Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№37 от 17 сентября 2015 г.
«Бабье лето» №21
Под Спас-Клепиками прошел весьма занятный бардовский фестиваль. На такое стоит посмотреть хотя бы раз в жизни


 
Давненько не брал я в руки шашки. В смысле не рубил с плеча чем-нибудь острым, побывав на очередном бардовском сборище. Ведь барды – те, что КСПшники – такие милые создания, что издеваться над ними хочется снова и снова. Напишешь про них – а они даже не понимают, о чем речь. 
 
Лет пять прошло, как был последний раз на Грушинском фестивале, который со скандалом разъехался по двум разным площадкам (год назад опять съехался, а этим летом разъехался снова). И вот на днях сподобился в очередной раз «доехать к бардам» – нет, не под Самару, а под Спас-Клепики, на камерный фестиваль «Бабье лето», который Евгений Сапфиров проводит 21-й раз. Раньше проводил на «Голубых озерах» недалеко от Луховиц, а последние годы – в глухом медвежьем углу под Спас-Клепиками. Скорее всего, место выбирали специально – чтоб доехали исключительно «свои». Подъезд такой, что лучше бы асфальта там не было, по проселочной ехать проще. 
 
Но что съездил – не жалею. Во-первых, пообщался с хэдлайнером «Бабьего лета» и частым гостем Рязани, вологодским блюзменом Андреем Козловским, которого многие по недоразумению считают бардом (даже гимн еще не разделенного тогда Грушинского «Гори, гора» именно он написал). Во-вторых, настоящий бардовский фестиваль – это такой экспириенс, которым грех брезговать. Время от времени надо давать организму хорошенькую встряску, чтобы не забывать, в каком мире живешь. 
 
Сразу после времени открытия, заявленного на 13.00, к маленькой сценке постепенно начали подтягиваться люди. Вскоре на сцену поднялся организатор фестиваля Евгений Сапфиров, вытянул за собой десяток пожилых женщин и заявил: «Мы под гимн, который сочинили «Ивкинские бабушки», поднимем флаг. Всем встать и подпевать!» Бабушки запели. Никто, правда, не подпевал. Но флаг подняли. И фестиваль начался. 
 
Открыл его блок военных песен. Выглядело, например, так. Снова выходит к микрофону организатор мероприятия и говорит: «Сейчас выступит Александр Давыдовыч Такой-то. Человек вышел на пенсию и понял, что его место на этой сцене. На самом деле он начальник ДРСУ. Я хочу дать ему карт-бланш – он споет три песни». Выходит дедушка с баяном, начинает петь. На сцену тут же выбегает пьяная женщина из близлежащего села – тянутся у нас люди к культуре. Пока пьянчужку уводят – дедушка все поет и поет. А народ от сцены – все уходит и уходит. 
 
Дальше выходили другие барды, с гитарами. Некоторые даже не сбивались с ритма, не забывали слова по три раза на песню и хотя бы иногда попадали в ноты. Но таких было мало. А из тех, кого было много, особо запомнился бард, спевший духоподъемную песню про луховицкие огурцы. Так и хотелось крикнуть: «Спиши слова!» Они были примерно такие: «Нет культуры в мире слаще, Чем луховицкий огурец. Поливай его почаще…» Окончание строфы не запомнил – в голове зажглись яркими буквами другие варианты, большей частью непечатные. 
 
На этом почти все интересное закончилось, дальше начали дети петь, а ближе к вечеру настала окончательная скукота – как будто из Рязани не уезжал. Антон Свиркин искренне пытался спеть что-то бардовское, но все равно выглядел рокером. Голосистые красноярские девушки из группы «Ключевое слово» тоже бодро выступили. Володя Цуканов с девушкой-флейтисткой – страшно сказать – пытался музыку играть на бардовском фестивале. С наступлением темноты подтянулась рок-группа с бас-балалайкой. Козловский полтора часа отпел на сгустившемся морозе так, что все из палаток повыскакивали, и перед сценой образовалась толпа. В общем, много чего было местами хорошего, а не разного, но такого добра и в городе хватает. А вот деревенская пастораль с начальником ДРСУ под баян и местечковыми бардами с песнями про луховицкие огурцы – это трэш-экзотика не на каждый день. Я, конечно, больше на «Бабье лето» ни ногой, а вам советую – хотя бы раз в жизни такое стоит посмотреть.  
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН