Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№42 от 17 ноября 2022 г.
Кустарная классика

Экспонаты уникального музея – на выставке в кремле

Во Дворце Олега историко-архитектурного музея-заповедника продолжается выставка «Рязанские народные промыслы XIX – нач. XX вв. Из собрания Кустарного музея Рязанского губернского земства». Именно эти экспонаты стали основой богатейшей этнографической коллекции, которой располагает наш кремль. О проходящей экспозиции корреспонденту «Новой» рассказала старший научный сотрудник научно-фондового отдела Анна Дульнева.

Ставка на подъем продаж

– Кустарный музей в Рязани возник в 1913 году в ходе подготовки к большой Всероссийской выставке. Это была уже вторая кустарная экспозиция, она проходила в Петербурге, к ней готовились все земства, включая и рязанское, собравшее собственную коллекцию, ставшую основой музея. На той выставке были представлены изделия самых разнообразных промыслов. Они специально обследовались еще в 1912 году агентствами земской управы. В подготовке экспозиции участвовали также различные школы рукоделия. Например, школа Половцевой в Скопинском уезде, занимавшаяся кружевоплетением. Или вышивальная школа в Подлесном в Михайловском уезде, организованная Софьей Павловной Казначеевой. Также разнообразные частные общества, кредитные товарищества, в частности, товарищество касимовских ткачей, существовавшее с 1849 года.





Охотники за раритетами

– Агенты отправлялись исследовать промыслы, и результатом их обследований стали многочисленные фотографии. Одну из них, запечатлевшую гончара за работой, мы видим здесь. Экспонаты собирались Акимом Курочкиным, внештатным сотрудником Императорского музея. Вторым фотографом был земский деятель Кособрюхов, которому принадлежит большее количество снимков. Он был сотрудником кустарного музея, который в 1918 году вместе со всей коллекцией присоединился к вновь образованному Государственному историко-художественному губернскому музею, став кустарным отделом. Кособрюхов его возглавил. А все это направление на территории губернии возглавлял земский деятель и революционер Семен Пафнутьевич Середа.

Открылся кустарный музей в доме Ланина в 1913 году на углу Соборной и Астраханской улиц. Сохранился музейный каталог, опубликованный в 1914-м, где одних только текстильных изделий было свыше тысячи. Везли образцы кружев, вышивки, домашних рукоделий, тканей. Сохранился в нашем научном архиве инвентарный перечень, который велся уже в двадцатые годы. Курочкиным был собран целый альбом о жизни кустарей Рязанской губернии. На одном из снимков мы видим экспозицию в доме Ланина, отдел домашних рукоделий. Теперь все эти предметы находятся в нашей коллекции. Мы постарались их все показать на манекенах так, как они выглядели столетие назад. Образцы кружев, металлические изделия, бандажные, касимовские долбленые лодки, плетеная шиловская лоза, гончарные произведения из Сапожковского, Касимовского и Скопинского уездов.



Потерянные навыки

– Совершенно недооцененные промыслы – иконописный и позолотный. Солотчинский позолотно-резной исчез и сейчас практически забыт. Изделия его не сохранились, существуют лишь документы в государственном архиве Рязанской области. Мы поработали в нем, в чем сотрудникам музея очень помог Дмитрий Юрьевич Филиппов. Он нашел много интересного материала об этом искусстве. На фотографиях со второй кустарной выставки можно увидеть знаменитую скопинскую керамику с надписью «Продано», а также иконописные изделия из Солотчи. Причем там по заказам делали не только культовую живопись, но и светские вещи, кроме того резали иконостасы. И на фотографии тридцатых годов из Солотчинского монастыря можно увидеть экземпляры, которые, к сожалению, не сохранились. В 1928 году этнографическая экспедиция рязанского музея обследовала Солотчу и окрестности. Диалектологом Мартыновым записан рассказ от Дмитрия Емельяновича Рогозьева, который в 14 лет был отдан в резной позолотный промысел. Он рассказал подробно, как что происходило. Даже были зарисованы инструменты позолотчика. Сохранились довольно объемистые анкеты, где был указан промысел, дата его возникновения, в связи с чем появился такой вид мастерства. К примеру, религиозная живопись в нашей губернии возникла примерно в 1860 году. Из солотчинских мастеров выходили довольно маститые живописцы.

Или совершенно другой промысел – ручное ткачество алексеевских ткачей. Возник он, по некоторым сведениям, в 1850-м. В Егорьевск отправлялись на промыслы крестьяне села Алексеево Касимовского уезда. Таким образом, сколотили собственное товарищество.

В 1914 году был издан каталог, куда вошел значительный рязанский материал. Тогда в цвете снимал Прокудин-Горский. Эти фотографии 1913 года хорошо известны. Некоторые из них черно-белые. А есть и цветные с рязанскими костюмами. Большой отдел музея составляло домашнее рукоделие. Это образцы традиционной одежды, костюмы. Поскольку собирателями выступали земства, то у нас материал по Михайловскому и Сапожковскому уездам представлен лучше, чем по другим частям губернии. В экспозиции есть как целые костюмы, так и детали – затканки для шушпанов сапожковских крестьянок, михайловский и сапожковский костюмы с синей клетчатой поневой.

P.S. Выставка открыта ежедневно, кроме вторника, с 10:00 до 18:00.

1 декабря в 16:00 на третьем этаже Дворца Олега состоится лекция Анны Дульневой о куклах из Рязанского кустарного музея. Цена билета 250 рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Прелести окраин

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Георгий Титов