Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 18 мая 2023 г.
Разыскивается «Шум прибоя»
Похищенное с выставки полотно рязанского художника возвратилось спустя 28 лет

 

Как известно, читатель любит детективные истории. Однако, перефразируя знаменитые начальные слова из фильма «Берегись автомобиля», хочется добавить, что еще больше ценятся арт-детективы. Здесь, как правило, обходится без крови и насилия, а воображение будоражат хитроумные планы ограблений, громкие имена и баснословная стоимость пропавших полотен.

Самым дорогим среди всех похищенных произведений искусства является картина Яна Вермеера «Концерт»: работа, оцениваемая более чем в 200 миллионов долларов, была украдена в 1990 году из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне и до сих пор ее судьба неизвестна. Наиболее часто похищаемым художником считается Пабло Пикассо, и даже «Мона Лиза» побывала в руках грабителя. Нашумевшие кражи становятся сенсациями и вписываются отдельными страницами в историю искусства.

Но, оказывается, в летописи арт-преступлений есть и рязанский след. Связан он с именем художника Константина Шелковенко и его украденной картиной «Шум прибоя», возвращение которой затянулось почти на три десятилетия.


Фоторепродукция картины «Шум прибоя»

Имя Константина Карповича Шелковенко, возможно, не такое громкое, как у его упомянутых выше коллег «по кражам», но в контексте Рязани – не менее значимо. Родившийся в 1920 году Константин Шелковенко относится к поколению художников-фронтовиков, оставивших богатое творческое наследие и внесших огромный вклад в развитие рязанской живописи.


Константин Шелковенко. Фото: Евгений Каширин

Судьба Константина Карповича – яркий пример того, как, пройдя через страшные лишения и испытания, можно сохранить оптимизм и стойкость духа. Мальчишкой он пережил голодомор, остался сиротой, скитался и беспризорничал, пока из Херсонской губернии не добрался до Подмосковья, где был определен в детский дом. Оттуда поступил в Московское художественно-педагогическое училище памяти 1905 года, а по его окончании в 1940 году был призван в Красную Армию.

Изначально молодого художника определили в авиацию: сыграли на руку отличная физическая подготовка (ко всему прочему у Константина был разряд по боксу) и невысокий рост. Но в летчики он так и не попал, хотя по роду военной деятельности все-таки оказался связан с небом: будучи зачисленным в войска ПВО, стал командиром расчета прожекторной установки. Прожектора наши войска использовали для ослепления врага и освещения воздушных целей. Знаменитая ночная атака гудериановских танков под Тулой была отражена, в частности, при помощи этих установок. И за одной из них стоял наш герой, принимавший участие в оборонительной операции.

Славный боевой путь Константина Карповича протянулся от Москвы до Познани. Несмотря на все ужасы, война была к нему благосклонна: уберегла от ранений и подарила встречу с будущей женой Марией. Ее призвали в 1942 году из Рыбновского села Истобники и тоже направили в Тульскую область в войска ПВО, где и произошло счастливое знакомство. После войны художник приехал к своей избраннице в Рязань, где и остался на всю жизнь.

В 1946 году Константин Шелковенко вступил в Товарищество рязанских художников, в 1953-54 годах был его председателем, строил «Дом художника», участвовал в многочисленных выставках самого разного масштаба.


Михаил Шелковенко. Фото: Андрей Павлушин

– Отец был удивительным человеком, – вспоминает сын Константина Карповича Михаил Шелковенко, заслуженный художник РФ. – Казалось, он умеет все: нарисовать картину, починить электричество, сшить сапоги, построить лодку. Глядя на него, я мечтал стать таким же: уметь работать, принимать решения и отвечать за них. Во многих делах отец был первопроходцем. В частности, ввел в Рязани традицию проводить юбилейные выставки. Первый такой опыт опробовал на свое 50-летие, заявив, что художник должен отчитываться перед народом. И организовал персональную выставку, которые потом проводил регулярно.

