Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№48 от 19 декабря 2013 г.
Свежие новости
Топ-менеджеры семи нот
Одно рязанское село дало симфонической музыке сразу два ярких имени
 
Сегодня речь лишь о малой части тематических лекций-концертов, а именно двух наших выдающихся земляках-рязанцах, юбилей которых отметил Хор Параскевы Пятницы. Оба они беззаветные служители высокому искусству, оба они уроженцы села Плахино Захаровского района Рязанской области, оба они навеки прославившие своим творчеством Рязанскую землю.
 
Крестный отец филармонии


 
Семён Александрович ЗАЛИВУХИН родился в 1893 году – 120-летие со дня рождения отмечает широкая общественность города Рязани и города Саратова. Начальное профессиональное образование получил в Петербургской певческой капелле, где учился с 1904 по 1910 год. По окончании хорового отдела Капеллы С.А.Заливухин преподавал пение в железнодорожном училище города Любани (1910–1911 гг.). В  мужской и женской гимназиях города Кронштадта (1911–1914 гг.).
 
Высшее музыкальное образование Семен Александрович получил в Петербургской консерватории на двух отделениях сразу: на теоретическом и дирижерско-хоровом отделениях. Во время учебы продолжал работать в Петербурге-Петрограде в Путиловском училище учителем музыки и пения.
 
Закончив учебу в Петербурге, Заливухин вернулся в Рязань – на свою малую Родину. В течение 30 лет трудился на благо культуры, поднимал и формировал сеть учебных заведений Рязани: был преподавателем, а затем директором музыкальной школы. Он стоял у истоков организации Рязанского музыкального училища. Был его преподавателем, заведующим учебной частью, его директором. Деятельность С.А.Заливухина в музыкальном училище Рязани была интенсивной и плодотворной. 
 
Талант музыканта, блестящее образование, несомненные организаторские способности, замечательные человеческие качества позволили ему в кратчайшее время вывести учебное заведение в число лучших музыкальных училищ страны. С.А.Заливухин организовал хор и симфонический оркестр, вёл теоретические дисциплины, дирижирование, чтение партитур, аранжировку. Велика была в масштабах города профессиональная просветительская деятельность Заливухина: открыто городское музыкальное общество, при нем организован хор, объединенными усилиями музыкальных заведений проведено огромное количество концертов, оперных постановок, где Заливухин сам дирижировал и хором и оркестром сочинениями русских классиков и современных композиторов. Собственно, именно деятельность С.А.Заливухина подготовила почву для создания в 1939 году в Рязани филармонии. Во всех делах, которыми занимался Заливухин, проявились масштабность и перспективность мышления, талант руководителя, высочайший профессионализм, человечность, порядочность и интеллигентность.
 
В 1948 году по инициативе многих музыкальных деятелей директором Саратовской консерватории был назначен Семен Александрович Заливухин, проработавший более 15 лет директором Рязанского музыкального училища. Именно с этих пор началась и до настоящего времени продолжается теснейшая связь выпускников Рязанского музыкального училища с Саратовской Государственной консерваторией. Переехав в Саратов, С.А.Заливухин всю свою жизнь сохранял близкие связи не только с теми людьми,  с которыми долгое время работал, но и с теми, кого учил. Одним нужен был его совет, другим – его мудрость. Многие нуждались в прямой его помощи и получали ее всегда. Его отзывчивость и скорая реакция были фантастическими. 
 
В 1950 году к нему обратился потерявший работу в Москве (за репрессированного и расстрелянного еще в 1937 году брата генерала) его ученик – выпускник 1932 года, давно окончивший Московскую консерваторию Николай Иванович Ананьин (солист ансамбля им. Александрова). На следующий же день Семен Александрович был уже в Москве. Разговоры, риск, действия… Н.И.Ананьин до 1967  года работал директором Рязанского музыкального училища. Это только один пример из множества. Мы – рязанцы – до сих пор чувствуем ту атмосферу добра, внимания и заботы, которую создал С.А.Заливухин, которая сохраняется и теперь, Не случайно его имя – визитная карточка в помощь поступающим в Саратовскую консерваторию из города Рязани.
 
Автор гимна и… 
регент храма


 
Земляк его Александр Васильевич АЛЕКСАНДРОВ оказался невольным учителем и во многом другом С.А.Заливухина.
 
Имя А.В. Александрова (1883–1946 гг.) – выдающегося русского хорового дирижера, педагога, создателя и руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски, автора песни «Священная война» и Государственного гимна СССР, знаменитое в советские годы, остается известным и в наше время. В декабре 2000 года музыка Александрова стала гимном России.
 
