Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№02 от 17 января 2013 г.
Моржевание в Поднебесной
Особенности дирижирования китайскими палочками от рязанского оркестра



Встреча нового года для Рязанского губернаторского симфонического оркестра в этом сезоне прошла на редкость экзотично – в Китае. Более двух недель колесили наши музыканты по Поднебесной, вернувшись в Рязань только под Рождество. Поэтому традиционный рождественский концерт в этом году прозвучал чуть позже и превратился в «староновогодний». 
 
Однако не только это удивляло зрителей, собравшихся 14 января в Концертном зале им. С.Есенина. Сильно поредевший состав оркестра отметил и сам дирижер Сергей Оселков. «Но это не означает, что половина оркестра осталась в Китае, – успокоил он зрителей. – Просто всех подкосил китайский холод». Но об этом ниже.
 
Идея поездки в Китай возникла еще год назад, но обстоятельства сложились так, что реализоваться она смогла только сейчас. Оркестр прилетел в Поднебесную 20 декабря и уже вечером этого же дня был сыгран первый концерт. Вернулись оркестранты на родину только 6 января, успев за это время выступить в более чем десяти городах Китая: город-побратим Рязани Сюйчжоу, Тайюань, Вэйхай и др. Завершился насыщенный гастрольный тур в Пекине.
 
Как рассказал дирижер, самый яркий и самый важный концерт прошел в городе Нанкин. Рязанский оркестр играл совместно с местным симфоническим оркестром, в общей сложности на сцене находилось около 130 человек. Дирижировать выпало как самому Сергею Оселкову, так и его китайским коллегам. В программе концерта прозвучали известные шедевры классической музыки, русская и китайская народная музыка. «Это был настоящий праздник: парад солистов, парад вокалистов, парад музыкантов и оркестров!» – так отозвался о концерте в Нанкине Сергей Оселков.
 
Великолепные залы, прекрасная акустика, фантастическая техническая оснащенность, хорошие инструменты – такими высокими эпитетами говорит музыкант об организации концертов. Возможность трансформации сцены, световые эффекты, тонкая работа акустических машин – все новинки сценического оборудования создавали комфортные условия для работы наших музыкантов.
 
Правда, и на эти многочисленные плюсы нашелся существенный минус. 
 
– Мы столкнулись с единственной трудностью, которая отвлекала нас от культурной программы и музицирования – ужасный холод! – таким неприятным воспоминанием поделился с журналистами дирижер.
 
Декабрь и начало января в центральном и южном Китае обычно оказываются самым холодным периодом. Но экономные китайцы ради такого незначительного (на их взгляд) промежутка времени не считают нужным устанавливать отопление в помещениях. Так что оркестру пришлось выступать в промерзших концертных залах. И если публика могла себе позволить кутаться в шубы и пуховики, то музыканты мужественно терпели сквозняки в концертных костюмах.
 
Визит рязанского симфонического оркестра в Поднебесную был приурочен к празднованию Нового года.
 
– Китайцы очень трепетно относятся к этому празднику, – рассказал Сергей Оселков. – Практически на всех концертах были аншлаги, а это огромные залы, вместительностью не менее тысячи человек! Играли мы традиционную для новогодних концертов музыку: вальсы и польки Штрауса, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского. Не обошлось, конечно, без русских песен. В сопровождении оркестра выступала Ольга Калугина (сопрано), которая неоднократно появлялась с нами на сцене и в Рязани. Публика принимала очень тепло. Наши знаменитые «Подмосковные вечера», «Ой, цветет калина», «Катюша» подпевали всем залом. 
 
Но помимо знакомого репертуара, оркестру пришлось исполнять и китайскую музыку, о чем их попросила принимающая сторона уже буквально после второго концерта. Так что перед музыкантами просто поставили ноты, и репетировать приходилось, что называется, на ходу. Как признался дирижер, столкнуться с исполнением китайской музыки ему довелось впервые, и она его сразу очаровала. Музыкант отметил ее красоту и высокий композиторский уровень. И с радостью сообщил, что оркестр привез с собой ноты. Так что концерт китайский музыки в исполнении Рязанского симфонического оркестра – это вопрос ближайшего будущего.
 
Вера НОВИКОВА