Вот с этого момента, собственно, и начинается наша детективная история. В 1995 году Константину Шелковенко исполнилось 75 лет, и по заведенной традиции в выставочном зале на улице Есенина была торжественно открыта персональная выставка. Центром экспозиции стала работа «Шум прибоя». Довольно большое полотно с чудесным крымским пейзажем: крутые скалы, затянутое облаками небо и разбивающиеся о камни волны. Надо сказать, что Крым художник любил страстно, пользовался каждой возможностью, чтобы туда съездить. И всякий раз привозил огромное количество этюдов, по одному из которых и был написан «Шум прибоя».

Когда юбилейная выставка завершила свою работу, экспозицию разобрали, картины составили в холле и перевезли в мастерскую автора. И только тут выяснилось, что именно центральной работы не хватает: в какой-то момент транспортировки крымский пейзаж бесследно исчез.

Это был первый случай в Рязани, когда с выставки художника похитили работу. Впрочем, сам Константин Карпович отнесся к краже с присущим ему юмором: «Раз стащили, значит, действительно, очень понравилась». Дело заводить отказался и в скором времени сделал повтор, который позже экспонировался на областной выставке.

В 2004 году Константин Шелковенко ушел из жизни. Живописное наследие мастера бережно хранит его семья, а дело с украденной картиной давно превратилось в анекдот, который рассказывают в художественных кругах Рязани. Однако в этом году история получила не только неожиданное продолжение, но и счастливое завершение.

На сайте «Авито» появилось объявление: «Продается картина маслом на холсте Шелковенко-старшего». И оно попадается на глаза друзьям семьи Шелковенко – Ираклию и Марии Сипрошвили, которым в нашей истории отводится роль Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сипрошвили – это также известная в Рязани семья художников, поэтому объявление заинтересовывает их вдвойне. Они отправляют ссылку Михаилу, и тот по фотографии узнает украденное полотно.

Не будем подробно вдаваться в дальнейшие действия наших арт-детективов. Достаточно сказать, что на все уловки, расспросы и попытки узнать происхождение картины, продавец решительно отвечал: «Не ваше дело». И поскольку все сроки давности уже прошли, то картину было решено просто выкупить. Что и сделали Сипрошвили в качестве дружеского жеста: сделка совершилась и спустя 28 лет «Шум прибоя» возвратился к законным наследникам.

К слову, работы Константина Шелковенко вообще «любят» неожиданно возвращаться. Еще одна история, но уже не детективная, а скорее мелодраматическая, связана с картиной из родового дома в Истобниках. Пейзаж, на этот раз рязанский, висел на почетном месте – над кроватью бабушки, где маленькому Мише разрешалось иногда спать. Погружаясь в сон, он любил рассматривать работу отца: песчаные берега реки Пры, высокие сосны и вечернее золото мещерского неба. Поэтому неудивительно, что картина глубоко осталась в детских воспоминаниях.

Но шло время, менялись обстоятельства и бабушкин дом был продан со всей обстановкой, мебелью и картинами в том числе. Казалось, что и этот, навеки отпечатанный в памяти, пейзаж ушел навсегда. Как вдруг оказывается, что отцовская картина давно «живет» в Рязани, причем в одном доме с Михаилом Шелковенко. И люди, к которым она попала, совсем не чужие, а тоже близкие и хорошие друзья.

В таком удивительном притяжении, наверное, и заключается сила настоящего искусства. Ощутить этот творческий магнетизм и увидеть похищенную и обретенную картину «Шум прибоя» зрители смогут уже в ближайшее время. Почищенное от грязи и пыли, приведенное в экспозиционный вид (своими прежними «хозяевами» работа была варварски прибита гвоздями к стене прямо через раму), полотно будет представлено на областной выставке «Весна – 2023». Спустя 28 лет картина будет показана в том же зале (ул. Есенина, 112), из которого была украдена.

И под занавес – контрольный выстрел, еще одно совпадение: открытие состоится 20 мая – в настоящий день рождения Константина Карповича Шелковенко. Тут еще одна «история». Официальный день рождения 11 мая ему вписали в документы уже в детском доме, но он всегда помнил и реальную дату.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В обнимку с медведем

 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас
Вера Новикова