены, расположенные в столице медучреждения фактически не смогут продолжать работу по межтерриториальным расчетам.

То есть опасность того, что даже самые нуждающиеся рязанцы и жители других регионов могут лишиться возможности лечиться в Москве, вполне реальная. И случится это совсем скоро, если новое правительство России экстренно не возьмется за решение данной проблемы.

Как эту проблему можно решить? Вариантов наверняка существует множество. И эксперты в данной сфере могут их предложить и проработать. Нам же кажется изначально неверным деление финансирования медицинских учреждений по территориальному признаку. Это приводит к тому, что жители регионов, расположенных вокруг крупных мегаполисов наподобие Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т.п., начнут страдать в первую очередь. Решить проблему на этом этапе можно было бы, если провести деление фондов обязательного медицинского страхования не по региональному, а по кластерному – «кустовому» принципу. В этом случае в единый фонд будут поступать платежи за обслуживание жителей нескольких регионов, объединенных вокруг крупных центров высокотехнологической медицинской помощи. Тогда и средства на оказание сложной медицинской помощи всегда найдутся, а кроме этого будет развиваться параллельно и региональное здравоохранение, что позволит оказывать текущую и неотложную помощь по месту проживания. Наверное, на практике все будет обстоять не так просто, как в теории. Но на то и сформирован новый состав федерального правительства, чтобы со свежими силами и идеями взяться за устранение проблем, доставшихся им в наследство от предшественников.
Галина САМОЛЕТОВА