Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№40 от 16 октября 2014 г.
Этнографический выбор
В Рязани состоялось торжество, которого город ждал не одно десятилетие


 
9 октября 2014 года в Рязани в рамках пятых «Лебедевских чтений» начала свою работу научно-практическая конференция «Рязанская этнография в истории Российской народной культуры». Это мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения Наталии Ивановны ЛЕБЕДЕВОЙ. В работе конференции приняли ведущие специалисты Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, историки, этнографы, филологи и краеведы Рязани и области.

Кульминацией стало открытие на здании рязанской средней школы №1 имени В.П.Екимецкой бронзовой стелы (доски), на которой изображена бывшая выпускница, золотая медалистка гимназии Наташа Лебедева. Стараниями Вячеслава Васильевича Коростылёва осуществлена многолетняя мечта многих рязанцев, радеющих за сохранение исторической памяти. 

Редакция «Новой газеты» ознакомилась с текстом поздравительного письма, поступившего на имя директора Рязанского областного научно-методического центра Елены Михайловны Шаповской, от академика, директора Института этнологии и антропологии В.А.Тишкова. В письме отмечается, что «Открытие памятной доски выдающемуся ученому, этнографу Н.И.Лебедевой станет важным и достойным шагом по увековечиванию ее имени в памяти потомков».

Академик выразил свое искреннее признание рязанцам в следующих словах: «Сотрудники нашего института будут рады опубликовать свои научные работы в журнале «Рязанский этнографический вестник», который возглавляет В.В. Коростылёв».

Мы встретились с бессменным организатором пяти «Лебедевских чтений», автором идеи изготовления и установки уникального памятника, Почетным гражданином Рязани Вячеславом Васильевичем КОРОСТЫЛЁВЫМ. Вот, что он нам рассказал:
 
Смыслом своих последних тридцати лет считаю неукоснительное исполнение задуманного, а именно: создать и издать рязанскую этнографическую энциклопедию в 20-ти томах. Фундаментом для этой работы являются научные труды известного русского этнографа, нашей дорогой землячки Наталии Ивановны Лебедевой. Работа по осуществлению этого замысла подошла к своему завершению!
 
Второе – наконец, бронзовая стела (доска) исполнена и установлена. Исполнили мой замысел скульпторы отец и сын Твердовы. Рязанцы по рождению, оба живут и трудятся в Москве. Но важно отметить, что Александр Сергеевич Твердов и его сын Владимир находятся в родстве с Лебедевой. Вот почему у меня не возникало никаких иных вариантов с предложением по изготовлению этого памятника кому-либо другому.
 
Во время торжественного открытия я подчеркнул, что отныне на все последующие поколения со стены старинного городского здания не только смотрит, но и предупредительно восклицает великий подвижник исторической науки, преданный гражданин и Рязани, и Отечества. Лебедева будто просит о главном: «Берегите родную культуру! Берегите ее в себе. И берегите ее для новых поколений».
 
Да, нынче не так легко сохранять и развивать то, что зовется народной культурой. Вульгарная подмена подлинности народной культуры нынче происходит сплошь и рядом. Это процесс естественный. Но «Лебедевские чтения», которые наш центр проводит с 1994 года, позволяют не только отслеживать реальное состояние всей атмосферы, в которой находится современная народная культура, но, что не менее важно, встречаясь с учеными и исследователями разных направлений, краеведами и учащейся молодежью, в доступных формах и в определенных рамках влиять на развитие здоровых начал в этой области.
 
Кстати, Наталия Ивановна не упускала возможности привлекать к этой работе молодежь.
 
Мне, к сожалению, не выпало счастья общаться с Наталией Ивановной, но есть счастливый рязанец, которого еще в середине шестидесятых годов Лебедева влюбила в этнографию, археологию, влюбила в Рязань. Его в нашем городе, да и не только в городе, знают как подвижника и защитника именно русской культуры. Это Александр Бабий. Его за любовь и верность Лебедевой с полным правом следует называть учеником Наталии Ивановны.
 
Н а вопрос «Новой газеты», почему имя столь авторитетнейшего ученого в Рязани до сих пор не числится в городских «святцах», член президиума ВООПИК Александр Николаевич БАБИЙ ответил так:
 
На мой взгляд, причин много. Действительно, странно, что Рязань, родив огромное число выдающихся людей, для многих из них оказалась злой мачехой. Это отметил еще в 1974 году академик Борис Викторович Раушенбах во время посещения нашего города.
 
Одной из причин является довольно усредненный уровень общей культуры. Тут следует помнить обо всех испытаниях, через которые пришлось пройти нашему народу. Поэтому нужно с пониманием отнестись к тому, что при жизни Лебедева на себе испытала холод безразличия.
 
Но, честное слово, за годы моего знакомства с Наталией Ивановной, мне ни разу не приходилось реально видеть ее одиночество. Судите сами: музеи Рязани приглашали ее в качестве консультанта по вопросам этнографии, археологии, истории края. К слову, знаток, страстный собиратель и исследователь древнейшей многослойной культуры славян в тридцатых годах прошлого века разделила участь многих ученых-славистов, которые были осуждены по нелепейшему сфабрикованному политическому делу. И тут скажу о том, что хранится докладная записка, из которой узнаем о твердости мужественной женщины, которая, несмотря на жесткое давление, единственная из своих «подельников» не сняла с себя нательного креста! Годами ранее, во время работы в отделе краеведения и этнографии, Наталия Ивановна на просьбы сменить тональность своих экскурсий ответила примерно следующее: «Я православная христианка, не обученная менять своих убеждений». Более чем смелое пояснение! Отсюда становится понятной одна из причин «холодка» со стороны официальных властей. 
 