В родном селе Плахино Захаровского района Рязанской области Саша с  4-х лет пел на клиросе. У него был звучный альт и прекрасный музыкальный слух. В 1892 году его услышал певчий из Петербурга Петр Алексеевич Заливухин, односельчанин Саши, и взял мальчика в северную столицу. Он стал певчим, а затем солистом в одном из лучших хоров Петербурга – хоре Казанского собора под руководством В.А.Фатеева, известного регента и церковного композитора, окончившего Петербургскую консерваторию в классе Н.А.Римского-Корсакова. Для Александрова Фатеев стал первым учителем музыки, который блестяще подготовил его к поступлению в 1897 году в регентский класс Придворной Певческой капеллы.
 
О музыкальном даровании мальчика говорит один курьезный случай. Е.С.Азеев, регент Придворной Певческой капеллы, автор многих церковных песнопений, написал довольно сложную по фактуре «Херувимскую песнь», которую разучили певчие Казанского собора. Александров случайно присутствовал на репетиции, а через день-два, задержавшись в классе, сыграл партитуру наизусть. Азеев, бывший в соседнем классе, решил, что «Херувимскую» списал кто-то без его разрешения. Разъяренный, он врывается в класс: «Кто играет?». Смущенный мальчик встает из-за рояля: «Я». Азеев: «А ноты где?» Недоразумение разъяснилось. И Азеев был восхищен памятью ученика.
 
Получив в 1900 году звание регента, Александров сдал экзамены в Петербургскую консерваторию Римскому-Корсакову. Он успешно занимался в классах А.К.Лядова и А.К.Глазунова, но не окончил курса как по причине болезни, так и в силу материальных затруднений.
 
В 1902 году Александров покидает Петербург и едет в село Бологое Тверской губернии. Здесь он впервые возглавляет крупный хоровой коллектив: становится регентом соборного хора. С женитьбой на певчей Ксении Морозовой устраивается его личная жизнь, а в 1906 году он с семьей переезжает в Тверь, где по конкурсу «завоевывает» должность регента архиерейского хора. «За трех-четырехчасовую репетицию он сумел не только выучить несколько довольно сложных хоров, но исправил у певчих дыхание, сделав его более плавным, дал ряд указаний чисто вокального свойства, внушил доверие и симпатии к молодому дирижеру» (Г. Поляновский «Композитор Красной армии А.В.Александров»).
 
Одновременно с большой хоровой и педагогической работой Александров в 1913 году оканчивает Московскую консерваторию по классу композиции у профессора С.Н.Василенко, а в 1916 по классу вокала у профессора У.А.Мазетти. Василенко в своих «Воспоминаниях» назвал Александрова своим «лучшим и любимейшим учеником». Он трогательно относился к ученику, который жил в Твери, но «раз в неделю аккуратнейшим образом приезжал на занятия».
 
В 1918 году Александров выдержал конкурс на освободившееся место регента в храме Христа Спасителя. Переезд в Москву стал началом нового этапа его творчества. Возглавляя хор храма в 1918–1922 годах, он стал одним из наиболее известных дирижеров в Москве. Автор «Словаря православного русского церковного пения» Д.С.Семенов подчеркивает его высокий авторитет, сравнивая со знаменитым композитором и дирижером П.Г.Чесноковым.
 
В 1918 году А.В.Александров стал преподавателем Московской консерватории, а спустя четыре года он был утвержден в звании профессора. Вместе со своим учеником Г.А.Дмитриевским и корифеями русского хорового искусства – Н.М.Данилиным, П.Г.Чесноковым, А.В.Никольским – Александров создает кафедру хорового дирижирования.
 
Удивительно плодотворной была его педагогическая деятельность. Многие известные всему миру композиторы и дирижеры с великой благодарностью вспоминают А.В.Александрова – учителя, преподававшего им образцы педагогического мастерства.
 
В 20-х годах А.В.Александров возглавил Государственную Московскую академическую капеллу, был регентом в храме Христа Спасителя, работал хормейстером в столичных театрах и частях Красной Армии.
 
Сейчас  трудно проследить творчество Александрова как церковного композитора: больше 300 произведений его были изъяты и пропали, но те, которые дошли до нас (10 или 12) свидетельствуют о  высочайшем мастерстве и необыкновенной талантливости автора.
 
