Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№02 от 20 января 2022 г.
Резвая хозяйка рязанского «Фотодома»
Виктория Филиппова – о пиктореализме, поиске лекторов и спасении от бумажных будней

В самом центре Рязани, в одном из многочисленных закутков улицы Почтовой, действует удивительная творческая площадка – Музейно-выставочный центр им. Е. Каширина «Фотодом». Начинался проект как инициативная группа по созданию музея ушедшего из жизни прославленного рязанского фотографа. Но в ходе реализации «оброс мясом» и теперь, спустя уже несколько лет после его открытия, можно с уверенностью сказать, что «Фотодом» стал одной из главных точек притяжения для местных творцов и поклонников визуальных искусств. А часто и не только визуальных – если как следует приглядеться, там происходит много разного, прямо глаза разбегаются. Об этом мы и поговорили с его директором Викторией ФИЛИППОВОЙ.

– Виктория, ты откуда взялась такая бодрая и резвая? Мало кто о тебе слышал в нашем городе, и вдруг… Раз! – и «Фотодом» появился, а там гостей встречает улыбчивая хозяйка. Два! – и помимо выставок еще вдруг много всего стало там происходить: лекции, концерты, прочие разнообразные мероприятия. Вот, кстати, вдогонку еще один вопрос: всех подряд «к себе» запускаешь или есть какой-то отбор? 

– Почти всю свою жизнь живу в Рязани. Окончила РГУ, более двадцати лет проработала в школе и довольно серьезно изучала историю и теорию фотографии на досуге. Волею судьбы вошла в инициативную группу по созданию музея Евгения Каширина и потом, когда мне предложили стать его директором, согласилась. Вот такое «краткое содержание предыдущих серий».

Мы назвали наш центр «Фотодом» не просто так. Хотели, чтобы он стал не «мертвым» музеем, а настоящим домом для творческих людей, чтобы в нем кипела жизнь. Рассматриваем любые предложения, но «впускаем», конечно, не всех. Проект, будь это выставка, концерт, творческий вечер и так далее, должен быть интересным для меня и моих коллег. Субъективно, да, но от субъективности никуда не деться. Мы создаем «Фотодом», наполняем его, формируем его облик. В нашей команде Андрей Карев, Евгения Романова, Леонид Агальцов, Дарья Перова… Будет другая команда – будет другой «Фотодом».

– «Фотодом» носит имя Евгения Каширина: насколько хорошо с ним была знакома?

– Я не была с ним знакома вообще. Знала его работы, видела его передачи по телевидению. В инициативную группу по созданию музея попала не сразу. Сначала просто по-дружески помогала работать над этим проектом, а потом присоединилась к нему официально.

– Культурное место в Рязани, как правило, принадлежит некой конкретной возрастной категории – детям, зрелым, пенсионерам… Они потом и составляют основную массу посетителей. С «Фотодомом» не так: насколько я могу судить, тут совсем не про возраст. Это изначально планировалось?

– Да, это место для всех возрастов. Мы умышленно планируем мероприятия и выставки так, чтобы на нашей площадке встречались разные поколения творческих людей.

– С момента открытия «Фотодома» одной из важных составляющих его работы стали публичные лекции на самые разные темы. При желании, регулярно посещая ваше заведение, можно получить неплохие знания, причем не только художественные, но и общегуманитарные. Потому что, вопреки ожиданиям, изрядная часть лекций – не про живопись и фотографию. Кто занимается их отбором? И какими качествами должен обладать лектор, чтобы заинтересовать «Фотодом»?

– С лекциями очень любопытно получается. Знаешь, как когда-то на кухне велись разговоры: кто-то узнал интересное и делится с друзьями. Вот и у нас так. Мы сами, наши друзья, знакомые постоянно делимся находками, только не на кухне, а в «Фотодоме». Темы – самые разные. А главное качество лектора, на мой взгляд, это умение заинтересовать темой настолько, чтобы после лекции хотелось узнать про нее еще больше.

– Какие из уже прошедших выставок, лекций, мастер-классов и прочих мероприятий особенно запомнились? И почему именно они?

– Лекция Марии Зайцевой «Женщина в мире мужчин. Опыт христианства» – это для меня было открытие и темы, и потрясающего лектора. Поэтический проект Леонида Агальцова «Полторы комнаты» – чистое наслаждение. Прекрасная поэзия, интересная подача: голосами разных чтецов звучали Ахматова, Цветаева, Тарковский, Рыжий – в том числе в сопровождении фортепиано, скрипок, контрабаса. Мастер-класс «Рисуем серебром» – рисунки на фотобумаге: этот метод использовал Евгений Каширин в работе с детьми.

С выставками труднее – каждая интересная и особенная. Например, у меня получилось реализовать свою мечту – показать рязанцам Георгия Колосова и Людмилу Тоболину, мастеров пиктореализма: фотографы этого направления не документируют действительность, а с помощью экспериментов с линзами и негативами отражают собственное видение мира, что сближает их с художниками. Совершенно особенной получилась коллективная выставка «Пальто», вдохновленная книгой Патти Смит «Поезд М»: было безумно интересно наблюдать, как один предмет – пальто – интерпретируется разными авторами.

Все фестивали «Параллели» – работа над каждым продолжается в течение всего года. В Год театра это был оммаж роману Булгакова «Театральный роман», в 2021-м – посвящение фильму «Зеркало» Тарковского. Это масштабная работа по количеству и участников, и мероприятий.

– А что в ближайших планах? Сильно ли они скорректировались из-за происходящего вокруг коронавирусного безумия?

– В планах много отличных выставок. Каких – сохраним интригу. Конечно, ограничения коснулись и нас, мы потеряли часть аудитории и были вынуждены отказаться от некоторых мероприятий и менять план выставок. Но мы не унываем и надеемся на лучшее.

– Сама производишь впечатление крайне творческого человека – и каково теперь чувствовать себя немного чиновником? Одни только отчеты, наверное, кучу времени съедают. Или после учительства тратить время на бумажки привычно? 

– Ну, я не только директор. Я куратор, лектор и даже участник выставок. Это спасает от бумажных будней. 

Фото: Андрей Бардошин

Анатолий ОБЫДЁНКИН