Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№15 от 18 апреля 2019 г.
Легкое ДХание
 30-летняя история легендарной рязанской группы объединила комсомольский задор, рок-энергию и этнические инструменты

В какой момент настоящее переходит в прошлое? На какой отметке циферблата современность становится историей? После того как пожелтеют газетные вырезки? Или перестанет закрываться переполненная коробка со старыми фотографиями и документами? А может, в стремительном временном потоке это все один лишь миг, который нужно просто успеть рассмотреть и насладиться? Одна секунда, в течение которой из крохотного семечка прорастает травинка, набирает силы и сама дает новые семена. И все это складывается в один цикл, одну цветущую жизнь, в которой мы находимся здесь и сейчас…



30 лет назад рязанская этно-рок-группа «Дом Художника» вступила во «Время цветения трав». В этом же состоянии она находится до сих пор. И приглашает всех рязанцев пережить эту тридцатилетнюю эпоху вместе, на одноименной выставке в Музее истории молодежного движения.

Я уйду в дом художника жить
Я узнаю вкус каждой краски.
Мне назначено в ночь
И я должен здесь быть –
Нынче срок новой сказки.

Эта песня группы «Адо» посвящена, как нетрудно догадаться по первой строчке, рязанской группе «Дом художника». И само понятие дома здесь не просто изящный поэтический образ, а отсыл к реально существующему жилищу. Деревянный дом с большим садом в самом центре города на Малом шоссе (сейчас на этом месте располагается ТЦ «Виктория Плаза») – его на момент создания группы снимали Игорь «Хант» Павлов и Наталья Казарина. С этой пары – с гитары и виолончели – начался первый состав группы. А сам дом стал местом притяжения для неформально мыслящей рязанской тусовки.



Художники, музыканты, журналисты, поэты, артисты – круговорот людей не прекращался, жизнь кипела. Летом – вокруг костра во дворе. Зимой – около настоящей русской печки в доме. Желающих истопить печь было немало, иногда даже занимали очередь. Самому Ханту, уроженцу таежного поселка Алябьево Ханты-Мансийского округа, это не было в диковинку. В лидерах был и Игорь Крысанов, для которого деревенский быт тоже был привычным делом (своим опытом истопника сам Игорь с видимым удовольствием поделился на открытии выставки). Вслед за ними и остальные гости стремились подкинуть дровишек в огонь творческого Дома.



При оформлении выставки эта печь была символически воссоздана: в дело пошел один из каминов, располагающихся в музее. Приоткрытая печная дверка, аккуратная стопка дров – и атмосфера создана. Рядом – паспорт коллектива художественной самодеятельности группы «Дом художника», выданный отделом культуры Рязанского горисполкома. От этих реперных точек и начинает раскручиваться история группы «Дом художника».

Выставка заняла три зала МИМД. Экспозиция в первом зале посвящена истории зарождения и становления коллектива. Переломные восьмидесятые и бурные девяностые. Бережно сохраненные артефакты: первая гитара, архивные фотографии и документы, самиздатовский музыкальный журнал «Тапки» и другие любопытные издания, газетные вырезки, магнитофонные катушки с записями, плакаты и афиши собственных концертов «Дома художника» и известных рок-групп, с которыми музыканты дружили и привозили в наш город.

Андрей Горохов («Адо») вместе с Игорем Павловым, прихлебывающим суп прямо из кастрюльки. «Дом художника» и музыканты «Аквариума», выступающие на одной сцене. Марина Есенина, нынешний худрук Театра на Соборной, на афише шаманского действа под названием «Размахивание плетью или платком». Каждое имя – знаковое. За каждым экспонатом – отдельная история…



…которая продолжается во втором зале. С 2003 года для группы начинается новое время. Обновляется состав, в коллектив вливаются интересные неординарные личности. В музыке появляются новые мотивы, в самосознании – новая философия, в дискографии – новые записи, в гастрольном графике – новые города и фестивали. В 2005 году происходит окончательное формирование нового состава, репертуара и официальная смена названия, точнее его сокращение: «Дом художника» в «ДХ». 

– Никто на концертах не скандирует «Дом ху-дож-ни-ка!». Все кричат: «ДХ»! – так пояснил историческое решение лидер группы. –  Вот и изменили. Название, которое вроде как и новое, но не отрицает старого.



Энергия «ДХ» собрана и материализована во второй части экспозиции: диски, афиши, газетные полосы (среди которых особенно было приятно увидеть публикации «Новой газеты»: свои и Анатолия Обыдёнкина), концертные костюмы, фенечки, украшения и аксессуары, награды и призы. Магнетической силой притягивают экзотические образцы этнических инструментов, собиравшиеся на протяжении многих лет во время гастролей и путешествий. Многие из них авторской работы и сделаны в единичном экземпляре. Сами названия звучат как музыка: хакасский шаманский бубен тюр, тувинский смычковый игиль, якутский хомус, вьетнамский варган данмой, латиноамериканские гуиро, славянские окарины, индийские караталы, тибетские поющие чаши, древнейший инструмент австралийских аборигенов диджериду, перуанская панфлейта антара, африканская калимба, афро-бразильская кабаса…



Как музыка читаются и отзывы зрителей. «А можно барабанщика тоже на бис?» «Зачем одели девушку? Ведь у нее такие красивые танцы…» «Вы претесь сами, и мы премся от вас и от вашей музыки. Ребята, вы очень хорошо все делаете. P.S. Я не пьяный, у меня почерк не менялся с 1 класса».

Наконец, сама музыка звучит в третьем зале, который на время выставки превратился в импровизированный видеозал. В полутьме, удобно расположившись на мягких подушках, можно посмотреть видеоклипы «ДХ» и записи их выступлений.

Впрочем, вдумчивому зрителю рекомендуется посетить и остальные залы Музея истории молодежного движения с постоянной экспозицией. А еще лучше именно с них и начать. И, пройдя от истории пионерии и комсомола до «ДХ», убедиться, как на самом деле все связано и закольцовано. Рок-культура, которая еще вчера вызывала споры, сегодня становится объектом музейного изучения. Не случайно открытие выставки и концерт «ДХ» проходили на фоне баннера «Век комсомола».



– Без него ничего бы не было. Комсомол поддерживал, помогал,
– подтвердил Игорь Павлов, с гордостью демонстрируя свой комсомольский билет.

И в данном случае имеются в виду конкретные люди, которые также приняли участие в открытии выставки 9 апреля. Ирина Астахова, в конце 80-х гг. ХХ века завотделом ОК ВЛКСМ, – при ее поддержке состоялся первый в Рязани рок-фестиваль, проходивший в Мервинском ДК. Елена Буняшина, в 90-е гг. ХХ века первый секретарь РСМ, поддерживавшая все начинания «ДХ». Так, выставка «Время цветения трав» объединила разных людей, разные поколения и разные эпохи. И разное время, которое еще отнюдь не закончилось.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА

Выставка «Время цветения трав» работает до 3 мая в Музее истории молодежного движения (ул. Свободы, 79).
Вера НОВИКОВА