Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№50 от 17 декабря 2015 г.
Мэру – годик
Пять главных достижений сити-менеджера Рязани



Ровно год назад, 17 декабря 2014-го, Олег БУЛЕКОВ был назначен главой администрации Рязани. «Новая» решила вспомнить самые знаковые решения градоначальника, а также заодно поговорить о кризисе местного самоуправления.

Выше, дальше, наглее

На неделе Олег Булеков выполнил свою главную задачу, ради которой назначение именно его на должность, судя по всему, и лоббировал губернатор Олег Ковалев. Глава горадминистрации смог продавить через гордуму вопрос концессии «Водоканала». Теперь частный инвестор, получив в длительное управление муниципальную собственность, сможет повышать тарифы, использовать имущество ради получения кредитов в западных банках и выводить прибыль в оффшоры.

Второе достижение мэрадва визита в Италию за бюджетный счет. С учетом билетов и командировочных, одно посещение Булековым города Генуи обошлось рязанским налогоплательщикам в 82 тысячи рублей. И это без учета других членов делегации. Хорошо еще, что оплату расходов по проживанию и трансферу взяла на себя принимающая сторона. Хотя это как посмотреть. Не является ли факт того, что российский чиновник отдыхает на Западе за счет иностранцев, скрытым подкупом? Не завербован ли теперь наш глава администрации, который имеет доступ к государственной тайне?

Достижение №3: участие в субботниках. Булеков бесстрашно выходил на борьбу со снегом и мусором. Под прицелом фото- и видеокамер он ловко управлялся с лопатой. Неизвестно, сколько граждан таким образом сити-менеджер заразил примером, но хотя бы малую часть своей годовой зарплаты в пару миллионов отработал.

Достижение №4: возвращение префектур. Создал четыре территориальных управления – префектуры Московского, Октябрьского, Железнодорожного и Советского районов вместо Управления по работе с населением на территории. Как это сказалось на качестве управления в Рязани, пока не очень понятно.

И, наконец, пятое достижение. Оно же и самое первое по времени. Повышение платы за проезд в общественном транспорте – стартовое решение Булекова. С 1 января текущего года стоимость одной поездки подорожала на 1 рубль (с 15 до 16 руб.). Не за горами и новые повышения.

Не власть ты мне, дума городская

Смеем прогнозировать, что предстоящий год для рязанского мэра будет куда сложнее первого. Впереди парламентские выборы и есть риск того, что критика рязанской оппозиции сосредоточится именно на Булекове. «Справедливая Россия» опробовала эту тактику на последних выборах в облдуму.  Коммунисты уже требует отставки Булекова на митингах. Наверняка подтянутся и другие партии, сделав градоначальника мальчиком для битья, за счет которого можно набирать очки.

Ну, в самом деле, не губернатора же критиковать? Тем более, он избран пусть и на кривых, но все же всенародных выборах. А глава горадминистрации просто назначен. Да еще кем? Депутатами гордумы, которые сами не могут похвастаться легитимностью. А раз рязанцы своего согласия на мэра не давали, то с готовностью поддержат критику в его адрес. Именно поэтому назначение сити-менеджеров вместо прямых выборов угрожает политической стабильности. Если бы Булеков заручился поддержкой народа, то, по крайней мере, в ближайшие пару лет его отставки было бы требовать глупо. Критиковать за конкретные просчеты или недоделки – да, но не огульно охаивать, как назначенца.

Получив мандат от городской думы, Булеков не только разделил с ней ее антирейтинг, но также и не смог стать настоящим мэром в глазах горожан.

В Конституции черным по белому написано: «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно» (ст.131). Но Конституционный суд в начале декабря отказался удовлетворить заявление группы депутатов Госдумы о необходимости возвращения избрания градоначальников. Хотя очевидно, что у граждан Рязани никто и не думал спрашивать, сами они хотят избирать главу администрации или готовы перепоручить это какой-либо комиссии.

Сам-то местный?

Ситуация с мэрами крупных административных центров – это только верхушка общего кризиса местного самоуправления в России. Все на первый взгляд благие преобразования в этой сфере извращались и приводили к совершенно противоположным результатам. Знаковым видится и то, что о роли муниципалитетов ничего в своем последнем послании Федеральному собранию не сказал и Владимир Путин, хотя раньше уделял этому вопросу внимание.

Вот что, например, говорил президент в 2013 году: «Мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни». Реальной целью проведенной в 2014–15 годах реформы местного самоуправления стало его выхолащивание и полная зависимость от государственной власти. Муниципальные власти ориентируются не на жителей, а на вышестоящее – региональное – начальство.

Еще из Путина: «Нужно создавать и укреплять экономическую базу территорий, помогать тем, кто работает инициативно на местах». Но за последнее время проблема только усугубилась, бюджетная самостоятельность МСУ снизилась.

И еще: «Кроме того, местная власть должна быть устроена так – а ведь это самая близкая власть к людям, – чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой». Но на деле мы видим, что за риторикой о повышении конкурентности политической системы, самостоятельности местной власти и т.д. скрывается вполне конкретный политический заказ, целью которого является укрепление властью своего монопольного положения и борьба с любой оппозицией.

Не ходил бы ты, Ванек, в депутаты...

Но проблема не только в недопущении оппозиции. Скоро может сложиться такая ситуация, когда и власти будет неоткуда черпать свой кадровый резерв на местах. На недавнем заседании Либеральной платформы партии «Единая Россия» (да, есть и такой зверь) вице-губернатор Белгородской области жаловался на трудности с проведением праймериз перед выборами в сельской местности. «Пьющих хотя бы не каждый день найти невозможно», – обрисовал он истоки проблемы. Вряд ли в Рязанской области дело обстоит многим лучше. В Сараевском районе даже первые руководители, как говорят, не прочь злоупотребить.

А тут еще новая напасть: теперь все муниципальные депутаты обязаны представлять сведения о доходах и имуществе. Представьте себе депутата сельсовета: доярку или механизатора. Или даже главу поселения, который не обладает практически никакими полномочиями, получает копеечную зарплату, а украсть может разве что степлер. И вот у таких людей ради отчетностей и будут находить нарушения в декларациях. Руководителям госкомпаний, губернаторам и федеральным министрам останется только ухмыляться.

СИЗО-менеджер

Ну и кто в таких условиях пойдет в «народные представители»? Только если на уровне крупного города, где есть ресурсы, которые можно попилить. Да и это уже становится небезопасно: люди состоявшиеся и настоящие профессионалы вляпываться в сити-менеджерство не спешат. В Барнауле, например, где сейчас проходит конкурс, реальных кандидатов оказалось мало. Просто два предыдущих мэра лишились своих полномочий после возбуждения на них уголовных дел.

В рамках показушной антикоррупционной кампании, которая сейчас идет по стране, должность главы горадминистрации становится практически расстрельной. Нарушения закона можно найти почти у любого, а более-менее надежной крыши, как у губернаторов, у мэров нет. Да еще несамостоятельность в принятии решений, приходится таскать каштаны из огня.

Поэтому Олегу Булекову не позавидуешь. Еще неизвестно, чем обернется его управление городским хозяйством. Тем более, на фоне скандальной концессии «Водоканала» с предполагаемым доведением его до банкротства. Тут одним годиком можно не отделаться. Но не в кабинете на Радищева, а под арестом.
 
Сергей ЕЖОВ