1928 год стал годом создания Краснознаменного ансамбля песни и пляски, который Александров возглавлял до конца жизни. Начиналось все с небольшого ансамбля, который зарабатывал на жизнь случайными выступлениями. Затем поступило предложение работать в создавшемся тогда Центральном доме Красной Армии. С.А.Василенко писал: «Заведую хором красноармейцев в Доме Красной Армии». «Вот это – настоящее!». «Да ведь хор-то всего из двенадцати человек, и получаю я просто чепуху…». «А ты постарайся, доведи хор до пятидесяти человек…». Саша с величайшими усилиями довел хор до шестидесяти человек и показал К.Е.Ворошилову… И возник знаменитый Краснознаменный ансамбль. Со временем он вырос в первоклассный художественный коллектив. 
 
Мотор легендарного ансамбля
 
Время было наполнено работой и надеждой, ожиданием новых интересных произведений и концертных программ. Десятки музыкальных сценических монтажей, десятки обработок народных песен были созданы Александровым за эти годы. А песни для большого мужского хора и оркестра по тематике, актуальной в те годы, были такого высокого творческого накала, что люди, жившие в ту пору, всегда помнили их как знак той странной, разнообразной, но героической эпохи. Этих песен было всего 7–8, но это шедевры очень крупного масштаба.
 
Всю войну ансамбль провел в многочисленных концертных выступлениях и полным составом, делясь на группы и выступая порой под фронтовой грохот. В 1943 году композитор был награжден орденом Ленина, ему было присвоено воинское звание генерал-майора за концертную деятельность во время Великой Отечественной войны. Это событие совпало с его 60-летием.
 
Вспомним первое исполнение ансамблем на Белорусском вокзале в 1941 году перед уходящими на западный фронт солдатами гениальной песни на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война». Не может не волновать свидетельство самого А.В.Александрова о первых днях жизни «Священной войны».
 
«…Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет грамзаписи, то профессор А.Б.Гондельвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы исполнители, нередко плакали…» Песня прозвучала в одном из концертов пять раз! Второго такого случая мировая история, наверное, не знает.
 
Способности человеку дает Бог, своим трудом человек создает свой талант, а гений в человеке обнаруживает время. Сейчас только стало ясно, что редчайшее свойство понимать интонацию эпохи, в нужное время открывать ее человечеству дано лишь малому количеству гениев, но в это число входит А.В.Александров.
 
Вторая вершина музыкального наследия А.В.Александрова – музыка Гимна Советского Союза. В 1939 году была написана песня «Гимн партии большевиков» на слова Лебедева-Кумача. После огромного конкурса 1943 г. на гимн страны, не выявившего подходящего произведения, было предложено использовать музыку гимна партии большевиков. Затем с текстом Г.Эль-Регистана и С.Михалкова гимн просуществовал почти 50 лет и являл в течение полувека лицо великой державы перед всем миром. 1 января 1944 года величественный Гимн СССР впервые прозвучал в эфире. Он тоже стал неотъемлемым атрибутом нашего государства. По сей день мы эту музыку слышим каждое утро и при торжественных событиях. И хочется встать. Слова другие. Но музыка… незаменима.
 
В 1946 году после тяжелой болезни Александров возвратился в ансамбль. Он по-прежнему работал, не щадя сил. Он любил работу с ансамблем (к слову – никогда не работал по понедельникам), любил его искусство, невероятно строго следил за благосостоянием артистов ансамбля и просто за их здоровьем, ревниво относился к малейшим изменениям в звучности хора и оркестра, в темпах, нюансах и трактовках. Артисты, обычно склонные к вольностям и панибратству, даже в разговорах между собой называли его только по имени-отчеству: Лексан Васильч. Он в доме по Писцовой улице, 14 бывал чуть не каждую неделю – здесь жили артисты ансамбля, а в те годы они очень нуждались в отцовской заботе особенно такого фантастически влиятельного человека как А.В.Александров.
 
8 июля 1946 г., во время гастролей по Европе, А.В.Александров скоропостижно скончался. Память его увековечена на малой родине. В селе Плахино открыт музей, установлен бюст композитора, систематически проводится межрегиональный фестиваль патриотической музыки «Песня Победы».
 
Наталия ЩЕРБАКОВА
Заслуженный работник культуры РФ, 
преподаватель Рязанского музыкального колледжа по дисциплинам дирижерско-хоровой специальности, почетный работник среднего специального образования
 
P.S. Хор Параскевы Пятницы обязательно продолжит свои повествования о выдающихся музыкантах Рязани. В 2014 году нас ждет 100-летие Сергея Дмитриевича КРОТКОВА, профессора, композитора духовной музыки, выдающегося энтузиаста православной музыка в трудные времена. Отдельный концерт будет посвящен памяти выдающегося хорового деятеля профессора, Народного артиста СССР Клавдия Борисовича Птицы, в тяжелейшие времена советского безбожия сохранившего верность подлинной русской музыке и преданность  православны традициям.
 
Наталия ЩЕРБАКОВА