Однако в конце 1960-х годов в рязанский обком партии приходит письмо с просьбой «прислать в качестве почетного гостя Лебедеву Н.И. на Первый международный конгресс этнографов». Власти пришлось враз потеплеть. На средства города для нее был в срочном порядке сшит костюм, который Наталия Ивановна называла «конгресским». Мэром Рязани Надеждой Николаевной Чумаковой для Наталии Ивановны была выделена однокомнатная квартира в новом доме.
 
Рассказываю, а у самого вихрятся в воспоминаниях многие подробности, без которых картина взаимоотношений власти к опальному ученому будет не объективна. Была в те годы директором областного краеведческого музея Галина Михайловна Яцутина. Именно ее стараниями Лебедева была оформлена консультантом. Рязанское отделение ВООПИК взяло шефство над любимой Наталией Ивановной. И если бы не дотошное опекунство с их стороны, то в последние годы жизни Лебедевой мог повториться кошмар унижений. Да, так уж устроено наше общество, способное продать, предать и наплевать. 
 
Но сегодня большой праздник. Наконец-то Наталия Ивановна символически вознесена на высоту. Ее бюст, изваянный в бронзе, высоко укреплен на стене любимой ею гимназии.
 
Как она рада за всех нас, любящих свой город, свою историю. Я в этом абсолютно уверен, поскольку имею право свидетельствовать о редком ее даре – радоваться даже за малые победы других. Редкий в наше время дар, но такой дорогой и нужный людям.
 
И еще, в контексте современных событий, о чем хочется поделиться с вами – это о том чудовищном двуличии, что поработило огромную массу людей, которые и не подозревают о наличии печати греха на собственных лицах.
 
Наталия Ивановна Лебедева являла собой образец спокойствия и сосредоточенного внимания ко всем без исключения с ней говорящими. Взгляд глубокий, пронизывающий насквозь. Голос негромкий, ровный и уютный. Речь скорая, но несуетная, без щегольских вычуров, окрашенная паволокой теплых обертонов. Одежду носила скромную, удобную. Умела прощать своих обидчиков. Вот один из примеров.
 
Наталия Ивановна, что произошло? – спрашиваю, увидев ее у порога комнаты, растерянную и взволнован-ную.
 
Только что был у меня молодой человек, назвавшийся студентом-историком. Попросил помочь ему написать курсовую работу. Я усадила его за стол, дала несколько книг, а сама отлучилась ненадолго. Вернулась, а его и след простыл. Ушел, прихватив несколько ценных для меня книг.
 
Поскольку это произошло в комнатушке в доме по улице Радищева, то я мигом на Театральную площадь в книжный магазин. Влетаю в кабинет заведующей.
 
Таисия Николаевна, если кто-либо принесет…
 
Вскоре появляется «студент-историк». Книги оформляются и после заполнения паспортных данных озвучивается сомнение на предмет происхождения раритетов. Бедолага растворяется… А Наталия Ивановна не только не подала заявления в милицию, но даже слова осуждения не произнесла в адрес мелкого человека. Такой она была...
 
Другой пример. С 1973 года пришлось мне работать в должности ответственного секретаря Рязанской организации Союза художников. Возвращаясь из очередной командировки, рассказываю о чудовищных условиях, в которых приходилось работать в городе Скопине местным художникам-керамистам. Выслушав меня, Наталия Ивановна произнесла следующее: «Опасные, очень опасные люди занимают высокие должности». Это теперь я понимаю, что эти «опасные, очень опасные люди» воспитали огромную армию, способную на откровенные предательства интересов родной культуры.
 
Чего ради говорю об этом? Потому что воспитанный на принципах Лебедевой, посвященный в ее мечты о создании в Рязани музейного этнографического комплекса, зная о ее неприятии любых форм лжи и двумыслия, смею предположить о той оценке, которую могли бы получить от Лебедевой как нынешние «функционеры от культуры», так и пикирующиеся с ними апологеты западных полукультур.
 
У Лебедевой возможно было учиться основам диалектической логики. Мысли рязанского ученого, как бы они ни были сложны, отеплялись искренней любовью к предмету исследования. Кроме того, любая, самая маленькая деталь воспринималась ею одновременно и как самостоятельная единица, и как неотъемлемая часть единого целого. Поэтому на фоне подлинно великого исследователя-полевика, мужественного защитника исторических истин, многое современное ратоборство в деле защиты русской культуры выглядит ни чем иным, как вылетевшим из окна Овертона опасным недоразумением.
 
Что ж, каждому времени свои «оттепели» и свои «заморозки». А мы, любящие и помнящие известную и великую Наталию Ивановну Лебедеву, в силу своих возможностей и способностей будем самозабвенно любить родное Отечество и укреплять его славу. Иного быть не должно.
 
«Новая газета»